Основные подходы к исследованию развития науки. Интерналистские и экстерналистские модели развития знания

ИНТЕРНАЛИЗМ (от латинского internus - внутренний) - методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы. Возник в кон. 30-х гг. 20 в., т.к. традиционно изучение науки шло интерналистским путем, т.е. логика развития науки задается ее предметом. Все что не связано с предметом, любое проявление субъективности должно быть исключено из процесса познания. Начиная с Декарта этот путь признается единственно верным и правильным. Представители интернализма (А. Койре, А. Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.)

Интернализм признает движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций. Главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования.

Основные представители интернализма: Декарт (интуиция), позитивисты, отчасти Поппер, Гуссерль. К. Поппер дал наиболее значительное обоснование концепции интернализма в «теории 3х миров»: существует 3 самостоятельных, причинно не связанных друг с другом типа реальности – физический мир, психический мир и мир знания. Мир знания создан человеком, но с некоторого момента стал независимой объективной реальностью, все изменения в которой полностью предопределены ее внутренними возможностями и предшествующим состоянием. Социальные условия (потребности общества, вненаучное знание) оказывают только внешнее влияние, не затрагивая содержания научного знания.

Две основные версии интернализма:

а) эмпиристская: источник роста научного знания – накопление фактов, теория вторична и представляет собой обобщение фактов;

б) рационалистская (Декарт, Гегель, Поппер) – в основе лежат теоретические изменения.

Интернализм продолжает традиции «интеллектуальной истории науки», «истории идей» и рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ, т.е. вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т. д.

Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Гегеля. Так, например, анализируя научную революцию XVI-XVII вв., Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного античного Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства.

Однако на рубеже 19-20 веков наука обнаруживает вопросы, ответить на которые исходя лишь из предмета исследования (т.е. интерналистским путем) невозможно. Первые это заметили математики, задавшись вопросом: каковы основания математики и чем обусловлено ее развитие, самодостаточна ли математика в этом развитии? И т.п.

Вывод: ответить на эти вопросы исходя лишь только из предмета невозможно, необходимо искать ответы за пределами самой науки.

ЭКСТЕРНАЛИЗМ(от лат. externus - внешний) - методологическое направление в истории и философии науки 30-х гг. 20 в., усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах. В таком понимании, наука как система знаний и социальный институт является имманентной, органиченной частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем.

Сторонники этого подхода считают, что невозможно только внутренними причинами объяснить, например, создание геометрии как теоретической системы знаний. Научное знание всегда прежде всего зависит от практического интереса (Гессен, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Малкей, Полани, Маркс).

Различия между экстерналистами – какие социальные факторы оказывают решающее значение: экономика, социальная организация, культура (Шпенглер), научное сообщество (Кун) и т.д.

До 1970-х гг. считали, что социальные факторы влияют только на темпы и направление развития науки, позже – еще и на метод и результаты исследования. В гуманитарных науках сразу считали, что на все влияет.

Опасность экстернализма – скатывание в абсолютный релятивизм и субъективизм (Фейерабенд). Формы экстернализма.: «грубый» (социологизаторский) – за каждой крупной когнитивной инновацией в науке кроется некий социокультурный вызов; «мягкий» - за научным знанием и его развитием кроется относительная самостоятельность по отношению к социокультуре и опосредованный характер влияния социокультуры на научное знание, т.е. такое влияние все равно признается, оно определяющее, др. дело, что не напрямую.

Сторонники экстернализма считают, что основными факторами, определяющими рост знания являются социальные, экономические, технические и культурные причины и потребности. Экстернализм тесно связан с марксизмом. Значительное влияние на его возникновение оказал доклад Б.М.Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне (1931). Сейчас экстернализма придерживаются многие западные эпистемологи и философы науки.

Пример влияния культуры на науку – развитие капитализма ведет к тому, что общество начинает испытывать острую необходимость в средствах позволяющих быстро передавать ту или иную информацию – и в этот период появляется телеграф, телефон и т.п. Т.е. наука отреагировала на неформальный «заказ» общества.

Самый лучший, но в тоже время и самый сложный – это подход, в котором интернализм и экстернализм рассматриваются в единстве (это единство противоположностей, в силу этого возникают сложности)

Наши рекомендации