Наука: основные функции и закономерности развития
«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» Деятельности. Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук:
1) теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);
2) практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);
3) творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т. п.
В XX веке наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Функциинауки в том, чтобы осуществить:
1) достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;
2) выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;
3) предвидение тенденций развития и функционирования объекта;
4) контроль и управление процессами в объекте.
Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать. В XX веке научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована. Как вид деятельности наука характеризуется:
· определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;
· определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;
· совокупностью методов, используемых для получения нового знания;
· способом организации научной деятельности.
Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих: 1) производство нового знания; 2) доведение знаний до их практического использования; 3) подготовку научных кадров.
Научные исследования включают:
· использование методов научного исследования;
· установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;
· обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;
· установление закономерных связей между фактами;
· построение теории, законов, принципов;
· философское истолкование данных науки;
· накопление новых опытных данных;
коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностямиразвития науки являются:
· обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;
· относительная самостоятельность развития науки;
· преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;
· постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;
· взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;
· свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
· дифференциация и интеграция научного знания;
· математизация науки.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5 – 10 лет.
По предмету исследования науки делятся на две группы: естественные и общественные (социальные). По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные науки и прикладные науки (технические). По методу исследования выделяют: теоретические науки и эмпирические науки.