Тема 7. Западная философия середины XIX – середины XX вв
Антропологический поворот в философии. Л.Фейербах: новый предмет философии и превращение гегелевской метафизики в философскую антропологию. Антропологическая критика религии и особенности атеизма Л.Фейербаха. Учение о природе и познании. Антропологическое понимание человека и общества. Этика эвдемонизма.
Философия А.Шопенгауэра: волюнтаристская метафизика; натуралистическая метафизика половой жизни.
С.Кьеркегор как основатель философии существования в XIX в.: экзистенциальная коммуникация, три стадии жизненного пути человека, отчаяние и страх как экзистенциалы, учение о грехе, проблема свободы выбора.
Позитивизм конца XIX – начала XX вв. О.Конт и Г.Спенсер как создатели общей программы позитивизма: критика философской метафизики, тезис «наука сама себе философия», отрицание теоретического мышления. Эмпириокритицизм: учение Р.Авенариуса об «очищении опыта» и принципиальной координации и теория «элементов мира» Э.Маха. Связь эмпириокритицизма с развитием физики начала ХХ в.
Неопозитивизм и его эволюция. Логический атомизм Д.Мура, Б.Рассела; логический позитивизм Венского кружка (М.Шлик, Р.Карнап): попытки устранения метафизики с помощью логического анализа языка, проблема значения, принцип верификации и «принцип терпимости»; аналитическая философия «позднего» Л.Витгенштейна: концепция «языковых игр» и «семейных сходств», вербальный и реальный мир.
Философия марксизма. Социально-исторические предпосылки возникновения марксизма. Формирование философских взглядов Маркса: докторская диссертация, критическое отношение к философии Гегеля и Фейербаха. Философская антропология К.Маркса: учение о сущности человека, диалектика отчужденного труда и частной собственности. Социальная философия марксизма. Развитие общества как естественноисторический процесс, его формационная модель. Соотношение науки и идеологии в марксизме. Вклад Ф.Энгельса в развитие философских проблем естествознания. Неомарксизм в ХХ веке.
Философия жизни. Понимающая философия В.Дильтея: жизнь как переживание, описательная психология как методология «наук о духе». Философия Г.Зиммеля: общество как функциональное единство взаимодействия социальных атомов, учение о социальной дифференциации, проблема конфликта и трагедии культуры. Учение Ф.Ницше о воле к власти, антитеза культуры и натуры, этика нигилизма и аморализма и идеал сверхчеловека. Философия А.Бергсона: критика рационального познания, антиинтеллектуалистический интуитивизм, учение о творческой эволюции.
Неокантианство. Марбургская школа. Философия Г.Когена: тезис об «имманентности» бытия сознанию и пересмотр гносеологии И.Канта с позиции «логики чистого познания», учение о математическом естествознании. Разработка П.Наторпом логических основ точных наук, общая логика как «критический идеализм», проблемы социальной педагогики. Разработка Э.Кассирером проблем истории логики и истории познания, учение о символических формах культуры.
Баденская школа. Философия В.Виндельбанда: науки о природе и науки о культуре, философия культуры. Философия Г.Риккерта: дифференциация наук по номотетическому и идеографическому методам, учение о ценностях и смысле.
Прагматизм. Ч.Пирс как основоположник американского прагматизма и семиотики: вера как готовность действовать, понятие «заинтересованного субъекта», истина как действие. «Радикальный эмпиризм» У.Джеймса: понятия «перцепт» и «концепт», их синтез; радикальный эмпиризм как способ устранения противоположности между духом и природой, объектом и субъектом. Философия практики у Д.Дьюи: учение об опыте и инструментализм в понимании опытной науки.
Философия психоанализа. Психоанализ З.Фрейда как теория душевной жизни путем объяснения эволюции человеческого рода, учение о бессознательном Оно; культура как сублимация сексуальных влечений индивидов; конфликт общества и личности. Аналитическая психология К.Г.Юнга: учение о коллективном бессознательном и архетипах; теория комплексов; методы аналитической психологии. Диалектический гуманизм Э.Фромма: природа человека и динамическая концепция характера; проблемы гуманистической этики; проблема бегства от свободы; концепция «больного» и «здорового» общества; жизненные ориентации «иметь» и «быть».
Феноменология Э.Гуссерля: философия как наукоучение, критика психологизма, идеальное и реальное, новая теория познания (учение об интенциональности, теория интеллектуальной интуиции), социально-критическая проблематика кризиса «европейского человечества».
Экзистенциализм. Исторические условия возникновения и идейные источники. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и А.Камю) и религиозный (Г.Марсель, К.Ясперс, М.Бубер), «классический» (пессимистический) и «позитивный» (О.Ф.Больнов) экзистенциализм. Онтология: изначальность человеческого бытия как бытия вопрошающего; бытие и человеческое действие; трансцендентность, ее направленность; онтологические аргументы уникальности человеческого существования; основные модусы экзистенции. Гносеология: оппозиция рационализму и классическому индивидуализму, с одной стороны, и позитивизму и сциентизму, с другой. Историко-культурная проблематика в экзистенциализме. Критика рационалистически-просветительской и гуманистически-натуралистической традиции в понимании свободы.