I. Актуализация знаний. Устный счет. 2. Дети вырастили 2 кактуса
1. Сравните ряды чисел.
19 18 17 16 15 14 13 12 11
11 12 13 14 15 16 17 18 19
– Что у них общего?
– Чем отличаются?
2. Дети вырастили 2 кактуса. Высота одного из них 8 см, а второго на 6 см больше. Какова высота второго кактуса?
3. Найдите ответ:
7 + 5 = 9 + 9 = 13 – 4 =
8 + 9 = 15 – 8 = 17 – 9 =
6 + 8 = 12 – 6 = 5 + 8 =
11 – 7 = 9 + 7 = 16 – 7 =
16 – 8 = 4 + 8 = 4 + 9 =
4. Сколько вёдер воды можно добавить в каждую бочку, если в полной бочке 12 вёдер?
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы составим таблицу сложения однозначных чисел.
Задание 1. Выполните сложение и вычитание. Какие вычисления вызвали у вас трудности?
Волшебная таблица поможет нам всегда
Сложенью научиться без всякого труда.
– Рассмотрите таблицу в учебнике. Покажите, где расположены слагаемые.
– Каким цветом в таблице закрашены слагаемые? (Жёлтым.)
– Покажите, где расположены значения сумм.
– Найдите значения тех сумм, которые вызвали у вас трудности.
Задание 2. С помощью таблицы сложите числа 5 и 9.
– Объясните, как можно складывать числа с помощью таблицы.
– Как называются числа в синих клетках?
– Запишите эти числа в виде суммы одинаковых слагаемых.
2 = 1 + 1 10 = 5 + 5 16 = 8 + 8
4 = 2 + 2 12 = 6 + 6 18 = 9 + 9
6 = 3 + 3 14 = 7 + 7 20 = 10 + 10
8 = 4 + 4
Задание 3. Выберите какое-нибудь число из таблицы. Посмотрите влево, посмотрите вверх и вы узнаете, какие числа нужно сложить, чтобы получить это число.
– Поработайте в парах: один называет число из таблицы, а другой с помощью таблицы записывает сумму двух чисел, равную этому числу.
13 = 6 + 7 15 = 8 + 7 и т. д.
– Как с помощью таблицы из числа 15 вычесть число 7?
– Прочитайте задачу 4. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу, используя таблицу сложения.
Знал – 8 п.
Выучил – 7 п.
Всего – ? п.
Решение: 8 + 7 = 15 (п.).
Всего – 15 т. Решение:
С гусем – 7 т. 15 – 7 = 8 (т.).
С Пэгги – ? т.
Решите задачу 5.
С повидлом – 34 п. Решение:
С яблоками – 42 п. 1) 34 + 42 = 76 (п.) – всего.
Съели – 50 п. 2) 76 – 50 = 26 (п.) – осталось.
Осталось – ? п.
Задание 6. Выполните сложение и вычитание с помощью таблицы.
Задание 7 (работа в парах, взаимопроверка).
11 = 2 + 9 11 = 5 + 6 13 = 6 + 7
11 = 3 + 8 13 = 4 + 9 13 = 7 + 6
11 = 4 + 7 13 = 5 + 8
III. Самостоятельная работа по карточкам.
– Составьте примеры по образцу.
IV. Итог урока.
– Как выполнять сложение и вычитание однозначных чисел с помощью таблицы сложения?
Урок 19
Состав числа 12
Цели деятельности учителя: учить выполнять сложение однозначных чисел вида = 12; совершенствовать умение записывать равенства по рисунку и схеме.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток с опорой на состав числа 12, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); умеют решать текстовые задачи на сложение и вычитание, в том числе в 2–3 действия.
Личностные УУД: умеют признавать собственные ошибки; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях; комбинируют несколько слагаемых для получения заданной суммы, предлагают разные варианты; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока