I. Актуализация знаний. Устный счет. 1. Сеть тяну, рыбу ловлю, попало немало:
1. Сеть тяну, рыбу ловлю, попало немало:
Семь окуней, десять карасей,
Один ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу. Сколько рыб я сварю? (18.)
2. Игра «Меткий стрелок».
3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем выполнять сложение и вычитание в столбик.
Задание 1. Рассмотрите рисунки. Что здесь нарисовано? (счёты.)
Красные косточки на верхней спице – десятки, синие косточки на нижней спице – единицы. Нарисуйте ответы в тетради.
Запишите равенства числами.
Ответ: а) 35 б) 43 в) 75 г) 64
32263454
67 69 41 10
– Прочитайте задачу 2. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись задачи и решите её.
Всего – ? раз
Решение:
1) 4 + 3 = 7 (раз) – во 2-й день;
2) 7 + 5 = 12 (раз) – в 3-й день;
3) 4 + 7 + 12 = 23 (раза) – всего подтянулся за 3 дня.
Задание 3. Выполните сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
Задание 4. Буква С обозначает сумму чисел А и В. Запишите это буквами. (С = А + В.)
– Заполните пропуски в таблице.
Ответ: | А | ||||||||||
В | |||||||||||
С |
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачу.
а) Человек – 67 кг Решение:
Чемодан – 16 кг 67
Всего – ? 16
83 (кг)
– Составим к этой задаче схему на доске. Заполните ее.
б) Всего – 98 кг Решение:
Человек – 76 кг 98
Чемодан – ? кг 76
22 (кг)
– Составьте на доске схему и заполните ее.
Аналогично разбираются задачи в), г).
Задание 6 (работа в парах).
– Кто быстрее прочитает зашифрованное слово?
1-й игрок 2-й игрок
Б | А | Р | Т | О | Н | О | С | О | В |
Задание 7. Какие числа можно прибавить к числу 6 так, чтобы сумма была меньше 10? Выпишите все такие суммы. (6 + 1 = 7; 6 + 2 = 8; 6 + 3 = 9.)
– Вместо клетки можно поставить только одну цифру. Придумайте несколько равенств для каждого случая.
5 + = + 8 = + = 2 2 + =
5 + 1 = 6 1 + 8 = 9 1 + 1 = 2 2 + 0 = 2
5 + 2 = 7 0 + 8 = 9 2 + 0 = 2 2 + 1 = 3
5 + 3 = 8 2 + 2 = 4
5 + 4 = 9 2 + 3 = 5
5 + 0 = 5 2 + 6 = 8
5 + 0 = 5 2 + 7 = 9
– Вставьте недостающие цифры. Постарайтесь найти все возможные способы для каждого равенства.
37 + 2 = 5 54 + 1 = 6 8 + 18 =
37 + 21 = 58 54 + 10 = 64 80 + 18 = 98
37 + 20 = 57 54 + 11 = 65 81 + 18 = 99
37 + 22 = 59 54 + 12 = 66
54 + 13 = 67
54 + 14 = 68
54 + 15 = 69
III. Закрепление изученного.
Работа по карточкам.
1. Решите примеры.
82 – 20 = 73 – 23 = 90 – 20 =
82 – 22 = 65 – 60 = 14 + 25 =
64 + 30 = 58 – 58 = 86 – 34 =
64 + 33 = 49 + 40= 70 + 16 =
2. Составьте все возможные равенства из чисел:
а) 40, 8, 48; б) 25, 12, 37.
IV. Итог урока.
– Как складывать (вычитать) двузначные числа?
Урок 49
Сложение двузначных чисел
с пеРЕХОДом ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Цель деятельности учителя: содействовать развитию умения выполнять сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд, записывать вычисления в столбик.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, текстовые задачи в 2–3 действия.
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях; рассуждают при решении числовых ребусов, обосновывают свое решение; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; предлагают разные способы вычисления суммы, сравнивают свой способ со способом товарища, оценивают эффективность способа сложения.
Ход урока