Нравственный кризис современной цивилизации

НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Кризис ценностей означает, что люди перестали ориентироваться на высшие ценности, и для большинства высшие духовные ценности потеряли значение. В результате сформировался целый комплекс нравственных проблем человечества: проблема абортов, проблема эвтаназии, клонирование, проституция, проблема брошенных детей.

Вопрос 23: ценность – это представление человека о целях своей деятельности и средствах ее достижения, которые он считает особенно важными, приоритетными для себя. Формирование ценностей связано с формированием мировоззрения человека, поэтому на этот процесс влияет господствующее мировоззрение в обществе , а также влияние ближайшей соц.среды.

Религиозные ценности

Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей. В основе ценностных ориентаций религиозной личности лежит убеждение, что свое высшее и абсолютное выражение ценности имеют в Боге, который выступает как совершенные истина, справедливость, красота и т. д. Религиозные заповеди учат ценить человеческие добродетели и осуждают зло во всех его основных видах.

Понятие смысла жизни отличается от понятия цель жизни. Жизн. Цели – это цели, которые мы достигаем и меняем на другие цели. Смысл жизни – это направленность жизнедеятельности человека, обусловленная уровнем и особенностями развития его личности. Понимание смысла жизни зависит от решения проблемы смерти, если человек считает, что смерть является завершением жизни, то направленность его усилий будет связана с целями материального характера. Если человек считает что смерть является переходом души к другой жизни, то направленность его усилий будет связана с целями духовного характера.

Вопрос 24: ценность – это представление человека о целях своей деятельности и средствах ее достижения, которые он считает особенно важными, приоритетными для себя. Формирование ценностей связано с формированием мировоззрения человека, поэтому на этот процесс влияет господствующее мировоззрение в обществе , а также влияние ближайшей соц.среды. на вопрос откуда и зачем появилось зло в нашем мире в религии и философии существует 3 варианта ответа: 1. Зло никем не создано, оно изначально существует во вселенной, поэтому бог не один, есть «анти бог». С этой точки зрения зло является фатальной необходимостью. 2. Изначально зла не существовало во вселенной, зло возникло в результате измены богу части его помощников, которые восстают против него (библейское). С этой точки зрения, зло является случайным явлением, а человечество стало заложником этой случайности. 3. Зло создано самим богом в качестве противодействующей силы, для упражнения свободной воли человека в его стремлении к совершенству. Из этой позиции следует, что понятия добра и зла свойственны только человеку, т.к все другие формы живут по законам необходимости.

добро и зло могут существовать только в паре. Познав зло на собственном опыте и сравнив его с добром, человек может сознательно и добровольно совершенствоваться.

Вопрос 25: ценность – это представление человека о целях своей деятельности и средствах ее достижения, которые он считает особенно важными, приоритетными для себя. Формирование ценностей связано с формированием мировоззрения человека, поэтому на этот процесс влияет господствующее мировоззрение в обществе , а также влияние ближайшей соц.среды.

Типология ценностей: 1.религиозные. .2.нравственные. 3.эстетические: главной эстетической ценностью является понятие прекрасного. Прекрасное – это присутствие меры и гармонии в природных явлениях и вещах созданных человеком. Признаки: симметрия, ритм, пропорциональность и т.д. безобразное характеризует потерю гармонии.

Вопрос 26: в центре внимания социальной философии были следующие проблемы : 1. Соц. Справедливость. 2.проблемы необходимости гос. Власти. 3.проблема собственности и прав человека. 4.проблема развития общества. Общество – это совместная жизнь людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих потребностей. К объективной стороне жизни общества относится, то что не зависит от сознания и воли людей(природные условия, состояния материального производства). К субъективной относят то, что зависит от сознания (уровень знаний, творчество – духовные стороны). Структура общества: экономическая сфера, социальная, политическая и духовная сфера. Общество делится на множество групп и слоев: 1.национальные общественности, этносы; 2.соц. слои городских и сельских населений; 3.соц. группы, отличающиеся ролью в системе общественного разделения труда; 4. Соц. Группы, имеющие разные доли собственности и разный уровень доходов. Общественное бытие – это «телесный» уровень общества. На этом уровне удовлетворяются физиологические потребности людей и решается проблема их выживания. Общественное сознание – совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных взглядов, идей и теорий, которые распространены в обществе в данное историческое время.

Вопрос 27:)Цивилизация- определенный способ материального производства который сопровождается определенным уровнем материально техническим уровнем развития общества и образов жизни людей.

3 этапа развития:

1)традиционное. Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Человек стал производить продукты питания. Оседлый образ жищни. Развитие знаний о природе. Ощественная организация людей.

Характерно: сельское хозяйство, деревня, традиции, власть авторитарного типа.

2)индустриальное. Возникает машинное производство. Развиваются города. Новый уровень бытовых потребностей людей. Рост посилений и миграции людей. Развитие европейской науки. Условия для нивелирования людей как автономных граждан. Новое социальное разделение на оргонизаторов общественного производства и наемных работников. Гражданское общество, где дается индивидуальная свобода ограниченная гражданскими обязанностями и законом. Демократия.

3)Постиндустриальное. Произошла революция в электронике, информатике и т.д. Новые синтетические материалы. Меняются формы оргонизации производства. Гиганты меняются на более мелкие сети производств. Интернационализация. Основной тип населения – мегаполис.

Вопрос 28:глобальные проблемы современности и будущее человечества.

1) проблема ресурсного соотношения планеты.(в результате глобального роста уровня потребления)

2) проблема загрезнения окружающей среды.

3) димографический кризис. Рост населения в странах третьего мираи понижение в развитых странах.

4) проблема предотвращения мировой ядерной войны.

5) проблема духовного кризиса человечества.

Вопрос 29:проблема смысла истории. Философские концепции осмысления истории.

в течении долгого времени вопрос о смысле истории решался религией.

(Восточная религия)

История – последовательность этапов которые проходит человечество в своем развитии. На каждом этапе господствовала раса людей. Смысл такого развития человечества - духовное развитие. Проявление способностей своего разума и воли.

(Библейское мирровозрения) история - это

Осуществление заранее предусмотренного богом плана спасения человека, это движение от грехопадения к спасению и осуществлению царства божия на земле. Развитие истории: 1. Появляется представление об объективности законов истории. Однако эти законы проявляются в субъективной деятельности человека. 2. Появляется представление о роли эволюции и революции в истории. Одни ученые считают, что нормальное развитие человечества это эволюционное. Другие, считают главным развитием революцию. Когда общество как система выходит из состояния равновесия, наступает этап быстрых премен.

Вопрос 30:формационная концепция развития истории

1.Кант считал , что всё человечество в своем развитии проходит этапы соответствия индивидуальному развитию человека.

1) Детство человечества (теологический)- основой культуры является религия.

2) Юность (метофизический) – основная роль в культуре играет философия.

3) Зрелость (позитивная научная) – основная роль - наука.

2. Гегель считал развитие культуры обусловлено саморазвитием мирового духа. Он движет с востока на запад.

Разделил историю на 4 этапа.1)восточный. 2)Греческий 3)римский 4)германский.

3. Маркс: Развитие человечества зависит от развития производства. Разработал понятие общественно экономическая формация – тип общества обусловленный особенностями лежащего в его основе способа производства. Каждому способу соответствует своя соц. структура, политическая организация, прововая структура и т. п.

5 общественно экономических организаций.

1) первобытно общинный 2) рабовладельческий 3) феодальный 4)капиталистический 5)коммунистический.

Вопрос 31:Цивилизационная концепция развития общества.

1. С точки зрения Данилевича человечество можно разделить на культурно исторические типы.

1) Египетский 2) Китайский 3)Асирийско-Вавилонский 4)Индийский 5)Иранский 6)Еврейский 7)греческий 8)Римский 9)Аравийский 10)Германо-Романский 11)Славянский 12)Американский.

Каждый такой тип подобен живому организму и проходит следующие стадии.

1)Подготовительная(зрождение этноса)

2)юность (оброзование государство)

3)цивилизационный(время расцвета)

4)этап застоя

2. Шпенер: каждое общество представляет собой целостный организм(рождается, растет, и умирает)

3 фазы общества

1)мифосимволический

2)метафизический

3)цивилизационный (стабильность, стандартичность, демократия, покорение окр. среды экспансия гигантизм)

3. Гумилев ввел пасионарность – это стремление человека к деятельности обусловленное повышенным потенциалом энергии.

Фазы развития этноса.

1) Фаза подъема

2) Акмотическая (фаза подъема)

3) Фаза надлома

4) Инерционная (застой)

5) Обскурация (смерть)

6) Реликтовая (уже мертвая)

Вопрос 32: Человек в истории существует как ее "предпосылка" и одновременно как ее"результат".

Подчеркивание того, что общество - это деятельность людей, имеет глубокий методологический смысл. Этим определяется коренная специфика общества: деятельность людей есть сама общественная жизнь. В этом смысле все, что происходит в обществе, - действие его законов, функционирование составных частей общества, исторические события, разные общественные состояния и т.д. - прямо или косвенно связано с деятельностью человека. Человеческая деятельность выступает своеобразным центром, вокруг которого и в связи с которым складывается, функционирует и развивается общество. Люди делают свою историю сами, и тем успешнее, чем лучше они понимают историч. условия и потребности развития общества.

В исторических событиях участвуют люди с разными интересами, целями и страстями. Но несмотря на это ход истории подчиняется внутренним общим законам, носящим объективный характер.

Наши рекомендации