Понятие развития. Модели развития в философии.

Законы диалектики как законы развития и познания.

Философские категории и их характеристика.

Синергетика как теория развития.

Универсальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Понятие развития. Модели развития в философии.

Диалектика– наука о наиболее общих законах развития и взаимосвязи природы, общества и мышления. Критерием диалектики является выяснение сущности развития. Познание законов развития и взаимосвязи дает возможность человеку управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Что же такое развитие?

Развитие связано с понятием движения, оно включает реализацию возможностей изменения в имеющемся бытии при сохранении его как основы. Поэтому развитие тесно связано с понятием функционирования во времени. Характерными чертами развития в отличие от движения вообще являются:

1. Качественные изменения материальных и духовных систем в рамках целостности бытия, т.е. развитие связано с переходом на другой уровень, когда изменяются существенные характеристики, но целое продолжает существовать как определенность (например, развитие организма в рамках его целостности).

2. Необратимость характеризуется изменениями и возникновением новых качеств, ранее не существующих, т.е. существует возможность возникновения новых качеств, но сама система не исчезает (например, ступени развития личности – психолог Пиаже).

3. Развитие характеризуется определенной направленностью, т.е. в материальных и идеальных системах содержатся различные потенциальные возможности для самореализации, т.е. сохраняется структурная организация целого (например, человек развивает свои умственные способности, которые ведут к изменениям его поведения, взаимодействиями с людьми, его развития, профессионализма и морали).

Таким образом, указанные три признака и должны составлять исходное определение понятия развитие, т.е. критерии развития комплексной, означающей качественные изменения системы, направленные, необратимые. Исходя из данного определения, проблему развития следует рассматривать с вопросом сущности бытия, субстанции, с вопросами единства и многообразия мира.

Сложный характер развития сформировал в философии несколько концепций или моделей развития. Первой в истории философиибылаклассическая модель диалектики, представленная немецкими философами Кантом, Шеллингом, Гегелем. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель (рассматривали в лекциях по немецкой классической философии). В первой половине 19 века появилась градуалистская (плоский эволюционизм) модель развития, основателем которой явился английский философ Спенсер (1820-1903). В 1852 г. в статье «Гипотеза развития» он высказал гипотезу о том, что в опыте человека нет доказательств превращения видов животных и растений и нет фактов в пользу гипотезы сотворения вида. Поэтому развитие в природе носит постепенный эволюционный характер, в основе всеобщей эволюции лежит принцип механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от односторонности к разносторонности. Таким образом, идея развития у Спенсера сводится к признанию: исключительно постепенного характера развития, и все изменения природных систем связаны с внешним источником развития. Такая позиция отрицает наличие резких качественных изменений. Этот вывод стал приходить в резкое противоречие с действительностью в первой половине 20 века. В этот период происходила научная революция в физике, разрабатывалась квантовая теория, что привело к изучению микромира, который существенно отличается по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В биологии было открыто явление естественного мутогенеза (1907), а затем явление искусственного мутогенеза (вторая половина 20-х годов). Все эти открытия доказывали, что в природе развитие носит и взрывной характер, что отрицал Спенсер.

Существовало в западноевропейской философии концепция развития, получившая название творческой эволюции, получившая название «эмерджентизм». Главный смысл творческой эволюции состоит в признании факта возникновения нового качества, несводимого к исходному, т.е. внезапно. Новое качество выступает внутренней «творческой силой», которая понимается по-разному. Несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. Следовательно, сторонники этой концепции считают, что изменения, внезапно происходящие в мире, недетерминированы материальными природными силами. Такой творческой силой признается Бог.

Существовала во второй половине 19 столетия натуралистическая концепция развития – это диалектика естественнонаучных материалистов. Сюда следует отнести эволюционизм Дарвина (не рассматривается специфика социального развития).

В противоположность натуралистической концепции существовала антропологическая модель развития. Суть ее сводилась к тому, что диалектика существует только в развитии человеческого духа в его противоречивом динамизме.

В 40-е годы 20 века сложилась диалектико-материалистическая концепция развития, где понятийный аппарат разработан обстоятельно (Энгельс «Диалектика природы»).

Таким образом, из всего изложенного можно сделать вывод, что разнообразие трактовок развития свидетельствует о многогранности самого феномена развития и о возможности построения относительно самостоятельных концепций развития (это подтверждено открытиями в середине 20 века – синергетикой).

Долгое время проблема развития не была в центре философского внимания, хотя факты этих изменений отмечались, но философское осмысление данного понятия связывают с Новым временем и, особенно с Гегелем, Марксом, Энгельсом. Уже в древнекитайской философии высказывалась мысль: всякое изменение имеет начало и конец. Различны его формы и это связано с взаимодействием в природе противоположных сил – инь и янь (Книга перемен). Подвижный характер бытия и его изменчивость были отмечены Гераклитом, который признавал универсальность изменения, но не абсолютизирует его, в изменчивости он видит устойчивое (все в человеке живое и мертвое). Для Платона учение о развитии есть высший метод познания идей. Идея у него переходит одна в другую, в свою противоположность, сами идеи становятся противоречивым единством бытия и небытия, движения и покоя. Развивая эту мысль, неоплатоники выдвинули принцип тождества бытия и мышления. Здесь наметилось два подхода: идеализм считает его принадлежащим некой объективно существующей высшей духовной реальности (божественному уму, Богу, абсолютной идеи); материализм считает, что без тождества бытия и рационального мышления, присущего человеку, невозможно было бы познание.

У софистов диалектика рассматривалась как интеллектуальный способ достижения спора победы любой ценой. Начиная со Средних веков и до середины 18 века, диалектика служила обозначением для обычной школьной логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее диалектической иллюзией за то, что она хочет прийти к познанию действительности, не опираясь с необходимостью на опыт чисто умозрительным путем. Для Гегеля диалектика есть использование в науке закономерностей, заключенные в природы мышления и в то же время сама эта закономерность. Поэтому диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность и в то же время движение человеческого мышления. Поэтому все изменения протекают по разумным законам диалектики, а это означает, что закон движущегося мышления есть также закон движущегося духовного мира. Эти выводы были переосмыслены Энгельсом и Марксом при создании новой философии – науки об историческом процессе развития (получившей название диалектический и материалистический материализм).

Таким образом, развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Наши рекомендации