Материализм о сущности человека
Философия исходит из уникальности человеческого бытия. В материализме этому служат:
– концепция антропогенеза;
– учение о сочетании биологической и социальной сущности человека;
– теория практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой.
Человек – это общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности и познания. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Существует такая особая общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем способом жизнедеятельности.
Человек – это часть природы, живое, телесное существо. Природнобиологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и возможностей. Подобно другим биологическим видам, человечество имеет устойчивые вариации – разновидности. Наиболее крупные из них – расы. Раса – это набор определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды его обитания, который выражается в анатомических и физиологических признаках.
Большую часть своего времени человек должен был использовать для удовлетворения своих биологических потребностей за счет материального производства. Из потребности жизнеобеспечения выросла вся организация жизнедеятельности людей: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы. Даже такие формы духовной жизни, как мораль, искусство, религия, также выросли, согласно материализму, из потребностей организации материального производства для удовлетворения биологических потребностей человека. В основе морали лежат нормы по регулированию половых отношений, защите жизни человеческого сообщества от различного рода столкновений. Религия формируется на основе первобытной обрядности, играющей существенную роль во всех сферах жизнедеятельности рода и обеспечивающей его выживание. Искусство также формируется для решения задач жизнеобеспечения человека. Наскальные изображения животных, сцены охоты носили чисто прагматический характер.
Материалистическая философия объясняет специфику человеческого бытия на основе общественно– практической деятельностной сущности человека.Б. Франклин: «Человек – это животное, способное трудиться». Ф. Энгельс: «Труд создал человека». В этих высказываниях отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека. Граница перехода от животного к человеку в марксистской антропологии определяется началом изготовления орудий труда. Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы. Определяющим в системе общественных отношений марксизм признает производственные отношения. Но кроме производственных отношений в систему общественных отношений входят отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация), брачно– семейные, быта, межличностные, между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность человека предстает как сложный процесс не только удовлетворения потребностей, но и воспроизводства системы общественных отношений.
Зависимость удовлетворения потребностей человека от социальных условий жизни находит свое выражение в интересе. Содержание интереса определяется характером и направленностью потребностей. Если потребность ориентирует человека на объект его удовлетворения, то интерес – на условия этого удовлетворения. Через интересы осуществляются взаимосвязи между людьми. Различное место социальных субъектов (индивидов, групп, классов) в системе производства обусловливает различную роль их интересов в жизни общества.
Осознание людьми природных и социальных условий жизни через интересы находит свое выражение в целях, которые становятся импульсами активной деятельности человека.
Человек, согласно марксизму, – это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, развития.