После изучения темы студент должен иметь представление. 1. Об основных этапах исторического пути православия в России. О роли Русской Православной Церкви в генезисе и развитии Русского государства
1. Об основных этапах исторического пути православия в России.
- О роли Русской Православной Церкви в генезисе и развитии Русского государства.
- О причинах и последствиях церковного Раскола XVII века.
- О положении РПЦ в XVIII-XX веках.
После изучения темы студент должен знать.
1. Роль православия в становлении единого Древнерусского государства.
- Значимость объединяющей роль Русской Православной Церкви в ордынский период и в период раздробленности.
- Причины и следствия церковного раскола XVII века.
- Основные направления старообрядчества.
После изучения темы студент должен уметь
- вести поиск и критически использовать литературу, необходимую для раскрытия темы.
После изучения темы студент должен сформировать навык
- устного выступления, оппонирования, ведения диалога, дискуссии.
Учебное время:90 минут.
Место проведения занятия:учебная комната.
Оснащение:Основная и дополнительная литература по теме, учебные и методические пособия, конспекты лекций, рабочие тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3
№ | Вопросы темы | Номера источников | Цель деятельности | Вопросы для самопроверки |
Роль православия в становление единого Древнерусского государства. | 1, 3 | Иметь представление о О роли Русской Православной Церкви в генезисе и развитии Русского государства. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Когда христианство появилось на Руси? 2) Почему было выбрано именно православие? 3) Как принятие православие повлияло на русскую культуру? | |
Объединяющая роль Церкви в ордынский период и период раздробленности. Теория «Москва – Третий Рим». | 1, 5, 6 | Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Какова роль Церкви в том, что именно Москва стала объединяющим центром Северо-восточной Руси? 2) Как следует понимать утверждение «Москва – Третий Рим»? | |
Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество и его особенности. | 1, 3, 4, 7 | Рассказать о причинах и последствиях церковного Раскола XVII века. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Существует ли связь между Расколом и конфликтом иосифлян и нестяжателей в XVI веке? | |
Церковь в Российской Империи и Советском Союзе. | 1, 2, 8 | Иметь представление о положении РПЦ в XVIII-XX веках. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 1) Почему Церковь была подчинена государству в ходе петровских реформ? 2) Как складывались взаимоотношения Церкви и общества в XIX – XX веке? 3) Какие трудности были во взаимоотношении Церкви и государства в ХХ веке? |
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
№ | Название этапа | Описание | Цель | Время |
Доклад студента на тему «Роль православия в становление единого Древнерусского государства» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | 5 мин. | |
Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | ||
Доклад студента на тему «Объединяющая роль Церкви в ордынский период и период раздробленности. Теория «Москва – Третий Рим» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | ||
Обсуждение материала доклада | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | ||
Доклад студента на тему «Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество и его особенности» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | ||
Обсуждение материала доклада. | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. | ||
Доклад студента на тему «Церковный Раскол, его причины и последствия. Старообрядчество и его особенности» | Студент делает доклад на заданную тему. | Рассмотреть названный вопрос. Овладеть навыками изучения и анализа текстов. Развить навык публичной речи. | ||
Обсуждение материала доклада. | Идет обсуждение материала доклада. | Усвоение материала, нахождение причинно-следственных связей, развитие логического мышления. |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Лекции.
- Антропология: философская, христианская, культурная: Учебно-методическое пособие для студентов / Голубинов Я. А., Бурлина Е. Я., Кузовенкова Ю. А., Педченко О. П. Самара, 2013.
Дополнительная
3. Знаменский П. История русской церкви. Период V. Синодальный. URL: http://www.orthedu.ru/books/znam_rpz/znam5.htm
4. Карташев А. В. Очерки по Истории Русской Церкви Т. 1. URL: http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh02.htm
- Карташев А. В. Очерки по Истории Русской Церкви Т. 2. URL: http://www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh03.htm
6. Стремоухов Дм. Москва – Третий Рим: источник доктрины. URL: http://ec-dejavu.ru/m-2/Moskow_Third_Rome.html
- Ульянов Н. Комплекс Филофея. URL: http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/ulianov-1.htm
8. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века. URL: http://ec-dejavu.ru/r/Raskol.html
9. Цыпин В. А. История Русской православной церкви, 1917-1990. URL: http://www.sedmitza.ru/text/439986.html
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
ТЕМА: «Православие и современное российское общество»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
- способность анализировать основные этапа и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-3);
- готовность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).
ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: