Организация контроля и оценки освоения программы ОП

Итоговый контроль освоения умения и усвоенных знаний дисциплины «Основы философии» осуществляется на дифференцированном зачете. Условием допуска к зачету является положительная текущая аттестация по всем тестовым и творческим работам учебной дисциплины, ключевым теоретически вопросам дисциплины (проверка выполняется текущим контролем).

Дифференцированный зачет проводится в форме элетронного AST-тестирования.

Комплект материалов

Для оценки освоенных умений и усвоенных знаний

по дисциплине «Основы философии»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 1,

количество вариантов 2

Оцениваемые умения:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Оцениваемые знания:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира,

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Условия выполнения задания Для выполнения письменного тестирования требуются учебные парты, ручки, листы с заданиями со штампом.

ВАРИАНТ 1

Часть А-мах 12 баллов

А1. Основоположник античной диалектики, автор слов: «В одну реку нельзя войти дважды»:

а) Фалес;

б) Протагор;

в) Гераклит;

г) Анаксимандр

А2. Основа философии средневековья:

а) учение о человеке;

б) религия;

в) научное мышление;

г) теория познания.

А3. Высший критерий истины в концепции Августина:
а) опыт;

б) разум;

в) откровение;

г) эксперимент;

А4. Н. Кузанский уподоблял человека Богу, говоря о:

а) творческой деятельности его ума;

б) способности человека творить свою судьбу;

в) «героическом энтузиазме»;

г) возможности создавать, творить.

А5. Для философии эпохи Возрождения характерно:

а) поиск первоосновы бытия;

б) обращенность к человеку;

в) идея бога как творца всего сущего;

г) отказ от всего материального.

А6. Его называли «князем врачей» и «князем философов»:

а) Аверроэса (Ибн Рушда);

б) Аль-Газали;

в) Авиценну;

г )Ибн-Араби

А7. Кто из средневековых философов был причислен к лику святых:

а) Ф.Аквинский;

б) П.Абеляр;

в) Д.Скот;

г) У.Оккам

А8.Один из авторов знаменитой «Энциклопедии»:

а) Д.Дидро;

б) Вольтер;

в) М.Монтень;

г)Ж.-Ж. Руссо

А9. Натурфилософия - это:

а) философия природы;

б) философия бытия;

в) философия, в центре которой стоит человек;

г) философия религии.

А10. Идея «сверхчеловека» принадлежит:

а) И.Г.Фихте;

б) А.Шопенгауэр;

в) О.Шпенглер;

г) Ф.Ницше.

А11. Автор изречения «Знание-сила»:

а) И. Кант;

б) Дж.Локк;

в) Ф.Бэкон;

г) Р.Декарт

А12. Представитель русской философии, центральными идеями которого были свобода и творчество: «единственный механизм творчества — свобода»:

а) И.В.Киреевский;

б) В.С.Соловьев;

в) С.Н.Булгаков;

г) Н.А.Бердяев.

Часть В-мах 14 баллов

В1.Установите соответствие между философами и их произведениями:

1. Эпикур а) «Ахилл и черепаха»

2. К.Маркс б) «Критика чистого разума»

3. Зенон в) «О природе вещей»

4. И.Кант г) «Капитал»

5. Платон д) «Государство»

В2. Вставьте пропущенное слово в тексте:

Этический идеал _______________формируется как:

- крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;

- презрение ко всем потребностям, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;

- насмешка над всеми условностями;

- демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

В3. Представители материализма (найдите лишнее):

а) Фалес

б) Демокрит

в) П.Гольбах

г) Ф.В.Шеллинг

д) А.И.Герцен

Часть С-мах 2 балла

Сформулируйте три закона диалектики Гегеля.

ВАРИАНТ 2

Часть А-мах 12 баллов

А1. Автор изречения: «Платон мне друг, но истина дороже»:

а) Платон;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Пифагор.

А2. Укажите одно из самых известных произведений Аврелия Августина:

а) «Исповедь»;

б) «Трактат о первоначале»;

в) «Сумма против язычников»;

г) «История моих бедствий».

А3. Назовите основного систематизатора средневековой схоластики:

а) А.Августин;

б) П.Абеляр;

в) Авиценна;

г) Ф. Аквинский.

А4. Назовите философа, который не входит в число представителей философии эпохи Возрождения:

а) Дж. Бруно;

б) П. Гольбах;

в) М. Монтень;

г) Н. Кузанский.

А5.Призывал к участию разум в восприятии религии: «Верую, чтобы понять»:

а) Маймонид;

б) А.Августин;

в) Ф. Бэкон;

г) П.Абеляр.

А6. Центральной идеей какого философско-религиозного учения является «концепция предвечного договора»:

а) схоластика;

б) софизм;

в) суфизм;

г) теология.

А7. В чём смысл понятия «глобальные проблемы современности»:

а) это комплекс проблем, связанных с существованием оружия массового поражения;

б) это комплекс проблем научно-технического развития;

в) это проблемы, решение которых требует объединения усилий всех государств;

г) это совокупность проблем в масштабах одного государства.

А8. Простая, неделимая субстанция, согласно Лейбницу:

а) монада;

б) апейрон

в) атом;

г) бог.

А9. Одним из основоположников цивилизационного подхода к развитию человеческого общества стал:

а) К.Маркс;

б) А.Дж.Тойнби;

в) Г.В.Плеханов;

г) Ф.Энгельс.

А10. А.Хомяков принадлежал к общественно-политическому и философскому направлению:

а) славянофилы;

б) западники;

в) народники;

г) марксисты.

А11. Гегель сформулировал:

а) теорию психоанализа;

б) три закона диалектики;

в) основные идеи философии жизни;

г) теорию чувственного познания.

А12. Назовите утверждение, которого придерживался рационализм:

а) «Мир есть комплекс моих ощущений»;

б) «Я мыслю, следовательно, существую»;

в) «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувствах»;

г) «Человек есть мера всех вещей»

Часть В-мах 14 баллов

В1.Установите соответствие между философами и их произведениями:

1. Д.Дидро а) «Канон врачебной науки»

2. Ф.Ницше б) «Закат Европы»»

3. О.Шпенглер в) «Энциклопедия»

4. Г.В.Плеханов г) «Воля к власти»

5. Авиценна д) «К вопросу о роли личности в истории»

В2. Вставьте пропущенное слово в тексте:

… это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину так же постоянно, как дельфийский оракул ,«_____________» значит «убеждающий речью».

В3. Направления эллинистической философии (найдите лишнее):

а) Кинизм

б) Аристотелизм

в) Скептицизм

г) Неоплатонизм

д) Эпикуреизм

Часть С-мах 2 балла

Наши рекомендации