Тема: Философия как феномен культуры. Круг проблем философии

Философия и мировоззрение

Проблемный блок

Хорошо известно, что сложившиеся в обществе взгляды, принципы, нормы поведения и т.п. оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения личности.

А может ли мировоззрение отдельной личности «опережать» мировоззрение общества?

Контрольный блок

  1. Чем отличается миропонимание от мироощущения?
  2. Перечислите основные компоненты мировоззрения.
  3. Какие уровни мировоззрения Вы знаете и в чем их принципиальное отличие друг от друга?
  4. Какова роль мировоззрения в жизнедеятельности людей?
  5. Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование?

Философия и мифология

Проблемный блок

О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития. Можно ли утверждать, что мифология как духовно-практический феномен существует и на других этапах развития общества, в том числе и на современном его этапе?

Контрольный блок

  1. Что представляет собой миф как феномен духовного?
  2. В чем проявляется синкретизм мифа?
  3. Какие функции выполняет миф в жизни человека?
  4. Какие из мифов древности, вошедшие в мировые религии, Вы могли бы назвать?
  5. В чем проявляется связь древнегреческой мифологии и современного искусства?

Философия и религия

Проблемный блок

Известный философ Рассел в работе «Почему я не христианин» писал: «Три человеческих импульса, воплощенные в религии, это, по-видимому, страх, тщеславие и ненависть… Именно потому, что эти страсти в общем и целом служат источником человеческих страданий, религии является силой зла, ибо позволяет людям безудержно предаваться свои страстям… В наше время эти эмоции могут быть почти полностью устранены из человеческой природы при помощи реформ в области воспитания, экономики и политики. Основу должны составить реформы в сфере образования…» (Рассел Б. Почему я не христианин. – М., 1987. С. 129-130).

Согласны ли Вы с мнением Рассела о психологических корнях религии и средствах их устранения?

Контрольный блок

1. Что представляет собой религия как мировоззрение?

2. Что отличает религию от мифологии?

3. Какие формы первобытной религии Вы знаете? В чем выражается их суть?

4. Раскройте сущность социальных, гносеологических и пихологических корней религии.

5. Назовите основные функции, которые выполняет религия, и раскройте их содержание.

6. Какое место занимает религия в современном обществе?

Специфика философского знания

Проблемный блок

«Вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному … строго говоря, давно уже не составляет проблемы, – пишет Ойзерман, – т.к., если, конечно, называть проблемами нерешенные, подлежащие исследованию вопросы, …превращать его снова в проблему – значит тянуть философию назад».

Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

Контрольный блок

  1. В чем специфика философского знания?
  2. Каковы основные функции философии?
  3. Какие дисциплины входят в структуру философии?

Тема: Философия образования

Проблемный блок

Э. Фромм пишет: «Мы обучаем знаниям, но упускаем важный момент для развития человека вид обучения: то обучение, которое может происходить только благодаря присутствию зрелой, любящей личности… Если нам не удастся сохранить представление о том, какова должна быть зрелая личность, то мы окажемся перед опасностью полного прекращения нашей культурной традиции. Эти традиции основаны, прежде всего, не на передаче тех или иных знаний, а определенных человеческих качеств. Если последующие поколения не увидят этих качеств, то пятитысячелетняя культура погибнет, даже если знания будут по-прежнему передаваться и обогащаться» (Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. – М., 1992. С. 170.

Контрольный блок

1. Каковы наиболее важные функции образования в обществе?

2. Что объединяет философию и образование?

3. Что такое «философия образования» и каково ее назначение?

4. Назовите наиболее важные, с Вашей точки зрения, проблемы образования, которые в полной мере можно считать философскими?

5. Что, с Вашей точки зрения, должно быть приоритетом в образовании: обучение или воспитание?

Наши рекомендации