Краткая характеристика досократической философии
Досократические философские школы Древней Греции возникли в VII—V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах | |
Философские школы | Особенности |
Философия натуралистической ориентации ▫ Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) ▫ Пифагорейская школа (Пифагор, Ксенофил, Архит Тарентский) ▫ Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс) ▫ Атомистика (Левкипп, Демокрит) ▫ Иные философы (Эмпедокл, Анаксагор) | Натуралистической ориентации присущи: ▫ космоцентризм ▫ поиск первоначала, породившее все сущее. Представители различных натуралистических школ обнаруживают субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи), например, первоначало всего сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей — в числах (Пифагор); сущность вещей -в их бытии (Парменид); все вещи состоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего есть вечное изменение, превращение мира (Гераклит) и т.п. ▫ декларативно-догматический метод философствования ▫ гилозоизм (одушевление неживой природы) |
Философия гуманистической ориентации ▫ Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софисты совершили революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики природы и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Софисты — это феномен столь же необходимый, как Сократ и Платон; последние без первых немыслимы. | Гуманистической ориентации присущи: ▫ доминантные темы — этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой ▫ смещение оси философского поиска с космоса на человека |
Милетская школа
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V вв. до н.э. в Милете -крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии | ||
Характерные черты | ||
▫ Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала - субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). О Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своей сущности натуралистическое. ▫ Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.). | ||
Представители | ||
Фалес (625-547 до н.э.) | Анаксимандр (610-547 до н.э.) | Анаксимен (585-525 до н.э.) |
Основные взгляды: ▫ Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом. ▫ Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). ▫ Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде. ▫ Вселенная полна богов. | Основные взгляды: ▫ Первоначало всего сущего — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. ▫ Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут. ▫ Мир состоит из серии противоположностей, определяющих генезис Космоса. ▫ Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе. | Основные взгляды: ▫ Первоначало всего сущего — воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь — воздух -ветры-облака — земля -камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух — источник жизни и психических явлений. ▫ Земля — плоский диск, парящий в воздухе. ▫ Боги отождествляются с Природой. |