Искусство не может превзойти реальную действительность, искусство - это лишь копия подлинника - реальности
Работы Чернышевского имели резко критическую окраску, а потому И С. Тургенев называл движение, связанное с Чернышевским, нигилизмом. В беседе с ним он выразился так: "Вы, Николай Гаврилович, просто змея, а Добролюбов - очковая".
Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) - немецкий философ.
Родился в семье пастора; родители хотели, чтобы он стал священником Окончил семинарию и Тюбингенский теологический институт. Сокурсником Шеллинга по институту был Гегель. После окончания института работал домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига, одновременно изучал философию, математику, физику. В 1798 г занял кафедру философии в Йенском университете. В последующие годы был профессором Эрлангенского, Мюнхенского. Берлинского университетов. Имел знакомства с Фихте, Ф. Шиллером, Гете с братьями Шлегель, сиенским кружком романтиков.
В творчестве Шеллинга можно выделить несколько периодов развития: натурфилософия (90-е годы), трансцендентальный идеализм (1800), философия тождества (первое десятилетие XIX в.), философия откровения (до конца жизни).
Свои натурфилософские взгляды Шеллинг изложил в ряде работ: "Идеи философии природы" (1797), "О мировой душе" (1798), "Первый набросок философии природы" (1799). "Общая дедукция динамического процесса" (1800).
Период жизни и творчества Шеллинга приходится на время крупных открытий в естествознании, поэтому он в своих натурфилософских исследованиях опирался на эти достижения.
Понимание природы формировалось у Шеллинга под влиянием Фихте Он рассматривал природу как некое единство противоположностей, проявляющееся в разных формах в виде мирового закона: это и полярность полюсов магнита, и положительный и отрицательный заряды электричества, и противоположные отношения кислот и щелочей. Он также распространяет этот принцип противоположностей и на органическую жизнь. Раздвоение на противоположности порождается живой силой, духовным началом, которое бессознательно. Все указанные противоположности образуют единство.
Духовное бессознательное начало в природе, пройдя через ряд ступеней, порождает сознание в человеке. Целостность природы как живого организма создается мировой душой.
Второй этап философского развития Шеллинга знаменуется публикацией "Системы трансцендентального идеализма" (1800), в которой Шеллинг пытается объяснить превращение субъективного в объективное. Трансцендентальная философия вовсе не исключает натурфилософию, а дополняет ее, имея своим предметом субъективное Я, первичное Я, из которого выводится объективное.
Шеллинг сам указывал, что его трансцендентальный идеализм не есть субъективный идеализм, так как субъективное Шеллинг понимал не как субъективный процесс чувствования и мышления, а как непосредственное созерцание разумом предмета, т.е. как особое орудие познания. Такое познание у Шеллинга называется "интеллектуальной интуицией".
Объективное или первичное рассматривается в натурфилософии, поэтому Шеллинг считает, что натурфилософия и трансцендентальный идеализм связаны между собой. Развитием понятия интеллектуальной интуиции явилось у Шеллинга принятие искусства как высшей формы познания.
Сознание в своем развитии проходит ряд ступеней: оно начинается с ощущения, затем через рефлексию поднимается к акту воли, и здесь начинается практическое Я. Пройдя еще через ряд ступеней, сознание достигает высшей ступени развития - нравственного действия, которое имеет целью самое себя, т.е. сознание одновременно познает себя и как необходимое, и как свободное.
Через натурфилософскую систему и систему трансцендентального идеализма Шеллинг приходит к идее тождества духа и природы, которая стала основной проблемой его философии. Эту концепцию он представил в работе "Изложение моей системы философии" (1801). Шеллинг рассматривает абсолютный разум и полагает, что кроме него ничего нет. В этом абсолютном разуме субъект и объект так связаны между собой, что становятся неразличимыми. Философия достигает истинное "в себе" сущее, которое выступает тождеством субъективного и объективного. В Абсолюте все тождественно, раздвоение тождества происходит как переход от единого ко многому. Тождественное в Абсолюте обладает вечностью и совершенным, мир же вещей многообразен, множествен и развивается во времени. Абсолют самопознает себя как безусловное тождество. Кроме того. Абсолют в своем развитии следует целесообразности. Абсолют не является духом, природой, он есть такое нечто, которое содержит возможность всего.
Развертывая свои потенции. Абсолют приходит ко Вселенной. Происходит эманация Вселенной из Абсолюта наподобие творения ее художником. Шеллинг задается вопросом: как происходит возникновение Вселенной из Абсолюта и говорит, что этот процесс может быть объяснен лишь иррационально как акт воли, а не разума. Бессознательная воля -а это нечто темное, иррациональное. В результате самоутверждения этой воли происходит раздвоение Абсолюта.
Воля не может, по Шеллингу, быть предметом рассмотрения философии так как она представляет собой изначально иррациональный акт а философия - это рациональное понимание процесса развития всего существующего. Философию, которая рассматривает иррациональную волю, Шеллинг называет "позитивной философией" в отличие от рационалистической "негативной философии". В "позитивной философии" иррационалистическая воля постигается лишь эмпирически, в особом опыте, который недоступен рациональному познанию.
Шеллинг отказывается от философии тождества и примыкает к мифологии и религии, создавая свою систему откровения, задуманную как теософия, которая не ограничивается рамками христианства. Шеллинг разделяет "положительную философию" на "философию мифологии" и "философию откровения", которые объединяют веру и знание. Если раньше Шеллинг подвергал критике Библию, то сейчас он отказывается от какой-либо критики Библии.
Лекции которые читал Шеллинг с проповедью своей философии откровения", не пользовались популярностью и даже встретили отпор.