Лекция 1 Круг проблем философии и ее
Содержание
Лекция 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества | ||
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы | ||
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны | ||
1.3. Функции философии | ||
Лекция 2 Философия Древнего мира | ||
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока | ||
2.2. Характерные особенности философии античности | ||
Лекция 3 Философия средних веков | ||
3.1. Характерные особенности философии Средневековья | ||
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики | ||
4 Философия эпохи Возрождения | ||
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения | ||
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения | ||
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения | ||
Лекция 5 Философия Нового времени | ||
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени | ||
5.2. Рационализм в философии Нового времени | ||
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения | ||
Лекция 6 Немецкая классическая философия | ||
6.1. Субъективный идеализм И. Канта | ||
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля | ||
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха | ||
Лекция 7 Возникновение и развитие философии марксизма | ||
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма | ||
7.2. Основные идеи философии марксизма | ||
7.3. Марксизм после Маркса | ||
Лекция 8 Философия позитивизма | ||
8.1. Классический позитивизм | ||
8.2. Эмпириокритицизм (махизм) | ||
8.3. Неопозитивизм | ||
Лекция 9 Философский иррационализм | ||
9.1. Иррационализм как философское направление | ||
9.2. Основные темы экзистенциализма | ||
9.3. Эволюция психоаналитической философии | ||
9.4. Прагматизм | ||
Лекция 10 Основные течения современной западной философии | ||
10.1. Критический рационализм | ||
10.2. Структурализм | ||
10.3. Герменевтика | ||
Лекция 11 Философия и национальное самосознание | ||
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии | ||
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси | ||
Лекция 12 Исходные категории философского анализа мира | ||
12.1. Бытие и его структура | ||
12.2. Формирование научно-философского понимания материи | ||
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь | ||
12.4. Пространство и время как формы бытия материи | ||
Лекция 13 Сознание как предмет философского анализа | ||
13.1. Проблема сознания в истории философии | ||
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура | ||
Лекция 14 Диалектика и ее альтернативы | ||
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики | ||
14.2. Законы диалектики | ||
14.3. Категории диалектики | ||
Лекция 15 Проблема человека в философии | ||
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо | ||
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность | ||
15.3. Проблема смысла жизни в философии | ||
Лекция 16 Природа как предмет философского анализа | ||
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества | ||
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения | ||
Лекция 17 Деятельность и практика | ||
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности | ||
17.2. Практика и ее виды | ||
Лекция 18 Познание | ||
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания | ||
18.2. Чувственное и рациональное познание | ||
18.3. Проблема истины в философии | ||
18.4. Методы научного познания | ||
18.5. Формы научного познания | ||
Лекция 19 Философия науки | ||
19.1. Понятие науки, ее структура и функции | ||
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук | ||
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления | ||
Лекция 20 Общество как объект философского познания | ||
20.1. Основные концепции общественного развития | ||
20.2. Общество как развивающаяся система | ||
20.3. Общественный прогресс и его критерии | ||
Лекция 21 Ценности и их роль в жизни общества | ||
21.1. Сущность и природа ценностей | ||
21.2. Оценка, ее структура и функции | ||
21.3. Проблема классификации ценностей | ||
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций | ||
Лекция 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего | ||
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности | ||
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования | ||
Список рекомендуемой литературы |
Лекция 1 Круг проблем философии и ее
Роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.
В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
1. Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира.
2. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру.
3. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
4. Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
По характеру формирования и способу функционирования в структуре мировоззрения выделяют жизненно-практический и теоретический уровни. Первый складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте. Для него характерны слабая систематичность и продуманность, позволяющие ориентироваться в наиболее общих жизненных ситуациях. Второй уровень олицетворяют собой наука и философия, овладение которыми требует специальной длительной подготовки.
Если эти уровни мировоззрения рассмотреть в исторической последовательности, то жизненно-практическому мировоззрению будут соответствовать мифология и религия, а теоретическому – философия.
Мифология – это специфически-образное представление о мире, о явлениях природы и жизни людей, в котором действительность и фантазия составляют неразрывное целое. Она возникает на начальном этапе человеческой истории. В это время люди в форме сказаний пытались ответить на вопросы о происхождении мира, явлений природы, животных и человека. Главное назначение мифа не в том, чтобы дать человеку какое-то знание, а в том, чтобы оправдать существующий порядок вещей.
Религия – это вера людей в существование сверхъестественных сил, в их способность влиять на жизнь человека и поклонение этим силам. Главное назначение религии – помочь человеку преодолеть ограниченность его земной жизни и возвыситься до чего-то вечного и абсолютного.
Философия – это теоретически-рациональный тип мировоззрения, т.е., решая те же мировоззренческие вопросы, она отвечает на них с позиции разума.