Формирование белорусской модели экономического развития. Основные закономерности развития переходной экономики Беларуси

Выбор национального курса. Конечно, очень хотелось бы при определении перспективной модели экономического развития страны быть абсолютно свободным. Но опыт Беларуси и других стран показывает, что в переходный период выработка национального курса социально-экономических преобразований зависит от многих обстоятельств: Груз наследства (Наследство, полученное от административной системы, непосредственно определяет условия и темпы проведения социально-экономических преобразований.Надо видеть и то, что уже со старта национальная экономика Беларуси формировалась в условиях дезинтеграции, когда сворачивались прежние «советские» связи, в том числе и экономически целесообразные. Следует учесть отсутствие у молодого белорусского государства достаточных материальных и валютных резервов, полноценных внешних источников финансирования, а также низкий (по европейским стандартам) уровень развития производительных сил. По линии производительных сил национальная экономика Беларуси унаследовала от советской экономики во многом устарелый производственный комплекс. Считается, что такой комплекс отставал от западноевропейского уровня как минимум на один технологический уклад (20-30 лет). Примечание. В условиях СССР, на фоне других регионов, промышленность Беларуси действительно во многом могла считаться передовой. Однако оказалось, что доля высоких технологий составляет в Беларуси лишь 2,3%, новых технологий - 10%, зато традиционных (читай: устарелых и рутинных) - 87%. Отсталость технической базы - это не только низкий уровень производительности труда. Это еще и низкий национальный уровень заработной платы. Такая отсталость, дополненная энергетической и сырьевой зависимостью, заметно ограничила свободу выбора экономических решений. Все это до предела актуализирует необходимость проведения структурных сдвигов (см. ниже раздел 14.4). В наследство от СССР также достались консервативная социальная база, деформированное национальное сознание, обостренные экономические противоречия. Поэтому выработка курса стратегических преобразований наталкивается на инерционность, исходящую от унаследованного экономического строя. Национальные условия развития. Среди таковых в первую очередь выделим природно-климатические условия, а также состояние геополитического и социокультурного фактора. Природно-климатические условия считаются достаточно благоприятными для сельскохозяйственной и других видов деятельности, хотя территория Беларуси и относится к зоне негарантированного урожая. В минусе - отсутствие прямого выхода к морю, экологические последствия чернобыльской катастрофы, мелководность рек, ограниченность сырьевой базы. Определенные преимущества сулят компактность национальной территории, прохождение международных транспортных коридоров. Геополитический Фактор. Данный фактор можно трактовать весьма неоднозначно: от высоких позитивных оценок (все же центр Европы!) и вплоть до признания стратегической уязвимости национальной территории. Среди новейших геополитических обстоятельств укажем на то, что Беларусь имеет общую границу с ЕС-27, являющимся крупнейшим региональным объединением. Но в Европейском союзе ВВП на душу населения примерно в 8 раз превышает белорусский показатель. Страны ЕС, располагая развитой рыночной экономикой и системой подлинного народовластия, выходят на новый виток постиндустриального развития и роста жизни населения. Такие внешние вызовы невозможно игнорировать при разработке национальной экономической модели развития. В то же время для Беларуси главным экономическим и стратегическим партнером выступает Российская Федерация, на которую приходится примерно 1,5% от объема мирового ВВП. Россия является не только основным поставщиком сырья и энергоносителей, но и главным рынком сбыта белорусской продукции. Социокультурный фактор определяется достаточно высоким уровнем образования населения, доминированием в его структуре титульной нации. Беларусь традиционно относят к семье европейских народов, от которой она была насильственно оторвана в конце XVIII века. Для населения Беларуси генетически присущи меньшая «торговая» рациональность, но и большая созерцательность. Сильны надежды на социальную защиту со стороны государства. Отсюда - негативное отношение к чрезмерной социальной и имущественной дифференциации. Национальному менталитету белорусского народа не свойственны миссионерство и духовное лидерство, собирательство славянских земель и другие иллюзии. Все это в совокупности обусловливает формирование более сложной системы стимулов к хозяйственной деятельности по сравнению с нынешним «экономическим человеком» Запада. Вывод: в качестве национальных факторов развития должны признаваться лишь те, которые обеспечивают суверенной стране полноценное будущее. Разработка национальной модели. Конечно, при разработке национальной модели не обойтись без заимствования опыта, накопленного развитыми странами. Тем более что в период трансформации открывается шанс внедрить более совершенные формы хозяйственной жизни, умело обходя промежуточные фазы развития и экономя при этом ресурсы. В то же время национальная модель переходной экономики должна быть способной дать достойный ответ на внутренние и внешние вызовы. Применительно к национальной экономической системе под вызовом следует понимать обстоятельства, которые в состоянии оказать существенное воздействие на ее развитие.Главный внутренний вызов для белорусской экономической системы сегодня связан прежде всего с противоречием между низким национальным уровнем оплаты труда и возрастающими потребностями населения страны, а также с низкой экономической эффективностью национального производства. Главный внешний вызов связан: а) с наличием существенного разрыва между уровнем жизни населения в Беларуси и соседних странах ЕС;б) с низкой конкурентной способностью отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; в) с высокой степенью энергетической и сырьевой зависимости национального производства от внешнего мира; г) с весьма ограниченными перспективами притока в страну иностранного капитала. При этом придется учитывать, что процессы глобализации повышают значение внешних факторов развития национальной экономики. Сегодня ни одна страна не в состоянии проводить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мировой экономики. Надо признавать и то, что малая открытая национальная экономика, для которой характерны устарелая структура производства и неразвитая финансово-кредитная система, зависима от поведения сильных внешних конкурентов. Эволюционный путь развития Беларуси. Принято считать, что в 90-е годы XX века Беларусь избрала эволюционный путь социально-экономического развития. При обосновании данного тезиса, как правило, ссылаются на то, что в Беларуси: а) ставка сделана на сочетание государственного и частного сектора при активном участии государства в регулировании социально-экономических процессов; б) прилагаются усилия по наиболее полной загрузке имеющихся производственных мощностей, включая сохранение трудовых коллективов, сложившихся в госсекторе; в) сохранена система финансовой поддержки крупных го сударственных предприятий (льготы, субсидии, преференции); г) ограничен процесс приватизации государственной собственности; д) сохранена система социальной защиты населения, за-

явлен курс на обеспечение социальной ориентации экономического развития. Социализация белорусской экономики. Такой курс предполагает, что главной целью функционирования национальной экономики становится повышение жизненного уровня населения страны. В качестве основных задач «социализации экономики» традиционно выступают: а) обеспечение экономической свободы и развитие пред принимательства; социальная ответственность предпринимателя перед обществом; социализация собственности, плюрализм форм хозяйственной деятельности; б) сочетание экономической эффективности и социаль ной справедливости; сохранение социальной стабильности; ограничение социальной дифференциации; в) сохранение высокой степени социальной защиты, адресная поддержка уязвимых слоев населения; развитие человеческого потенциала;г) развитие отношений социального партнерства, развитие экономического самоуправления;д) формирование благоприятной для жизни человека окружающей среды; е) повышение роли государства как гаранта защищенности населения от коррупции и криминальной среды; ж) рост демократии и политических свобод, защита прав граждан; формирование полноценного гражданского общества. То, что модель национальной экономики Беларуси приняла ярко выраженную социальную ориентацию, обусловлено следующими обстоятельствами: 1) специфика национального менталитета и высокие социальные ожидания, вера населения страны в полезность наличия сильного государства; 2) длительная принадлежность к социалистической системе и унаследование из административного периода системы социальной защиты, лояльно воспринимаемой населением республики; з) формирование на сопредельном для Беларуси геополитическом пространстве высокоэффективной экономической

системы ЕС с мощной социальной ориентацией. Вывод: утверждение социально ориентированной экономики рыночного типа является основным содержанием преобразований, проводимых в Беларуси. Основные черты. Исторический опыт свидетельствует о том, что переход от одной экономической системы к другой всегда занимает весьма продолжительный промежуток времени. Тем более это неизбежно, когда речь идет о переходе к новому типу экономической системы. Реальная жизнь подтверждает: в этот ответственный период приходится «сидеть на двух стульях», т. е. иметь дело с так называемой переходной экономикой. Переходная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикальные преобразования, связанные с преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования. 1. Обобщение опыта переходного периода позволяет выделить основные черты переходной экономики: Отход от административной системы. Сочетание элементов старой и новой экономической системы 2. Многоукладность и многосекторность 3. Осуществление структурной перестройки 4. Асинхронность развития на региональном, отраслевом и других уровнях5. Наличие «теневой экономики», неофициальной занятости и т. д.6. Постепенное усиление социальной ориентации экономического развития

Необходимость и содержание структурных сдвигов. Модель экономического роста и экономическая безопасность страны.

Содержание структурного сдвига. Приходится признавать то, что в переходный период по многим параметрам структура национального производства не соответствует требованиям НТП. Для такой структуры характерны:

а) наличие многочисленных диспропорций (отсталаястроительная индустрия, маломощная переработка сельско-

хозяйственного сырья и т. д.); б) низкий удельный вес сферы услуг, высокая материалоемкость и энергоемкость национального производства; в) преимущественная ориентация национального производителя на внутренний рынок, доминирование сырьевого характера экспортных поставок; г) высокий уровень концентрации и монополизации про изводства, преобладание крупных предприятий. В расчет следует принимать и то, что структура белорусской экономики, испытывающей серьезную энергетическую и сырьевую зависимость от внешних поставщиков, не отвечает высшим национальным интересам. Не следует забывать, что еще недавно экономика Беларуси являлась составной частью «народного хозяйства СССР» и развивалась строго по его законам, проще говоря - не являлась самостоятельным национальным образованием. Так что после приобретения Беларусью суверенитета обозначилась дополнительная потребность в проведении реструктуризации национальной экономики. Особая модель экономического роста. Напомним, что экономический рост есть стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики. В упрощенном варианте экономический рост выступает как процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей. Надо прямо признать, что высокие темпы и должное качество экономического роста непосредственно предопределяются типом экономической системы. Вместе с тем в переходный период формируется особая модель экономического роста, которая призвана: а) разрешить те противоречия, которые обусловили кри зис командной экономики советского образца; б) обеспечить высокую экономическую эффективность национального производства; в) обеспечивать социальную направленность националь ной экономики; г) быть восприимчивой к научно-техническому про-

грессу; д) помогать стране достойно интегрироваться в мирохо зяйственные связи.

При формировании обновленной модели экономического роста предстоит отказаться от низкого качества роста, от преимущественно экстенсивного типа развития. Экономическая безопасность. Решение данной проблемы предполагает защиту экономического суверенитета страны, исключение внешнего диктата, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. В наших условиях особое внимание должно быть обращено на предлагаемые условия экономической интеграции, обеспечение во внешнеэкономических отношениях эквивалентного обмена, стабильное привлечение в страну иностранного капитала, а также на формирование достаточных стратегических резервов (см. 50).

Современная экономическая наука предлагает четкую систему показателей, которые призваны по конкретным направлениям отразить степень обеспечения экономической безопасности страны: 1) объем ВВП на душу населения (100% от среднемирового уровня); 2) доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве (не менее 70%); 3) доля машиностроения в промышленном производстве (не менее 20% от ВВП); 4) инвестиции (не менее 25% от ВВП); 5) расходы на научно-исследовательские работы (не менее 2% от ВВП); 6) доля новых изделий в машиностроении (6% от объема производства); 7) доля жителей страны с доходом ниже прожиточного минимума (не более 7%); 8) средняя продолжительность жизни (не менее 70 лет); 9) разрыв в доходах 10% самых зажиточных и самых бедных семей (не более 8 раз); 10) число правонарушений на 100 жителей (не более 0,5); 11) уровень безработицы (не более 7%); 12) инфляция (не более 20% за год); 13) внутренний государственный долг (не более 30% от ВВП); 14) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (не более 25% от объема налоговых поступлений в бюджет); 15) внешний государственный долг (не более 25% от ВВП); 16) доля внешних заимствований, используемых для покрытия дефицита бюджета (не более 30%); 17) доля иностранной валюты по отношению к обороту национальной валюты (10%), в том числе по наличным платежам (25%); 18)денежная масса (не менее 50% от ВВП); 19) доля импорта во внутреннем потреблении (до 30%), в том числе по продовольственной группе (до 25%).Сравнение с фактическими значениямипоказывает, что в переходной экономике Беларуси накопилось достаточно проблем, не позволяющих на должном уровне обеспечить экономическую безопасность страны.

Наши рекомендации