После изучения темы студент должен иметь представление
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ДЛЯ СТУДЕНТА
Христианская антропология
Б.1.В.ДВ.7
Рекомендуется для направления подготовки специальности
Педиатрия
Квалификация (степень) выпускника — врач-педиатр общей практики
Педиатрический факультет
Очная форма обучения
Методические рекомендации
Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры
философии и культурологии
(протокол № __ ,от __.__.2015)
Заведующий кафедрой
профессор Е.Я.Бурлина
________________________
«____» ____________2015 г.
Самара, 2015
Методические рекомендации к семинарским занятиям для студента составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлению педиатрия 060103 утвержденным приказом № 1122 Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.11.10.
Разработчики:
Бурлина Е.Я., д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии и культурологии СамГМУ.
Голубинов Я.А., к.и.н., доцент кафедры философии и культурологии.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (ДОКЛАДА), ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА, ЭССЕ, ПРЕЗЕНТАЦИИ И ОТВЕТА НА ЗАЧЕТЕ
- Устный ответ
Требования к подготовленным докладам:
1. Длительность доклада должна составлять 5-10 минут;
2. Вводная часть доклада должна освещать суть проблемы и ее значимость;
3. Основная часть должна раскрывать содержание проблемы, освещая пункты, выделенные в качестве вопросов для самопроверки;
4. В заключении должен быть подведен итог сказанному, краткое обобщение изложенного материала.
Доклад может быть дополнен (по желанию студента) электронной презентацией с иллюстративным материалом, который оценивается согласно п. 4 (см. ниже).
Развернутый ответ студента в ходе семинарского занятия должен представлять собой связный, логически последовательный доклад на заданную тему, показывать его умение применять категориальный аппарат темы, а также понимание концепций и подходов к решению вопросов, которые были им изучены в период подготовки к занятию.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» – студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» – студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Устное выступление в ходе обсуждения доклада должно быт кратким, емким, по существу вопроса. Выступление должно указывать на недостаток или достоинство доклада (со ссылкой на соответствующий источник среди литературы для подготовки к занятию), содержать уточнение или вопрос к докладчику, выражать собственную позицию выступающего с опорой на специальную литературу. Студент, принявший участие в обсуждении всех докладов, и чье выступление отвечает всем вышеперечисленным критериям, получает оценку «5». Студент, принявший участие по крайней мере в половине обсуждений, получает оценку «3» или «4» в зависимости от полноты выступления. Студент, принявший участие только в одном обсуждении, не получает ничего.
- Письменный опрос
В случае письменного опроса применяются следующие критерии оценки ответа на вопрос:
Оценка | Параметр оценки | Критерии оценки |
Содержание | Содержание ответа в целом соответствует теме задания Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют фактические ошибки. | |
Понимание | Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. | |
Структура | Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. | |
Исполнение | Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистических оборотах, манере изложения, по словарному запасу. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений. | |
Содержание | Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки. | |
Понимание | Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. | |
Структура | Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно (на 10-15%) превышает заданный рамки при сохранении смысла. | |
Исполнение | Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1-2 орфографические ошибки. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений. | |
Содержание | Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (2-3). | |
Понимание | Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Нет собственной точки зрения, либо она слабо аргументирована.. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам. | |
Структура | Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа разорваны логически, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25-30%) отклоняется от заданных рамок. | |
Исполнение | Текст ответа примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3-5 орфографических ошибок. Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления. | |
Содержание | Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны. | |
Понимание | Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины. Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. | |
Структура | Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. | |
Исполнение | Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу). Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. |
- Эссе
Темы эссе (могут быть скорректированы по согласованию с преподавателем)
- Роль религии в современном мире.
- Познание сущности человека в различных философских и религиозных традициях.
- Биологическая, философская и религиозная антропологии: сходства и различия.
- Христианство и другие религии: возможен ли диалог?
- Религия в оценке различных мыслителей.
- Связь нравственности и познания в философии и религии.
- Человек и духовный мир в христианской традиции.
- Цель бытия человека в свете христианской антропологии.
- Метафизическое предназначение человека в христианстве.
- Троичное строение человека и его объяснение в христианской антропологии.
- Учение о человеке телесном, душевном и духовном как парадигма христианской антропологии.
- Толкование слов Фомы Аквинского о том, что «нужно молиться так, как если бы все зависело только от Бога и работать так, как если бы все зависело только от нас».
- Свобода и ответственность человека в христианской антропологии.
- Понимание жизни и смерти человека в христианской антропологии.
- Религиозное и естественное основания морали.
- Христианская этика в современном мире.
- Богатство и бедность человека в христианской антропологии.
- Осмысление христианских истин в русской литературе (на примере одного из произведений).
- Диалог культур в России в свете религии.
- Русская культура как поле диалога христианской и языческой традиций.
Требования к эссе см. в брошюре
Самостоятельная работа студентов: реферат, эссе, презентация:Учебно-метод. пособие для студентов, изучающих гуманитарные дисциплины / Сост.: Е.Я. Бурлина, Л.Г. Иливицкая, Ю.А. Кузовенкова, О.П. Педченко, И.Ю. Соломина. – Самара: Самар. гос. мед. ун-т, 2013. – 40 с.
- Электронная презентация
Каждая тема уточняется и согласовывается с преподавателем.
Общие темы э.п. (нуждаются в конкретизации и согласовании):
- Христианский храм (символика, убранство, сравнение католического, православного и протестантского храма, рассказ об отдельном объекте архитектурного наследия в России или за рубежом).
- Христианские образы, сюжеты, темы в русской и иностранной живописи (XVIII-XX веков) (творчество отдельного художника или рассказ об отдельной картине).
- Русская икона (символика иконы (объяснение с примерами), рассказ об устройстве иконостаса в православном храме (с примерами), рассказ об одном из знаменитых русских иконописцев Средневековья, рассказ об отдельной знаменитой иконе).
- Христианские темы в музыке (от зарождения до наших дней, рассказ о творчестве какого-либо композитора, или же отдельном произведении, необходимо показать и объяснить, как именно в нем раскрываются христианские мотивы).
- Символическое отображение тем и сюжетов христианской антропологии в культуре (в живописи, скульптуре, кинематографе, литературе на протяжении столетий) (темы создания человека, грехопадения, спасения и гибели, Страшного Суда, праведной и греховной жизни, христианские добродетели и грехи, любовь земная и небесная и т.д.)
- Христианство и медицина (связь религии и медицины с древности до наших дней).
Требования к оформлению презентации см. в брошюре
Самостоятельная работа студентов: реферат, эссе, презентация:Учебно-метод. пособие для студентов, изучающих гуманитарные дисциплины / Сост.: Е.Я. Бурлина, Л.Г. Иливицкая, Ю.А. Кузовенкова, О.П. Педченко, И.Ю. Соломина. – Самара: Самар. гос. мед. ун-т, 2013. – 40 с.
- Вопросы зачета
- Религия как культурный феномен.
- Мировые и национальные религии.
- Учение о человеке в различных религиях.
- Принципиальные особенности христианской антропологии.
- Христианская трактовка смысла жизни.
- Абсолютная и относительная свобода в христианской трактовке.
- Возникновение и первые века истории христианства.
- Православие, католицизм, протестантизм: различие и сходство.
- Влияние православия на культуру народов России.
- Устройство и символика христианского храма.
- Школы древнерусской живописи и представления об идеале человека.
- Интерпретация Евангелия в русской живописи Нового времени: А. А. Иванов, Н. Н. Ге и другие.
- «Страсти», оратории и другие духовные жанры в музыке: значение для современности.
- Христианские образы и идеи в русской классической и современной литературе: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков и другие.
- Христианские образы в мировом кинематографе.
- Различие и непротиворечие друг другу мировоззренческого/религиозного и культурного осмысления мира.
- Влияние христианства на становление современной науки. Медицина и христианство.
- Трудности врачебной деятельность и христианство.
Критерии зачета: студент должен ответить на два произвольно выбранных вопроса из списка. Ответ студента оценивается недифференцированно.
Вопрос считается зачтенным, если:
1) излагает материал полно и не допускает больших неточностей в определении понятий или формулировке правил;
2) умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Вопрос не считается зачтенным, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РЯДУ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
- способность анализировать основные этапа и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);
- готовность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).
ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
После изучения темы студент должен иметь представление
1. Об основных этапах развития антропологических представлений.
2. Об антропологических концепциях, сложившихся в рамках философии, биологии и культурологии.
3. Об особенностях христианской антропологии.