Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной
Данный курс является дисциплиной первого цикла учебного плана всех направлений подготовки и преподается студентам во 1-м семестре очной формы обучения и на 1курсе заочной формы обучения в объеме 3-х зачетных единиц.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Освоение студентами дисциплины «Философия» тесно связано с такими дисциплинами, как «Русский язык и культура речи», История, «Экономическая теория», «Логика», «Культурология», «Религиоведение», а также с профильными дисциплинами специализированных кафедр, что позволяет осуществлять будущим специалистам межкультурную коммуникацию на профессиональном уровне.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен в ходе которого оцениваются уровни теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 27 часов самостоятельной работы и 9 часов – на экзамен.
3. Объём дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
очная форма
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия (всего), в том числе контактная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет | ||
:Самостоятельная работа (всего), в том числе | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Реферат | ||
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя | ||
Решение практических ситуаций | ||
Подготовка научных докладов и сообщений | ||
Вид промежуточной аттестации – экзамен, в том числе консультация | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 108 /3 | 108/3 |
заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Курс | |||
Аудиторные занятия (всего), в том числе | |||||
Лекции (Л) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | |||||
Курсовой проект (работа) | - | - | |||
Расчетно-графические работы | - | - | |||
Реферат | - | - | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Под контролем преподавателя | - | - | |||
Вид промежуточной аттестации экзамен, в том числе консультация | |||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
Тематический план
очная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Раздел I. История философии | |||||||
Тема 1. Возникновение и основные этапы развития философии \Древнего мира | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема 2. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема 3.Основные направления западно-европейской философии 19-20 веков | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема4.Русская философия | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Раздел II.Бытие. Развитие. Познание | |||||||
Тема 5. Философское учение о бытии. (Онтология) | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема 6. Философское учение о развитии | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
7. | Тема 7.Сознание | ОК-1,3,4,6,9 | |||||
Раздел III. Социальная философия и философия антропологии | |||||||
Тема 8. Общество как объект философского анализа | *2 | ОК-1,3,4,6,9 | |||||
Тема 9.Глобальные проблемы современности | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Экзамен | |||||||
Итого | 18* |
заочная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Раздел I. История философии | |||||||
Тема 1. Возникновение и основные этапы развития философии \Древнего мира | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема 2. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема 3.Основные направления западно-европейской философии 19-20 веков | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема4.Русская философия | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Раздел II.Бытие. Развитие. Познание | |||||||
Тема 5. Философское учение о бытии. (Онтология) | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема 6. Философское учение о развитии | 2* | ОК-1,3,4,6,9 | |||||
7. | Тема 7.Сознание | ОК-1,3,4,6,9 | |||||
Раздел III. Социальная философия и философия антропологии | |||||||
Тема 8. Общество как объект философского анализа | ОК-1,3,4,6,9 | ||||||
Тема 9.Глобальные проблемы современности | 2* | ОК-1,3,4,6,9 | |||||
Экзамен | |||||||
Итого | 8/4* |
*в активной и интерактивной форме
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1.
Тема 1.(ОК-1,3,4,6,9) Возникновение и основные этапы развития философии Древнего мира.
Эволюция философии Древнего мира и этапы её исторического развития. Особенности восточного и западного стилей философствования. Основные понятия и принципы индийской философии. Специфика буддийской картины бытия.
Основные понятия китайской философии. Учение о первоэлементах мира как своеобразный тип мировоззрения древних китайцев. Философские воззрения Конфуция о природе человека.
Античная философия. Характерные черты мировоззрения античных философов. Основные философские направления и школы античности.
Постановка и решение онтологических и гносеологических проблем античными философами. * Решение проблемы первоосновы мира Демокритом и Гераклитом. Жизнь и творчество Сократа. Воззрения Платона на общество и государство. Теория познания и логика Аристотеля.
Тема 2. (ОК-1,3,4,6,9) Средневековая философия и философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Становление и основные этапы развития средневековой философии. Логика развития и особенности средневекового мышления. Основные философские проблемы средневековой философии. Проблема «универсалий» как центральная проблема средневековой философии. «Реализм» и «номинализм». Философия Пьера Абелара и религиозно-филосфские воззрения Фомы Аквинского.
Формирование философии Возрождения и Нового времени. Основные направления философии Возрождения и их характеристика. Философские воззрения Н. Кузанского, Дж. Бруно, Т. Мора, Н. Коперника, Г. Галилея, Леонардо да Винчи. **
Характерные черты философии Нового времени. Формирование научной картины мира и материалистического стиля мышления. Рост научных знаний и необходимость решения проблемы достоверности знаний, разработки методов и методологии научного познания. Обоснование новой механистической картины мира и её динамика. Философские взгляды Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Беркли, Д. Юма. И. Кант, его натурфилософия и учение о познании. Философская концепция Г. Гегеля, его диалектика. Антропологический материализм философии Л. Фейербаха.
Тема 3.(ОК-1,3,4,6,9) Основные направления западноевропейской философии XIX-XX веков.
Общая характеристика философской мысли XIX-XX вв. на Западе. Исторические, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки развития марксистской философии, её основные особенности и характерные черты. ** Формирование новой концепции общественного сознания. Разработка концепции материалистической диалектики общественного развития. Учение об общественно-экономической формации.
Эволюция основных направлений современной западноевропейской философии (Неотомизм, Неопозитивизм, Экзистенциализм). Характерные особенности религиозной философии XX в. Неотомизм как разновидность объективного идеализма. Решение онтологических и гносеологических проблем религиозной философией. Философско-религиозные воззрения Ф. Аквинского. Проблема соотношения веры и разума в религиозной философии.
Философия позитивизма и её основные разновидности. Основные школы и исторические формы классического позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма. Проблемы знания и языка в философии позитивизма.
Философия экзистенциализма и её социальные и теоретико-познавательные основания. Страдание и страх как экзистенциальные категории.
Экзистенциальные воззрения Н.А. Бердяева, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю; Ж.-П. Сартра. Проблема свободы в философии экзистенциализма.
Тема 4.( ОК-1,3,4,6,9) Русская философия.
Особенности русской философской мысли. Характерные черты и периодизация русской философии. Религиозно-философская мысль в средневековой Руси. Становление и развитие русской философской мысли. Полемика иосифлян и нестяжателей. Иосиф Волоцкий. Нил Сорский. Политическая концепция «Москва – третий Рим». Философская мысль в России в XVIII веке. Философские воззрения М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Славянофильство и западничество в русской общественно-политической мысли XIX века. Идеи материализма и социализма. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Льва Толстого. Философско-социологические взгляды К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Н. Леонтьева.
Русская религиозно-идеалистическая философия на рубеже XIX-XX вв. Философия всеединства В.С. Соловьева. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева.
Русский космизм К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Русский марксизм Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Русская философия советского периода.
Раздел 2
Тема 5. (ОК-1,3,4,6,9) Философское учение о бытии (онтология).
Понятие, структура и общая характеристика бытия. Основные концепции и формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика социального бытия. Духовное бытие и его формы. ** Понятия материального и идеального. Материя как объективная реальность. Эволюция представлений о материи. Основные уровни организации материи и их взаимосвязь.
Движение, пространство и время как всеобщие формы бытия материи. Понятие и основные формы движения. Движение и развитие, прогресс и регресс. Особенности концептуального, реального и перцептуального подходов к пространству и времени. Эволюция представлений о пространстве и времени. Единство материи, движения пространства и времени.
Тема 6 . (ОК-1,3,4,6,9) Философское учение о развитии.
Диалектика как общая теория развития. Понятие развития. Общая характеристика учения о развитии и всеобщей связи. Развитие в природе, обществе и духовной сфере. Основные философские концепции развития – диалектика и метафизика, догматическое мышление, софистика, схоластика и эклектика как альтернативы диалектики.** Принципы диалектики – объективности, всеобщей связи и развития.
Понятие и общая характеристика закона. Классификация законов. Основные законы диалектики.
Категории диалектики. Понятие категорий и их концептуальная структура. Универсальные связи бытия: единичное и целое, явление и сущность. Структурные связи бытия: часть и целое, содержание и форма, элементы и структура. Причинные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. «Парные» категории диалектики как опорные пункты познания и их объективное содержание.
Тема 7. (ОК-1,3,4,6,9) Сознание.
Проблема сознания в философии. Понятие и структура сознания. Общая характеристика теорий происхождения сознания и мышления. Основные факторы становления, развития и функционирования сознания. Технические структуры и рациональный характер деятельности. Генезис коллективного взаимодействия как важнейший фактор формирования и развития сознания.
Сознание как высшая форма психологического отражения действительности. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения. Сознание как высшая форма отражения. Соотношение понятий материальное и идеальное, психика, сознание, бессознательное. Генетическая и социальная обусловленность сознания. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Язык как способ существования сознания. Естественные и искусственные (формализованные) языки, «диалог» человека с компьютером. Проблема формирования экологического сознания.
Раздел 3.
Тема 8 . . (ОК-1,3,4,6,9) Общество как объект философского анализа.
Понятие «общества» и его социальная структура. Основные социальные общности людей. Социальные слои, границы, классы. Специфика социальной деятельности. Деятельность и поведение. Виды предметно-практической и духовной деятельности. Общество как совокупность общественных отношений. Структура общественных отношений, её основные элементы. Отношения общения, их роль в историческом развитии.**
Философские концепции истории общества и государства. Гражданское общество и государство. Первичные и вторичные уровни общественной жизни. Социо-культурные регулятивы общественного развития. Сфера управления общественными процессами.
(ОК-1 ОК-7) Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Тема 9. . (ОК-1,3,4,6,9) Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Характеристика современной информационной и техногенной цивилизации. Основные ценности техногенной цивилизации. Социально-экологические последствия перехода общества к техногенной цивилизации. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Понятие и сущность глобальных проблем.**
Причины возникновения глобальных экологических проблем и возможные варианты их решения. Типы глобальных экологических проблем. Проблемы атмосферы, биосферы и литосферы. Атмосфера и её воздействие на человека и общество. Глобальное потепление. Озоновые дыры и кислотные дожди. Загрязнение окружающей среды производственной деятельностью человека. Необходимость поиска нетрадиционных путей решения экологических проблем и выживания человечества.
Социальные глобальные проблемы и пути их решения. Проблема различия мировоззренческих установок восточной и западной цивилизации. Борьба с болезнями и обеспечение людей необходимыми средствами жизни. Гармонизация социокультурных отношений. Преодоление катастрофы ядерной войны через любовно-творческое отношение к миру. Мирное сосуществование всех стран, наций и народностей с различными политическими и экономическими системами.
Демографические проблемы современного мира. Проблема перенаселения и воспроизводства населения. Эволюция возрастной структуры и миграция населения. Факторы социальной миграции. Роль научного понимания взаимосвязи общества и природы в анализе демографической ситуации.
** вопросы на самостоятельное изучение