Развитие. Понятие развития. Модели развития.

Лекция 10.ДЕТЕРМИНИЗМ И РАЗВИТИЕ КАК ФУНЦАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ

Становление человеческого рода есть в известном смысле становление его разумности, рациональности, охватывающей его духовно-практическую деятельность - всю человеческую культуру. Разумное рациональное есть в самом широком смысле то , что человечно, гу­манно, духовно. Разумность была не чужда мифологии, религии, но философия первая положила ratio, "Логос" в основание своего здания. Изначальная сознательная рационализация философии сопряжена .с развитием математики, логики, культуры дефиниции, понятия. Целеполагающий характер человеческой деятельности ориентирован на изменение мира, однако предполагает первоначальное "схватывание" предмета умом, познание действительности в категориях , законах и принципах - в умопостижении. Развивающаяся способность человека к познанию вызвана потребностью понимать мир, отражая его в некой картине миропонимания. Философские принципы, законы и категории, независимо от их отношения к миру или человеку, субъективно переживаются человеком, выражая его рационально-ценностное отношение к миру. Важнейшими принципами философии являются - детерминизм и развитие, их рассмотрение неразрывно связано с принципом субстанциального единства мира.

Детерминизм и развитие

Принцип субстанциального единства мира, принцип развития и принцип детерминизма - фундаментальные принципы учения о бытии. Принцип субстанциального единства мира дает ответ на .вопрос о том, является ли мир единым или множественным, что лежит в основе этого единства. Принцип развития отвечает на вопрос, какие изменения претерпевает мир. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный или произвольный , неупорядоченный характер. Ответ на последний вопрос, в связи с двумя первыми, интересовал философов, начиная с античности. В зависимости от ответа на этот вопрос философские учения распадались на два направле­ния: философский детерминизм и философский индетерминизм. Термин "детерминизм" происходит от латинского "determinare" /"опреде­лять", "отделять", "отграничивать"/, что предполагало существование познающего субъекта. В дальнейшем детерминацию понимают в объективном смысле, как обусловливание одних явлений, процессов другими. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективные явлений другими. Понятия связи и взаимодействия - его исходные категории. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей, через взаимодействие которых и реализуются отношения детерминации. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений - предпо­сылка принципа детерминизма. Детерминизм отрицает существование каких-либо явлений или вещей вне этой связи./См.:Кедров Б.Н. Научная концепция детерминизма//Современный детерминизм, законы при роды.М.1973.с.8./

Однако философский детерминизм не исчерпывается этим, в его основание включается определенная концепция природы и структура отношении детерминации. Учение о причинности, т.е. необходимости, закономерности в соотношении со случайностью, является ядром детерминации, но не исчерпывает ее. Детерминизм включает в себя и непричинные виды и типы детерминации. Альтернативой детерминизму является индетерминизм, в котором отрицается как объективность при чинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Д.Юму и Э.Канту были свойственно отрицать объективный характер отношений детерминации, они проводили субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости , закономерности, приписывая их к миру восприятий, а не самому миру.

Детерминизм может быть представлен в совокупности следующих тезисов: 1 Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая вещь приобретает и сохраняет свои характерные признака, 2 В основе всего многообразия отношений детерминации /обусловливания/ лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, порождается другим. Процесс порождения сопровождается переносом вещест­ва, движения, информации. Детерминизм включает в себя принцип раз­вития, 3 Тезис о многообразии видов детерминации и существовании непричинных видов детерминации. Причинная детерминация - основание для других видов детерминации, 4 Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания. Каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе развития. Кажущееся противоречие между вторым и третьим тезисом истолковывается в плане не возможности объяснить все многообразие отношений между явлениями только отношениями причинения, т.к. существуют и другие виды обусловливания. Принцип закономерности шире по своему объему, чем принцип причинности. Отождествление причинности и детерминизма ведет к исключению возможности существования непричинных законов. Исторические формы детерминизма разнообразны. "Номологический детерминизм" / от греч. "nomos"- закон/ распространен в современной запад­ной философии. Его сторонники принимают принцип закономерности и отвергают причинность. Классической формой механистического детерминизма явился лапласовский детерминизм, развитый французским ученым П.Лапласом, который предполагал однозначную /динамическую/ причинную обусловленность одного события другим, а потому возможность абсолютно строгого предсказания. Лаплас полагал, что если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы и точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего для него недостоверного как в прошедшем, так и будущем. Сущность диалектической концепции детерминизма с большей полнотой раскрывается в анализе с опорой на категории - "причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление", "необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность " и "действительность". Диалектический детерминизм включает в себя помимо причинности такие и системные отношения, которые в своей совокупности объединяются таким методологическим принципом как принцип системности. О принципе системности будет сказано далее. В начале века набирает силу "логический детерминизм". Некоторые представители которого иногда ошибочно считали себя представителями индетерминизма, отождествляя диалектический и механистический детерминизм. Так, известный логик Я.Луксевич /1857-1956/ вносит заметный вклад в современную концепцию детерминизма. Понимая по детерминизмом нечто большее, "ем точку зрения связанную с непризнанием свободы воли", он опро­вергает устаревший, логический детерминизм, носящий фаталистический характер. "Фаталистический детерминист рассматривает события, происходящие в мире, как повторную демонстрацию кинодрамы, отснятой где-то во всемирной киностудии /Лукасевич Я.О детерминизме. Вопросы философии, 1995,с.62./.Такая точка зрения не приемлема для чувств и разума современного человека, так как будучи в данном случае участником и зрителем этой всемирной драмы, человек не знает ее финала, осознавая однако, что этот финал предрешен. Предрешены и все поступки, жизненные коллизии, момент смерти. Человек участвует в этой драме в качестве марионетки. Такая точка зрения основана на двух убедительных аргументах, идущих от Аристотеля, согласно которым, если один из логических принципов отрицает Другой, то они являются противоречащими. Например: "Завтра произойдет морское сражение" и "Завтра не произойдет морское сражение* Принцип противоречия , суть которого Аристотель и другие мыслители считают глубинной опорой нашего мышления, непреложен.

Суть принципа исключенного третьего гласит, что два противоречащих высказывания не являются одновременно ложными, одно из них должно быть истинным. Третьего не дано. Здесь допускается интуитивное предположение, что существует третье логическое значение, которое является не истинным и не ложным, а лишь только вероятностно неопределенным. Лукасевич , делая подобное предположение, опережает свое время, полагая, что вероятностно неопределёнными являются все высказывания о будущих событиях, которые еще не предопределены. Этим высказываниям антологически не соответствует ни бытие, ни небытие, но лишь возможность. Наш разум попадает здесь в лабиринт. в котором часто заблуждается - это вопрос свободы и необходимости, проблема прерывности и бесконечности. Ибо могут существовать при­чинные цепи, которые еще не начались, а целиком лежат в будущем. Такая точка зрения представляется не только логически возможной, но и онтологически обоснованной. Она опровергает ту, что каждое мельчайшее событие имеет свою причину, действующую со дня сотворения мира. Возражение здесь направлено против фаталистических аргументое, сводящих все происходящее в мире к жесткой фатальности, отрицающей случайные события, свободу выбора. Разумеется некоторые события имели свои причины извечно. Небесные затмения солнца и луны астрономы предвидят на много лет вперед с точностью до секунды, основываясь на наблюдениях и законах движения небесных тел.

Причина и следствие. Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь, или причинное отношение между двумя явлениями, событиями есть то, где одно выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия отношения причинения определяются как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое, называемое следствием. Выделяется ряд критериев для распознания причинно-следственных связей от близких типов детерминации / пространственно- временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.д./ 1 Критерий производства, порождения не просто предшествует следствию во времени, но генетически порождает, обусловливает его возникновение и существование. Причинная связь субстанциальна, связана с переносом вещества, энергии, информации, 2 Критерий временной ассиметрии указывает на направленность во времени от того, что есть к тому, что возникает. Процесс причинения необратим. Однако последовательность во времени является необходимым, но недостаточным условием для существования причинного отношения: последовательные события должны находиться в отношениях порождения. При рассмотрении взаимосвязи причины и следствия в процессе временной ассиметрии некорректно предполагать одновременное сосуществование причины и следствия. В случае удара молнии в дерево, дерево разрушается. Разрушение дерева - следствие, причина-действие электрического разряда. Однако изменения в 'Структуре дерева происходят не раньше того момента, когда пор­ция электрического разряда " угасает" в нарушениях структуры де рева: происходит преобразование электрической энергии в механическую. З Необходимость и однозначность - третий критериальный признак причинного отношения. Причина, возникая в определенных внешних и внутренних условиях, с необходимостью вызывает определенное следствие. Отношения причины и следствия закономерны. 4 Этот признак указывает на . пространственно-временную непрерывность причинно-следственных отношений. Разрывов в этой цепи не должно быть.

В мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование беспричинного события означало бы наличие самостоятельной субстанции, независимой от всего остального материального мира. Поскольку процесс причинения - необходимое звено процесса развития, то существование беспричинных явлений вело бы к отрицанию всеобщего характера развития. Такое событие с естественно - научной точки зрения входило бы в противоречие с законом сохранения материи и энергии, ибо допускало бы возможность возникновения чего-либо из ничего. Утверждение о том, что причина и следствие меняются местами следует понимать так, что все явления нельзя считать абсолютными, однозначными, рассортировав их на причины и следствия. Каждое явление может выступать в качестве левого и второго в зависимости от контекста рассмотрения. Причинно-следственная связь является фундаментальной : на ней основываются непричинные типы детерминациии, но она и базисна, будучи простейшей, поэтому из нее формируются более сложные виды каузальных отношений, так называемые цепи причинений. К ним относятся следующие цепи причинении : однолинейные цепи причинения, цепи причинения с обратной связью, разветвляющие цепи причинения./См.:П.В.Алексеев, А.В.Панин.Философия:Учебник для ВУЗОВ.М.,1996,с.397-398./

Ограничения на применение принципа причинности накладываются, не принципом развития/любое развитие причинно обусловлено/, но принципом всеобщей связи : не все связи являются причинными. При чинные виды детерминации, как было указано, классифицируются по внутреннему, субстанциальному признаку. В этом типе классификации обычно выделяются материальные и идеальные-, информационные и энергетические причины, которые подразделяются в соответствии с видами движения материи на физические, химические, биологические и социальные, а также психологические причины. По этому признаку различают причину и условие : причина - это то, что отдает свою силовую потенцию, а условие -совокупность обстоятельств причинного события. Второй вид классификации основывается на видах проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические /однозначные/ и статистические /вероятностные/. Вне генетического временного принципа причинности остаются все виды коррелятивных, пространственных и временных связей, объединенных системностью. Системный подход в традиционной науке был ориентирован на момент стабильности, устойчивого и гармонического взаимодействия. Классическая наука делала акцент на замкнутых системах, обращая внимание по существу на устойчивость, порядок и однородно­сть. Системный подход оперирует понятиями "система", "структура", "элемент", "компонент", "функция", "часть" и "целое". Понятия, используемые в системном подходе, относятся к традиционным категориям диалектики - части и целого. Система - комплекс взаимосвязанных элементов, организованных на принципе целостности, выступающих по отношению к условиям и другим системам как нечто единое. Характер связи между элементами системы фиксируется в понятии структура. Функция - роль элемента в составе целого. Структура любой системы опирается на коррелятивные связи, являясь ее наиболее стабильным моментом, являясь также результатом развития. Струнтурообразование подчиняется определенным периодическим или циклическим закономерностям, то есть ритмичности процесса развития. Корректное совмещение причинного и системного подходов значительно расширяет принцип детерминизма. Синергетический подход акцентирует внимание ученых на открытых системах, их процессуальности: неупорядоченности. неустойчивости, неравновесных отношениях. Это не просто дополни­тельный взгляд на мир в "боровском" смысле, а новая парадигма и способ изучения мира. Проблема самоорганизации материальных систем в рамках системного и информационного подходов рассматривается в науке XX века на уровне биологических, социальных, технических систем".

Принцип закономерности утверждает регулярный , упорядоченный характер отношений детерминации, что означает подчиненность всех явлений в своем возникновении и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законом. Закон есть существенный необходимый тип связи между явлениями. Не вся­кая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или отношение меду сущностями. Связь, являющаяся законом, выступает как определенное целое в его всеобщности. Характерный признак закона - повторяемость. Закономерное отношение будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственно-временного отношения. Характерным признаком закона, вытекающим из его определения как существенной связи, является его необходимость. Закон природы это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью. Соотносить понятия "необходимость", "всеобщность", "повторяемость" можно только через категорию сущности. Как сущность закон нельзя мыслить как нечто существующее наряду с явлениями , независимо от них. С точки зрения сферы действия законы подразделяются на общие, универсальные и частные, действующие лишь в ограниченной области. По форме своего проявления законы, так же как и виды причинности, подразделяются на динамические и статистические. Камень, брошенный вверх, вернется на землю, в силу динамически, т.е. однозначно действующего закона притяжения, а выпадение количества очков в брошенных игральных костях предсказать невозможно, поскольку здесь действует статистическая закономерность. Указанные различия между динамическими и статистическими проявлениями закономерности нельзя понимать как противопоставление понятий закона и закономерности. Различительным критерием выступает здесь сама структура детерминации. Динамический закон - закон , управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Знание, статистического закона, управляющего поведением больших совокупностей, позволяет сделать лишь вероятностные заключения о его поведении. В разных концепциях детерминизма категория необходимости и случайности - одно из центральных мест. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражается в понятиях закона и закономерности. Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности. Если принимать принцип причинности, что обязательно для концепции философского детерминизма, то случайные явления следует принимать причинно обусловленными. Необходимость причинной связи исключает противопоставление необходимости и случайности. Обращение к понятию условия является одним из путей обоснования объективного существования случайности. Объяснение существование случайности вариациями условий и пересечением необходимых линий существования не противоречат друг другу, а в известной мере совпадают. Например, дорожная авария выступает одновременно как результат пересечения двух транспортных средств, но возникает как результат возникновения непредвиденных обстоятельств или условий. В связи с существованием случайных и необходимых явлений следует обратить внимание на утверждение - "Наука - враг случайностей". Если понимать эту формулу в смысле, что наука не должна интересоваться случайностью, то эта формула ложна. Интерес науки к изучению случайных явлений возрастал стремительно, начиная с ХVIII века. Эту формулу следует понимать как отрицание существование случайности, не связанной с необходимостью и причинностью, а такая случайность исключается наукой. Второй момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу слу­чайностей. Важный момент в диалектике случайности и необходимости связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Полное знание о том или ином объекте достигается, когда знание необходимых черт этого явления дополняется знанием случайных, уникальных .Диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, вся совокупность налично существующих явлений в единстве с их сущностью. В более узком - действительность отдельного объекта - его актуальное бытие. Каждая материальная система существует сначала потенциально, а затем может стать возможностью. Под возможностью понимается - потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. Процесс развития с этой точки зрения бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения других. Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития как саморазвития. Имеются разные виды возможностей : обратимые и не обратимые. Необратимой называется такая возможность, с превращением которое в действительность, первоначальная возможность становится невозможной. Обратимая возможность, превращаясь в действительность делает первоначальную действительность возможностью. В зависимости от силы, лежащей в их основе необходимости, возможности могут быть реальными, формальными и абстрактными.

Реальные возможности обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта. Абстрактные возможности - это возможности, для осуществления которых не могут сложиться соответствующие условия. Конкретная возможность - это возможность для осуществления которой могут сложиться соответствующие условия. Принадлежность категорий возможности и действительности к группе категорий детерминизма проявляется также через их связь с категориями необходимости и случайности. Так, например, на стадии превращения реальной возможности в действительность возможность из случайности превращается в необходимость, теряя случайную компоненту в своей природе. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. Вероятность есть степень необходимого в возможном. Опора на понятие вероятности придает понятию возможности более конкретный операциональный характер. Знание возможностей и условий их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер. Известный афоризм гласит : "Политика есть искусство возможного". Секрет этого "искусства, состоит в том, чтобы путем целенаправленной деятельности создавать такие условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер, а же дательные - приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.

Упрощенно-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Действительно, свобода, где все однозначно, нет случайностей, возможностей не есть свобода. Свобода в различных трактовках может противостоять не столько необходимости, сколько принуждению. Наличие абсолютной свободы может становиться предметом философских спекуляций теоретизирущих философов. В старинной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос, другому человеку. Обвиняемый ссылался на то, что никто не может ли вить его свободы размахивать своими собственными руками. Суд решил что обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция свободы Н.Бердяева /См. работы "Философия свободы", "Философия свободного духа" и др./. Связь свободы с природной или социальной необходимостью, полагает Н.Бердяев, лишает подлинную свободу всякого смысла. Свобода находится вне причинных отношении. Свобода же есть .прорыв в этом мире феноменов причинных от ношении /См. "Царство духа и царство кесаря".М.,1995,с.325./. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит /Философия свободы, смысл творчества.М.,1989,с.370./. Устранение концепции детерминизма у Н.Бердяева налицо. Человеческий опыт и наука показывают, что свобода и необходимость не являются антиподами, признание возможности существования свободы не ведет к отказу от необходимости. Реальное свободное действие людей выступает как выбор альтернативных линий поведения. Свобода - выбор целей деятельности, выбор средств к достижению цели, выбор поступков. Согласно научно-философскому мировоззрению, свобода и неразрывно связанная с ней ответ ственность, мыслимы в мире , где существует объективная обусловленность, детерминизм.

Развитие. Понятие развития. Модели развития.

Развитие является основным предметом диалектики, а сама диалектик выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика - это наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика / от греч. - вести беседу, спор/ обязана своим возникновением искусству ведения беседы в форме диалога Сократу и созданному им сократическому методу. В ходе такого диалога стремятся опровергнуть мнение или предложений оппонента путем выведения из наго следствий, противоречащих фактам или твердо установленным истинам. Искусство убеждения при этом сводится к раскрытию возникающих при этом противоречий, к их разрешению, достижению согласия между спорящими, к уточнению их точек зрения на дискуссионный вопрос. Данная форма диалектики есть ее субъективная форма, отражение диалектики мышления. У древних не была выработана идея развития в связи объективного и субъективного, с возникновением нового, необратимого. У Парменида бытие неизменно, у Гераклита бытие изменятся. Однако эти изменения понимаются лишь на уровне внешних наблюдений. В виде стройной теоретической системы диалектика предстает у Гегеля: мир предстает в виде процесса беспрерывного движения и развития во времени и внутреннем единстве. Гегелем заложены основные принципы диалектики: идея универсальной связи явлений, единства противоположностей и диалектического двойного отрицания. Однако диалектика Гегеля - это пере ход идей, их развитие как восхождение от абстрактного к конкретному. У Гегеля сфера реальных явлений "погружена" непосредственно в идеи, хотя мир единичных реальных явлений относительно самостоятелен. Развитие материализма обусловливает в дальнейшем синтез его с диалектикой, учение диалектики распространяется на природу и общество. Материалистическая диалектика становится ядром марксистского философского мировоззрения, методом познания закономерностей природного и общественного развития и революционного преобразова­ния действительности. Метафизика выступает как альтернатива диалектики. Это философское учение о принципах и началах бытия в единстве, целостности, порой без учета его материального разнообразия Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления, которая преодолевается диалектическом разумом. Гегель связал разум с диалектикой, а рассудок - с метафизикой, противопоставив диалектику метафизическому методу мышления. Диалектика, по Гегелю, исправляет недостатки метафизики, не справляющейся с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Согласно негативным представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектики. Положительное толкование состоит в понимании ее как основополагающих принципов философии в их совокупности. /См. подробнее о взаимоотношении диалектики и метафизики В;А.Канке. Философия. Исторический и систематический курс.М..1996,0.141-143./. Нацеленность диалектики на развитие служит ее основным критерием. Однако этот критерий нуждается в конкретизации. Развитие характеризуется в его связи с движением и изменением, не единственным изменением, качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью системных изменений в составе элементов структуры. В этом плане развитие есть связь качественных преобразовании системы.

Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Развитие не является просто модификацией функциональных связей состояний, актуализацией заложенных в нем потенций, а выход на иной уровень функционирования вследствие изменения организации объекта /См. Э.Г.Юдин. Системный подход и принцип деятельности.м.,1978,с.189-190./. Развитие соотносится с направленностью преобразований. Направленность следующий критериальный признак развития. Т.о. признаки развития: 1/качественный характер изменений, 2/необратимость, 3/направленность. Следовательно, развитие - это направленные, необратимые, качественные изме­нения системы. Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Сложность развития обусловливает неоднозначность его трактовок, интерпретаций. Остановимся на рассмотрении основных концепций или "моделей развития". Классические модели диалектики представлены трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля /логико-гносеологические модели диалектики/. XIX век дал теоретические предпосылки для вызревания нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской.

Г.Спенсер дал метафизическое объяснение всеобщей постепенной эволюции природы. Главные недостатки этой концепции - исключительно постепенный характер эволюции и развития материальных систем, а также сводимость высших форм движения материи к низшим /редукционизм/. Отрицание взрывообразных скачков, каковыми являются в живой природе мутации, а в социальной действительности - политические революции, свидетельствует о "плоскоэволюционистском" понимании развития. Концепция "творческого эволюционизма" или ''эмерджентности" строится на основе возникновения нового качества, не сводимого к исходному, признается "взрывообразный" скачок, не предсказуемый из начальных качеств. Новое качество - результат некой внутренней "творческой силы", в которой Морган .например, усматривает Бога. И плоскоэволюционисткая, и эмерддентистская концепции сходятся в отказе от имманентных материальных противоречий как источника развития природы и общества. Эволюционизм Ч.Дарвина дает наиболее полное представление о стихийно-диалектической концепции развития. Эта концепция соотносится с частно-научным понятием "эволюция", а не всеобщее - философским понятием развития. Диалектико-материалистическая концепция, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом, в опоре на гегелевскую диалектику, гораздо более всесторонняя, богаче содержанием. В этой концепции могут быть соединены непротиворечиво принципы материализма, диалектики и гуманизма. Сама диалектика должна быть освобождена от деформаций партийно-классового порядка, чтобы раскрыть свою многогранность применительно к природе, социуму и духовному миру человека.

Законы развития. Закон отрицания отрицания. Закон перехода количества в качество. Закон "единства и борьбы противоположностей" Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим следует, что никакое развитие невозможно без отрицания отрицания. Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками и механицистами. Однако механистическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1/полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения, 2/абсолютизация момента преемственности в развитии Диалектическая философия отвергает абсолютизацию моментов разрушения в от ношении к предыдущим этапам развития, так как деструктивность исключает прогрессивное движение системы. Прогрессивное развитие предполагает отрицание-снятие, конструктивное отрицание. При деструктивном типе отрицания решающую роль играют внешние по отношению к системе факторы. Конструктивные отрицания детерминируются в основном внутренними факторами, противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание -самоотрицание как необходимый момент развития, связь низшего и высшего, менее со вершенного и более совершенного. Гегель считал ядром своего диалектического метода установку на противоречивость и триаду. Триадичность: тезис- антитезис - синтез означает, что отрицание тезиса, а затем и антитезиса не является уничтожением предмета, а развитием всего содержания последнего. Синтез есть объединение тезиса и антитезиса, достижение более высокого содержания, в отличие от простого их сложения здесь нечто новое, основанное на преодолении противоречий предыдущих этапов развития. Синтез выступает как итог с развития и содержательной стороны характеризует поступательность движения. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик объекта, материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным. Многообразие мира может характеризоваться со стороны качества и количества. Качество - это совокупность свойств предмета, системы в целостности, определенности и выделенности из окружающего фона. Количество характеризует предмет по степени его развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемых в величинах или числах. Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или информационных компонентов системы. Количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они суть разные характеристики определенных объектов. Качество всегда количественно, а количество качественно. Однако их неразрывная связь не означает их слияния, граница определяется при установлении системы отсчета, выделении предмета исследования. Качество и количество связаны в мере. Мера это количественная граница данного качества, в которой качество проявляется в своей определенности. Про­цесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок. Закон "единства и борьбы противоположностей" всеобщ. Он усматривает импульсы движения и развития мира в нем са­мом, в порождаемых им самим противоречиях, в неразрывном единстве и борьбе противоположных сторон. Слово "борьба" употребляется скорее метафорически имеет смысл лишь в составе формулы "единство и борьба". Такое понимание не провоцирует на упрощенное толкование сути закона, механическое соединение диалектически противоположных сторон. Противоречие неотрывно от движения, как и развитие от противоречия. В противоречиях - и единство, и борьба. В этой связи "закон единства и борьбы противоположностей" в содержательном плане идентичен "закону диалектической противоречивости". Сами противоположности находятся в движении и развитии. В развитии противоречий модно выделить следующие этапы или состояния:1/гармоний, 2/дисгармония, 3/конфликт. По Аристотелю, гармония вообще возникает из противоположностей... Гармония… есть согласие разногласносго" /Цит по:Маковельский А. Досократики. Казань, 1919,ч.3,с.35./. Традиции античной мысли богаты своими "выходами" в современную проблематику развития. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, развитием одной стороны за счет другой. При конфликте, столкновении обостряются взаимоотношения между противоположностями, преобладает разнонаправленность и взаимоотрицание, что ставит под вопрос само существование системы. Единство и борьба противоположностей является источником и главной движущей силой развития. Существование множества противоречий предполагает их деление по степени охвата действительности, выделяются два типа: 1/0бщедиалектические охватывающие материальную и духовную действительность, 2/специфически-диалектические, подразделяющиеся также на а/ противоречия материальных систем и б/ диалектические противоречия познания. Рассмотрим, например, внешние и внутренние противоречия. Данные эволюционной теории, генетики и философии свидетельствуют, что импульсы к развитию системы заключены внутри нее. Для вида, популяции мутации результат внутренних противоречий, однако внешние факторы существенным образом определяют направление изменчивости. Удельный вес каждого из противоречий устанавливается конкретно, но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних противоречий. Однако источником развития являются внутренние и внешние противоречия системы, саморазвивающейся при ведущей роли внутренних противоречий. Рассмотренные законы диалектики с трех различных сторон характеризуют развитие: закон диалектической противоречивости - источник , импульс, развития; закон перехода количества в качество - механизм возникновения новых качеств; закон отрицания отрицания - характер и форму прогрессивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос: почему совершается развитие?, второй - на вопрос: как происходит развитие?., третий - на вопрос: каков характер поступательного развития?. Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга , вплоть до полного слияния. Их единство многранно. Основа этого -взаимодополнение в развитии.

Основные принципы и законы материалистической диалектики были сформулированы классиками марксизма свыше ста лет назад. В XX веке революция в науке приобрела небывалый размах, соединившись с технологией. В последние полвека коренным образом изменилась концептуальная структура и средства, а также методы научного познания. Для неклассической науки характерны - тенденция к целостному, систем ному исследованию различных природных и социальных процессов, изучение эволюции и развития не только отдельных систем, но и систем региональных, глобальных, раскрытие внутренних механизмов самоорганизации, лежащих в основе этого развития. Настало время всерьез заговорить о новой форме диалектики, сопоставив новые представления о системности и самоорганизации , новое понимание и объяснение в науке с принципами, законами и категориями диалектики. По-видимому, это единственный путь, по которому может идти философия, претендующая на научность. С точки зрения современной науки таким атрибутом становится самоорганизация материальных систем, ибо именно она характеризует внутреннюю активность материи. Прежняя диалектика, ориентирующаяся на категориальный аппарат гегелевской диалектики, хотя и критикует механицизм и метафизику, но также не в состоянии адекватно объяснить процесс развития материальных систем. Данная форма диалектики имеет существенный не достаток: она сохраняет некоторые черты гегелевской диалектической формы, из которой она возникла. Для Гегеля, объективного идеалиста, развивается прежде всего мысль, идея, теория. Маркс и Энгельс материалистически преобразовали гегелевскую диалектику, неустанно подчеркивая , что по законам диалектики развивается прежде всего сам объективный мир. Однако материалистическая интерпретация диалектики Гегеля не ознаменовалась раскрытием специфических за конов, внутренних законов развития материального мира. По сути дела, и эволюционная теория Ч.Дарвина не раскрыла внутренних механизмов развития в живой природе, описав их на уровне феномена.

Что же касается неживой природы, то выводы тогдашней науки находи лис1. в резком противоречии с эволюционными идеями Дарвина /второе начало термодинамики/.Таким образом, сама идея развития не была органически связана с эволюцией и усложнением природы в процессах ее самоорганизации. Чтобы понять механизмы подобной самоорганизации структур необходимо обратиться к неживой природе / образование песчаных дюн, циклонов, антициклонов и т. п./ Синергетика является на настоящий момент наиболее общей теорией самоорганизации систем, формулируя наиболее общие принципы самоорганизации на все," структурных уровнях материи. И.Пригожий, один из ведущих создателей этого подхода, свое понимание феномена самоорганизации связывает с понятием диссипативной структуры - структуры спонтанно во вникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примера ми таких структур являются образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости /т.н. ячейки Бенара/, "химические часы" /реакция Белоусова-Даботинского/, турбулентное движение. В книге И.Пригоиина и И.Стенгерс "Порядок из хаоса" процесс возникновения диссипативных структур объясняется следующим образом. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы /например молекулы газа/ находятся как бы в состоянии гипнотического сна и в силу независимости друг от друга не способны к образованию упорядоченных структур. Под воздействием же энергетических взаимодействий с окружающей средой система переходит в неравновесное "возбужденное" состояние. Ее элементы начинают действовать согласованно, между ними возникает коррелятивное, когерентное взаимодействие - диссипативная структура. Термин "синергетика" образован от греческого "синергия", что означает содействие, сотрудничество. Именно "совместное действие" характеризует процессы самоорганизации .Пригожин выдвинул принцип, согласно которому источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то , что "порождает порядок из хаоса" /Пригожин И.Стенгерс И. Порядок из хаоса.М.,1986,с.357./.

Категория порядка и беспорядка , почти не использовавшаяся в философии Нового времени, завоевывает внимание ученых. Происходит своеобразное возвращение к античной традиции, в которой понятие порядка и беспорядка было связано о пониманием процессов происхождения и развития мира. В наивно-эмпирическом взгляде античные мыслитель пытались понять , каким образом из первоначального хаоса возникает космос - единый целостный и упорядоченный мир. Санергизм позволяет приблизиться к пониманию, почему вопреки действию закона возрастания энтропии /второй закон термодинамики, непреложность которого признается учеными/, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации и порядка. На протяжении веди истории развития Вселенной происходит непрерывное усложнение организации структурных уровней материи, и сам процесс развития носит явно направленный характер. Современный синергизм может по служить своего рода апологией, защитой и объяснением организованности, упорядоченности и целостности мира в его развитии. Рассмотрение соотношение между классической, ньютоновской динамикой и стохастическими , вероятностными процессами показывает , что они не противоречат друг другу. Особенно ясным это стало в 60-х годах, после появления работ советских математиков А.Н.Колмогорова и В.И.Арнольда. Природа вероятности обусловлена внутренней нестабильностью динамических систем. Рост энтропии обусловлен самой динамической структурой нашей Вселенной. В современной картине мира должен быть преодолен дуализм, противоречие между "физикой существующего" и "физикой возникающего". Физика со времен Ньютона, считает Пригожин, своей задачей ставила достижение такого понимания Реальности, при которой изменения объектов описывались как строго детерминированная эволюция начальных состояний. В динамике - классической, квантовой, релятивистской - время описывается как внешний признак, не имеющий выделенного направления, что не позволяет установить различие между прошлым и будущим /См.:Пригожин И. От существующего к возникающему.М.,1985, с.217-218./. Важной проблемой в этой связи является согласование детерминистического и вероятностного подхода к эволюции и развитию. Идеи синергетики не являются универсальными, но значительно углубляют концепцию детерминизма в ее связи с развитием, эволюцией живого и неживого. В XIX веке появляется, новое умонастроение : Разум и разумная деятельность должны быть включены в единый анализ процессов развития. Русский космизм, а затем и В.И. Вернадский видели в человеке - носителе разума, не только зрителя мирового процесса, но и его участника. Так возникает принцип антропности, а затем в связи с ним принцип совместного коэволюционного развития природы, космоса, человека. Разум, рожденный на Земле, способен расширить сове взаимодействие с природой и внутренне изменить, одухотворить своего носителя человека. Разуму придется создавать новые принципы этики и морали, чтобы преодолеть "дуализм исполнителя и наблюдателя" : Разум для своего развития должен из зрителя и наблюдателя все больше превращаться в участника мирового процесса развития, превращая этот дуализм в единство.

Выражением этого единства, его поисков в определенной степени является в современной научной картине мира идея глобального эволюционизма. Однако статус этой идеи, сфера ее применимости, в отличие от философской идеи развития, уже, она не охватывает "все мировое целое, а лишь область естественно - научного знания. Специфический для научной картины язык выражения идей глобального эволюционизма находится в стадии становления. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является антропный принцип.

Наши рекомендации