Наука: основные функции и закономерности развития

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» Деятельности. Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук:

1) теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);

2) практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);

3) творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т. п.

В XX веке наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Функциинауки в том, чтобы осуществить:

1) достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

2) выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;

3) предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

4) контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать. В XX веке научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована. Как вид деятельности наука характеризуется:

· определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

· определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

· совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

· способом организации научной деятельности.

Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих: 1) производство нового знания; 2) доведение знаний до их практического использования; 3) подготовку научных кадров.

Научные исследования включают:

· использование методов научного исследования;

· установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;

· обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

· установление закономерных связей между фактами;

· построение теории, законов, принципов;

· философское истолкование данных науки;

· накопление новых опытных данных;

коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.

Важнейшими закономерностямиразвития науки являются:

· обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

· относительная самостоятельность развития науки;

· преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;

· постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

· взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

· свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

· дифференциация и интеграция научного знания;

· математизация науки.

Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5 – 10 лет.

По предмету исследования науки делятся на две группы: естественные и общественные (социальные). По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные науки и прикладные науки (технические). По методу исследования выделяют: теоретические науки и эмпирические науки.

Наши рекомендации