Социальные основы и функции религии

Сохранение религиозного сознания связано с эстетической привлекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость.

Своеобразным аккумулятором религиозных взглядов всегда выступало и выступает сейчас искусство. Религиозные организации всегда старались поставить себе на службу различные виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр. Все это призвано усилить влияние религии, укрепить веру. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью.

Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует активная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся найти пути к сердцам и разуму людей. В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы.

Религия в современном обществе.

Современное развитие науки и техники вступает в серьезное противоречие с догмами религии.

Обществу и государству нужны образованные граждане, представляющие себе научную картину мира. И в то же время сохраняется религия, выполняющая роль держателя сознания людей в необходимых нравственных рамках. Религия в значительной степени определяет поведение верующих.

Современная наука опровергает основные догмы религии. Но религия гибко и быстро приспосабливается к изменяющейся действительности. Причиной сохранения религиозности сознания является и устойчивость традиций, которые складывались веками и прочно вошли в быт людей. Большую роль играют церковные обряды, связанные с большими событиями в жизни человека (рождение, свадьба, похороны).

Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестесенные силы и необходимость сохранения этой веры;

Понятие культуры.

Философское понятие культуры. Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование». Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются все существенные черты.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, культура выступает и как предпосылка жизнедеятельность человека. Овладение культурой – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.

Структура культуры.


1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:
- индивидуально-личностные;
- социально-групповые;
- культура общества на определенном этапе развития;
2) можно выделить основные виды деятельности:
- познавательная (различные знания);
- ценностная деятельность (цели, идеалы);
- практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)
есть:Þ3) можно различать деятельность, поведение, общение,
- культура деятельности;
- культура поведения;
- культура общения, которая предполагает и культуру чувств;
4) культура, ее элементы могут различаться и по объекту:
- естественно-техническая культура;
- гуманитарная культура (политическая, эстетическая…).
В структуре культуры все элементы тесно взаимосвязаны.


Функции культуры.

1) гуманистическая. культура – способ становления человека, развития личности;
2) познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;
3) ценностно-мировоззренческая;
4) методологическая, так как культура – совокупность способов, методов деятельности;
5) образовательно-воспитательная;
6) коммуникативная;
7) социальной памяти;
8) психологической защиты. культура и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.

Наши рекомендации