I. Актуализация знаний. Устный счет. 1. Мама купила 12 тетрадей в линию и клетку
1. Мама купила 12 тетрадей в линию и клетку. Сколько тетрадей в линию и сколько в клетку могла купить мама?
2. Что легче: 1 кг железа или 1 кг ваты?
3. Составьте задачу по рисунку и решите её.
4. Заполните пустые «окошки».
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы будем выполнять сложение и вычитание в пределах 20. Сколько пальцев на двух руках? (10.)
– Древний человек считал на пальцах рук. Когда этого не хватало, он добавлял пальцы ног. Сколько пальцев на двух ногах? (10.)
Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок в учебнике. Запишите цифрами нарисованную сумму. (5 + 5 + 5 + 5 = 20.)
– Сколько пальцев на двух руках и одной ноге? (5 + 5 + 5 = 15.)
Задание 2. Выполните сложение и вычитание в пределах 20.
5 + 15 = 20 10 + 10 = 20 20 – 5 = 15 20 – 10 = 10
15 + 5 = 20 20 – 15 = 5 20 – 20 = 0 0 + 20 = 20
– Прочитайте задачу 3 про белочку. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.
Было – ? ор. Решение:
Разгрызла – 7 ор. 13 + 7 = 20 (ор.) – было.
Осталось – 13 ор.
– Прочитайте задачу 4. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.
Было – 45 ор. Подсыпали – 32 ор. Разгрызла – 60 ор. Осталось – ? ор. | Решение: 1) 45 + 32 = 77 (ор.) – стало. 2) 77 – 60 = 17 (ор.) – осталось |
– Как называется сказка А. С. Пушкина, в которой есть слова:
…Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт…
Задание 5. Решите задачу.
Решение:
20 + 8 + 20 = 48 (м.) – всего.
Задание 6. Выполните сложение.
2 + 8 + 7 + 3 = 20 12 + 4 + 4 = 20 7 + 13 + 3 = 23
4 + 6 + 1 + 9 = 20 6 + 13 + 1 = 20 18 + 2 + 6 = 26
5 + 8 + 5 + 2 = 20 3 + 11 + 5 = 19 5 + 7 + 15 = 27
– Чем похожи суммы в первом столбике?
– Назовите «лишнюю» сумму во втором столбике.
– Чем похожи суммы в третьем столбике?
Задание 7. Найдите неизвестные стороны.
а) 47 – 14 – 13 = 20 (см) б) 47 – 12 – 8 – 10 = 17 (см)
Задание 8. Рассмотрите рисунки. На каких рисунках изображено число двадцать? (На первом, третьем и пятом.)
– Придумайте своё изображение для двадцати.
Задание 9. Работая в парах, представьте число 20 как сумму нескольких одинаковых чисел. Придумайте разные способы.
20 = 10 + 10 20 = 5 + 5 + 5 + 5 20 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4
20 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 +2 + 2 + 2 + 2
20 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + + 1 + 1
Задание 10.
– Что такое календарь?
– Какие виды календарей вы знаете?
– День первого сентября был понедельником. Каким днем недели будет 20 сентября? (Субботой.)
1 + 7 + 7 + 5 = 20
III. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Сколько единиц в 2 десятках?
Урок 18
ТАБЛИЦА сложения
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с помощью таблицы сложения, решать арифметические задачи.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с помощью таблицы сложения, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: умеют признавать собственные ошибки; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления; используют схемы при решении текстовых задач; пользуются справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения); коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока