Однако, если будет обретена вторая точная копия с подлинника с неиспорченным текстом, Освященный Собор приемлет и ныне неразличимые 7 канонов.

4) Все правила местных Соборов ИПХ, предшествующие или сопутствующие "Кочующему" Собору, принимаются также в тех частях, кои не противоречат 29 канонам.

5) Все сопутствующие "Кочующему" Собору Послания истинно-православных Архиереев имеют вероучительное и назидательное значение,—однако, обязательное лишь в тех частях, кои не противоречат 29 канонам".

ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1) Нигде само наименование "Кочующий" Собор не встречается. Косвенные упоминания имеются (в первую очередь, в подтверждение догматического анафематизма сергианам): у Прот. М. Польского. Новые Мученики Российские. Т. 2. Джорданвилль. 1957, с. 31; а также во вполне легендарной книге Брата Захарии: Особый путь. Джорданвилль. 1952, с. 61; об этом же упоминает Схимник Епифаний (Чернов) в своей статье: Путь Истинной Церкви Христовой. Машинопись. 1981, с. 4. (Автор ошибался, считая, что "Кочующий" Собор (сего имени он не знает) проходил в Петрограде в 1929 г.)

2) Основными источниками по церковной истории ХХ века в отношении Катакомбной Церкви до сего дня остаются следующие книги: Прот. М. Польский. Новые Мученики Российские. Джорданвилль. Т. 1, 1948; Т. 2, 1957; Andreyev. Russias Catacomb Saints. Platina. 1988. A. Gustavson. Katakombenkirche. Stuttgart. 1948.; Схимник Епифаний (Чернов). "Церковь Катакомбная на земле Российской". Машинопись. 1981 г.

3) Частые указания, что Декларацию Сергия ему в массовом порядке возвращали (чуть ли не 90%) справедливы только в отношении Башкирии, т.е. Уфимской Автокефальной Епархии. Посему справедливо, если в публикациях сии 90% помечают Уралом. В других местах столь массового возвращения в 1927 г. не происходило.

4) См. 2 Н.А., п. 3, л. 613-617.

5) См. 2 Н.А., п. 2, л. 18-28.

6) Часть текстов см.: Зеленогорский М. Жизнь и деятельность Архиеп. Андрея. М. 1991. с. 207-210, 251-271; 3 Н.А., п. 2, л. 421-539. Повидимому, Брат Захария был более осведомлен об Уфимском Предсоборе.

7) 2 Н.А., п. 9, л.89-100.

8) Епископы Димитрий (Любимов), Григорий (Лебедев) и Сергий (Дружинин), каждый по-своему были связаны с Даниловым монастырем. Об их совместных антисергианских действиях как "даниловцев" см.: 2 Н.А., п. 9, л. 82.

9) Переписка еп. Марка (Новоселова) с "даниловцами" о Серафиме и Иосифе см. во 2 Н.А., п. 1, л.673-702.

10) Письмо М.А. Новоселова к о. А. Гумановскому, конец сентября 1927 г.—2 Н.А., п. 1, л. 609.

11) 3 Н.А., п. 5, л. 537-538. Сие послание было весьма распространено в Чувашии, т.к. его дословно цитировал автору в 1992 г. еп. Гурий (Павлов).

12) И. Снычев. Церковные расколы в Русской Церкви. Сортавала. 1993. с.245.

13) 2 Н.А., п.1, л. 706; 3 Н.А., п. 6, л. 499.

14) Снычев И. Цит. соч., с. 66-68.

15) Выражение еп. Антония из его Доклада Архиеп. Андрею.—См.: 3 Н.А., п. 6, л. 504-519.

16) Ср.: Андреев И. Историческая Петроградская делегация. Св.-Владимирский Календарь. 1960.; Снычев И. Цит. соч., с.160-164.

17) Акт отхода от митр. Сергия 12/26 декабря 1927 г.

18) Его автором были схиархиеп. Антоний (кн. Абашидзе) и свящ. Анатолий Жураковский.—См. 2 Н.А., п. 9, л. 106-110.

19) Повидимому, о. Епифаний (Чернов) спутал Петроградский Предсобор с "Кочующим" Собором, указывая, что последний проходил в 1929 г. в Петрограде.

20) Группы свящ. В. Свенцицкого и свящ. А. Сидорова были настолько разнородны, что и их судьба сложилась двояко: предательство и уход к сергианам (как Свенцицкий) или репрессии (как Сидоров).

21) Серпуховской Предсобор проходил с 29 декабря 1927 г. по 2 января 1928 г. Акт отмежевания от Сергия был подписан 30 декабря 1927 г.—См. 2 Н.А., п.3, л. 100-111. Об удалении еп. Алексия (Готовцева) см. там же, л. 102.

22) Отмежевание еп. Алексия (Буя)—9/22 января 1928 г., еп. Иерофея (Афонина)—12 января 1928 г.

23) Отмежевание "ярославской группы"—6 февраля 1928 г. ; Увещание к Сергию архиеп. Серафима (Самойловича)—9/22 февраля 1928 г.

24) Наименование Собору—"Кочующий" было дано в шутку еп. Димитрием (Любимовым) в начале июня 1928 г. при беседе с еп. Марком (Новоселовым) и еп. Алексием (Буем).—Личное сообщение иером. Никифора (Рихтер-Меллин) автору в 1982 г.

25) Еп. АВРААМИЙ. В миру Адриан Алексеевич Чурилин, родился 20 августа 1867 г. Окончил учит. семинарию и консерваторию. 27 февраля 1900 г.—диакон. В феврале 1905 г. поступил в Александро-Невскую Лавру. В мае 1907 г. перешел в Почаевскую лавру. 7 июня 1907 г.—постриг в монашество. 5 сентября 1910 г.—снова в АНЛ. 25 февраля 1917 г.—иеромонах. 26 февраля 1917 г.—архимандрит. 22 февраля 1926 г.—еп. Сызранский. Летом 1928 г.—арест, ссылка в Камышин. 19 сентября 1928 г.—еп. Нолинский? 20 сентября 1929 г.—еп. Скопинский. В 1930 г.—арест. 16 сентября 1931 г.—еп. Марийский? 8 мая 1935 г.—еп. Пензенский? В 1937 г. по некоторым данным казнен.—Митр. Мануил (Лемешевский). Русские православные иeрархи периода с 1893-1965 гг. Эрланген 1986. Т. 1, с. 21; см. также 2 Н.А., п.10, л.1-5.

26) Известны имена нескольких связников. Один из наиболее безстрашных—иерод. Варсонофий. В миру Константин Иванович Безсонов. Родился в 1893 г. в Серпухове. В 1917-1919 гг.—послушник в Троице-Серг. Лавре. В 1925 г.—диакон. В 1921 г. принял монашество. Весной 1928 г. объезжал точки ИПХ. Летом 1928 г. посетил: Киев, Екатеринодар, Курск, Воронеж, Козлов, Рязань, Муром, Арзамас, Саров, Сызрань, Елец, Москву, Тверь, Петроград. В сентябре 1928 г.—арест. 8 октября 1928 г. пригов. на 3 года в СЛОН и отправлен на Соловки. В 1937 г. по некоторым данным казнен.—Сообщение еп. Евагрия.

27) Личное сообщение автору прот. П. Первушиным в 1980 г. Очевидно, что под посланным Сергию анафематизмом не было подписей.

28) Еп. ИОВ. В миру Иоанн Гречишкин, родился в 1895? г. в казачьей семье. В 1909-1913 гг.—послушник старца Иоспера в Сванетии. В 1913 г. принял монашество от еп. Андрея Уфимского. В 1920 г.—иеродиакон, иеромонах. В 1924 г. тайно поставлен в Средней Азии в викария Уфимской епархии. Несколько арестов. По некоторым данным казнен на Кубани в 1935 г.—См. 3 Н.А., п. 6, л. 810-898; Митр. Мануил. Цит. соч. Т. 3, стр. 341 (данные ошибочные).

29) Еп. ВАСИЛИЙ. В миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 г. в Кинешме. В 1901 г. окончил КДА. В 1901-1910 г. преподавал в Воронежской ДС. 16 июля 1920 г.—иеромонах. 19 сентября 1921 г.—еп. Кинешемский. Аресты в 1923, 1931, 1933, 1943 гг. 1 августа 1947 г. умер? казнен?—2 Н.А., п. 9, л. 172-201. Данные иером. Дамаскина (Орловского) в его книгах: Святитель Василий Кинешемский. Монреаль 1988 г., и: Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ ХХ столетия. Т. 2, Тверь, 1996 г., стр.204-240,—являются фальсификацией, что замечено М. Хлебниковым в статье "Правда о святителе Василии Кинешемском".—"Прав. Русь", 1997 г., № 1. То, что выдается за "мощи" свят. Василия и прославлено в МП—достоверно его мощами не является.

30) Прот. Петр Александрович Первушин. Родился в 1889 г. Ок. 1915 г. рукоположен в иереи. Работал в секретариате Поместного Собора 1917-1918 г., а после, в 1918-1926 гг.—в секретариате Патриаршего Синода. Скончался 10 сентября 1980 г. в Москве.—2 Н.А., п. 3 (его личный фонд); 3 Н.А., п. 46, л. 239-273.

31) Если расшифровка правильна, то сей иеромонах Георгий весной 1928 г. поставлен в еп. Нолинского архиеп. Виктором (Островидовым) и еп. Нектарием (Трезвинским).—См. 2 Н.А., п.10, л. 97-101.

32) По сообщению еп. Евагрия иеромонах Авдий, в миру Авенир Филиппович Овсянников, родился в 1899 г. В докуметах встречается как связник между единоверцами. В 1938 г.—казнен.—3 Н.А., п. 3, л. 57, 58, 88, 98, 101-104.

33) "Обновленческих—да, помазывать cв. Mиром, но "сергианских"—пока нет!, ибо они—"сергиане" по недоразумению, в стадии происходящего еще разрешения этого дела".—Ответ №1 митр. Иосифа на предложенные вопросы о. Н. Прозоровым от 9/22.02.1928 г. Текст опубликован в "Возвращении", 1996 г., №1(9), с. 20.

34) См. "Православная жизнь", 1993, № 2, с. 20.

35) Личное сообщение еп. Евагрия о встрече с схимон. Епифанием (Черновым) в 1991г. То же см.: В.К. Неоправданное единство. СПб. 1996, с. 45.

36) Сия мысль выражена у В. Редечкина в статье: "Имеет ли МП таинства".

37) См. 2 Н.А., п. 9, л. 40-42.

38) Личное сообщение прот. П. Первушина в 1979 г. Е.П. Дрентельну со ссылкой на 2 Н.А., п. 3, л. 656.

39) Кто такой мирянин Попов—неясно. Предположение, что это проф. Иван Васильевич Попов, следует отвергнуть, т.к. весну и лето 1928 г. И.В. Попов, по всей видимости, был в заключении и присутствовать на Соборе не мог.

40) Монах Павел. В миру Павел Арсеньевич Бурцев, иногда упоминается в связи с митр. Кириллом (Смирновым). Почему митр. Кирилл его не благословил подписывать каноны—понятно. "Предъявляя к ним укоризну в непротивлении, и, следовательно, принадлежности к ереси, мы рискуем лишить их психологической возможности возсоединения с нами и навсегда потерять их для Православия. Ведь сознаться в принадлежности к ереси много труднее, чем признать неправильность своих восприятий от внешнего устроения церковной жизни".—Письмо митр. Кирилла неизвестному архиерею от февраля 1934 г.

41) Почему еп. Богородского Платона (Руднева) в церковной историографии считают "непоминающим", непонятно, т.к. ему еще в Москве устраивали обструкцию прихожане, пострадавшие от его доносов в ГПУ.—См. 2 Н.А., п. 2, л. 90. Поэтому наиболее вероятно, что данная пометка принадлежит иному ПЛАТОНУ—еп. Богородицкому, по фамилии Ожегов (или Ожегин?). Род. ок. 1890 г. В документах упоминается как ставленник ок. 1925 г. еп. Парфения (Брянских) и еще кого-то из "даниловцев", служивший в 1930-х гг. где-то в Подмосковье. Говорили, по слухам, что уклонился к "григорианам", но слухи эти не подтвердились. Еще был жив в 1938 г., потом, видимо, арестован и расстрелян.

42) "О еже избавити люди своя от горькаго мучительства безбожныя власти" и "о страждущей земле Российской, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

43) Текст сей молитвы приведен с ошибками на внутренней стороне обложки журнала "Возвращение". 1993. № 4.

44) Некоторые неуемные почитательницы о. Иоанна Кронштадтского часто пытались его укусить до крови, чтобы таким образом "причаститься" Мессии!

45) Богословие иоаннитов было весьма неопределенно. Небольшая группа (кусающихся) считала его за Мессию, другие—"4-й Ипостасью", но объяснить сего не могли (в совр. сие имело место по сообщеню В. Калюжной), большинство же его почитали за "Воплотившийся Св. Дух", не будучи в силах объяснить такой пассаж.—Личный архив о. Никифора., п. 10, л. 221.

46) См. 2 Н.А., п. 3, л. 18; п. 10, л. 4; Личный архив о. Никифора, п. 7, л. 54; п. 10, л. 222.

47) Были поставлены о. Михаил Петров (†1930), о. Николай Симо (в Андреевский Собор в Кронштадте) и ряд других.—Личный архив о. Никифора, п. 10, л. 230-257.

48) См. 2 Н.А., п. 3, л. 19; Личный архив о. Никифора, п. 10, л. 223.

49) Снычев И. Цит. соч., с. 147.

50) См. 2 Н.А., п. 10, л. 130; Личный архив о. Никифора, п. 10, л. 225.

51) Мнение Свят. Синода: "1) Имя Божие—свято и достопоклоняемо и вожделенно, потому что оно служит для нас словесным обозначением Самого Превожделенного и Святейшего Существа—Бога, источника всяких благ. Имя это божественно, потому что открыто нам Богом, говорит нам о Боге, возносит наш ум к Богу и пр. В молитве (особенно, Иисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделяемы и противопоставляемы одно другому; но это только в молитве и только для нашего сердца; в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог и Его свойства, названия предметов и потому не может быть признано или называемо Богом (что было бы безсмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть энергия Божия; 2) Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие некоей, как бы навсегда заключенной в нем силе, к нему прикрепленной, божественной, которая бы действовала механически,—а так, что Господь, видя веру нашу (Мф. 9:2) и в Силу Своего Неотложного общения посылает Свою благодать и ею совершает чудо; 3) В частности, Св. Таинства совершаются не по вере совершающего, не по вере приемлющего, но и не в силу произношения или изображения Имени Божия, а по молитве и вере Св. Церкви, от лица которой они совершаются, и в силу данного ей Господом обетования".—Послание Св. Синода от 18 мая 1913 г.//"Богословский Вестник", №20. Мнение Антония (Булатовича), если отбросить многостраничные оговорки, заключается в том, что "Имя Божие есть Сам Бог" и т.д.—А. Булатович. Апология веры. М. РФБ. 1913. Приведем список главнейших работ: Арх. Никон. Имябожники. Великое искушение около свят. имени Божия. Серг. Посад. 1914 г.; С.В. Троицкий. Об именах Божиих и имябожниках. СПб. 1914; Монах Пахомий. История афонской смуты и имябожническая ересь. СПб. 1914; Архиеп. Антоний. Св. Православие и имябожническая ересь. Харьков. 1916; Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг. 1916; Материалы к спору о почитании Имени Божия. РФБ. М. Изд. 2. 1913; Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору о Имени Божием. СПб. 1914; Выходцев Е. История афонской смуты. Пг. 1917; Иеросхим. Антоний. Моя мысль во Христе. Пг. 1914; Иеросхим. Антоний. Моя борьба с Имяборцами на св. Горе. Пг. 1917.

52) 2 Н.А., п. 1, л. 799.

53) Имяславцы называли сами себя "исповедниками", "исповедниками Имени Божия" и (редко) "исповедниками веры"; свое издательство в СПб. Булатович также назвал "Исповедник". Может быть в тексте имеется кроме прямого, также второй, указанный нами, смысл.

54) 3 Н.А., п. 1, л. 114-119.

55) См.: Краткое описание жизни мене недостойнаго схиепископа Петра Ладыгина. Машинопись. 1948-1951; 3 Н.А., п. 7, л. 436-451.

56) 2 Н.А., п. 3, л. 18; Личный архив о. Никифора, п. 10, л. 117.

57) Еп. МИСАИЛ. Имя неизвестно, родился ок. 1880 г. в Москве. Монашество принял в 1917 г. С 1918 г. на Кавказе в скиту. В Ельце рукоположен еп. Варлаамом (Лазаренко) в иеродиакона, еп. Алексием (Буем)—в иеромонаха. В еп. Лабинского хиротонисан в Петрограде, в церкви в Тайцах, еп. Димитрием, еп. Марком и еп. Алексием (Буй). По некоторым данным казнен в Новороссийске в 1933 г. (по др.—в 1938 г.).—2 Н.А., п. 10, л. 216-225; п. 6, л. 48-51. Некие смутные данные обнаруживаются у прот. М. Польского. Цит. соч. Т. 2, с. XX (Введение); Т. 3 (неопубл.).

58) В Петрограде, при приезде туда митр. Иосифа, среди духовенства ходили слухи, что он тайный старообрядец. Другие полагали, что он—из семьи криптостарообрядцев. Поводом к сему служили: 1) его дореволюционное увлечение старообрядчеством, 2) поход вместе с еп. Андреем в 1917 г. на Рогожку, 3) подмеченное двуперстие и старообрядческие тексты в употреблении и т.д.—См. Личный Архив о. Никифора, п. 8, л. 79-85.

59) Архиеп. Андрей Ухтомский. История моего старообрядчества.//Зеленогорский М. Цит. соч., с. 210.

60) Видимо, Сергий, узнав о сих действиях, обезпокоился возможным антисерианским альянсом "непоминающих" и старообрядцев, отчего спешно издал свое Деяние от 10/23 апреля 1929 г.

61) Зеленогорский М. Цит. соч., с. 219-249.

62) Архиеп. Андрей Ухтомский. Русский разбойничий собор. Алма-Ата. 1933.—3 Н.А., п. 1, л. 977-988.

63) Где ныне находятся "бумаги Мотовилова"—неизвестно. Еп. Серафим (Звездинский) передал их на хранение о. П. Боротинскому летом 1928 г. (тогда же ему передал часть своих бумаг и С.А. Нилус), коий спрятал их у монахини Варвары (Климовой, †1963). Известно, что сии документы читал в 1981 г., после смерти еп. Владимира (фон Штромберг), игумен Феогност (Штаккельберг, †1988), о чем разсказывал автору. Еп. Евагрий их не обнаружил. Интересно, что какая-то их часть (точнее, копии) были пересланы на Запад, т.к. только сим можно объяснить отдельные тексты в книге: Иванов. Тайна Святых. Париж. 1948., т.к. сии тексты никогда ранее не публиковались.

64) СЕРАФИМ (Звездинский), еп. Дмитровский. Родился в единоверческой семье, тесно связанной со старообрядчеством. Его семья имела особый интерес к преп. Серафиму Саровскому, т.к. в детстве еп. Серафим был исцелен по молитвам к преп. Серафиму. Его отец составил службу преп. Серафиму, а сам будущий епископ принял постриг в его честь.—Жизненный путь Вл. Серафима.//"Вестник РСХД". Париж. 1981. № 133. с. 188-189, 190.

65) 2 Н.А., п. 7, л. 307-311.

66) Фальсификация имела два направления: 1) сделать житие более "благостным" и сказочным, при запрете на грозные пророчества старца, 2) старообрядческую направленность деятельности старца переделывать в противо-старообрядческую.

67) Крипто-старообрядцев до Указа о веротерпимости было весьма много, особенно в XVIII-XIX вв., когда за старообрядчество могли арестовать. Такие люди, формально принадлежа к господствующей Церкви, в обиходе молились и жили по-старообрядчески. Таких было много среди мелкого провинциального дворянства и разного купечества.

68) Внешними, но весьма яркими признаками являлись старообрядческие клобук, мантия и лестовки, открыто носимые преп. Серафимом, что в конце XVIII и начале XIX вв. было совершенно невероятно в монастыре!

69) Чичагов, прежде быв. нач. Суздальского монастыря—тюрьмы, сразу изменил пророчества старца и его житие. Все про-старообрядческие факты, как подозрение в старообрядчестве при начале самого Саровского мон-ря и его игумена Исаакия, общение старца со старообрядцами (полемика старца против безпоповцев (в подлиннике) переделана им в противостарообрядческую вообще). Известно, что сия фальсификация была хорошо известна Синоду и Победоносцеву, всячески сопротивлявшимся канонизации преп. Серафима. Царь ознакомился с подлинниками уже после Саровских торжеств и был разгневан за клевету на святого.—Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб. 1903, с. 12-19, 344-347. Интересно, что современная старообрядческая полемика против преп. Серафима Саровского имеет как бы противоположный характер позиции Синодальной. Все-таки белокриницкий митр. Алимпий (Гусев), происходящий как раз из Нижегородской области, утверждает, что преп. Серафим старообрядчествовал. Сие объяснимо лишь тем, что местные старообрядцы хорошо помнили правду о преп. Серафиме. Также следует указать, что "Беседы старца Серафима с Мотовиловым" не являются аутентичным текстом, но сильной литературной обработкой С.А. Нилуса.

70) Ныне Чичагов прославлен в МП!

71) Канонизацию св. прав. о. Иоанна Кронштадтского подготавливал еще в 1914 г. Император. В эмиграции на II Всезарубежном Соборе в 1938 г. сей вопрос также поднимался , но отчего-то положительного решения не приняли.

72) В эмиграции на II Всезарубежном Соборе в 1938 г. также была попытка прославить Св. Царственных мучеников. Явно в обоих случаях канонизации подготавливались на основании прославления "Кочующим" Собором. Почитание Св. Царственных мучеников в ИПЦ отмечено даже в "Словаре атеиста". См. также: Польский М. Цит. соч. Т. 2, с. 316.

73) Григорий Распутин и мистическое распутство. М. 1913.

74) См. §.3 Определения "О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь" от 5/18 апр. 1918 г. Всероссийского Поместного Собора: "Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 мая или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников".

75) "<...> Из третьей мы приведем небольшую выдержку; его ответ еретикам, хвалившимся, будто у них много мучеников: "Опровергнутые по всем статьям, не зная, что возразить, они пытаются прибегнуть к мученикам и говорят, что у них много мучеников, а это, несомненно, свидетельствует о силе их "пророческого" духа. Это вовсе неверно. (21) Есть много мучеников и в других ересях, но мы по этой причине не придем с ними в согласие и не сочтем их обладателями истины. Маркиониты, названные так по маркионовой ереси, первые скажут, что у них много мучеников Христовых, но ведь Самого Христа не исповедуют истинно". Немного ниже он продолжает: "Поэтому, если члены Церкви, призванные к мученичеству за истинную веру, встречаются с так называемыми "мучениками", последователями фригийской ереси, они держатся особо и умирают, не входя с ними в общение: они не хотят признавать духа, говорящего через Монтана и тех женщин. А что это правда, явствует из того, что случилось в наше время в Апамее на Меандре с мучениками Гаием и Александром из Эвмении".—Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн. 5, 16:20-22. М. 1993, с.184.

76) Лаод. Собора пр. 9: "На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верныя, быти лишенными всякаго общения на некое время"; пр. 34: "Всякому Христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые то-есть у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою".

77) "Епископам всякаго народа подобает знати перваго из них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Св. Духе, Отец и Сын и Святый Дух".

78) В основном, §§ 5-9.

79) Смутное указание см.: 3 Н.А., п. 1, л. 499. Курьезное указание содержится у И. Яшунского. Наши катакомбы. Вестник РСХД. Париж. 1992. № 166, с. 245.

80) Показания еп. Сергия (Дружинина). Следственное дело «Всесоюзной церковно-монархической организации "Истинное Православие"» 1931.—Центральный Архив ФСБ РФ.

81) Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Мемуары. Машинопись. Симферополь. 1946, с. 25.

82) Сие произошло в марте 1928 г. в церкви на Пискаревке.

83) См. 2 Н.А. П.7, л.487.

84) 2 Н.А., п. 12, л. 304-306; 3 Н.А., п. 4, л. 275.

85) Прот. М. Польский. Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей. Тип. преп. Иова Почаевского. 1948, с. 34.

86) Мы обнаружили сей текст также в изданиях: схим. Епифаний (Чернов). Цит. соч., с.51.; Акты патр. Тихона. М. 1995, с. 563.

87) Видимо, еп. Иов ссылается на "Открытое письмо архиеп. Андрея" от 18 июня 1925 г. Более мягко архиеп. Андрей отвечает на 5-й вопрос 3 июля 1926 г.—Зеленогорский М. Цит. соч., с. 194.

88) См. письмо еп. Серафима (Звездинского) к прот. П. Первушину от 9 августа 1926 г.—2 Н.А., п. 3. (личный фонд).

89) Письмо архиеп. Феодора (Поздеевского).—2 Н.А., п. 2, л. 811-814.

90) См. 2 Н.А., п. 3, л. 602-604; Иером. Дамаскин (Орловский). Муч-ки, исповедники... ХХ столетия. Т. 2, с. 489: «Простите за откровенность,—к человеку, который часто сносится с ГПУ, народ доверия не питает. Наши, например, с митрополитом Серафимом Тверским при Патриархе Тихоне частые посещения ГПУ истолковывались далеко не в нашу пользу, а митрополита Серафима народная молва прозвала даже "Лубянским митрополитом". И я замечал, что в начале моего управления Церковью многие сторонились меня.» (Письмо Митр. Петра Крутицкого Е.А. Тучкову от 14 янв. 1926 г.).

91) Митр. Петр развернул кампанию против архиеп. Андрея очень скоро: на планируемом им Соборе арх. Андрей должен был бы лишиться сана. Причины выставлялись две: поставление епископов в чужие епархии (и безконтрольно) и сумасшествие арх. Андрея!—См. 2 Н.А., п. 3, л. 641.

92) "Необходимо заметить, что Тихон чувствует, что его авторитет постепенно падает; ибо он мне не раз жаловался на своих епископов, которые начинают его не слушаться, и многие из них даже не принимают назначения на кафедры, а про Данилов монастырь, где образовалась Тихону справа оппозиция, он прямо просил меня посодействовать разорению этого гнезда".—Е. Тучков. Доклад 22.05.24. нач. VI отд. СО ОГПУ о проделанной работе по церковникам и сектам в прошлом 1923 г.//ЦПА ИМЛ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 509, л. 87-96; Также 2 Н.А., п. 9, л. 41.

93) Архимандрит Давыд, судя по всему, имяславческий духовник еп. Марка (Новоселова), проживавший тайно под Москвой. При арестах 1931 г. не пойман. Мирно скончался в начале 1932 г.

94) О. Митрофан—или старец из Гефсиманского скита, или имяславческий старец, живший около о. Давыда.

95) Митр. Иосиф до самого конца продолжал поминать митр. Петра.—См. Польский М. Цит. соч. Т. 2, с. 2.

96) По рассказам о. П. Первушина митрополиты Петр и Сергий буквально весьма увлекались шахматами. Архиеп. Андрей пишет в "Истории моего старообрядчества": "Это был московский самодержец в духовном сане, с помощью многих и долгих шахматных ходов занявший это место".—Зеленогорский М. Цит. соч., с. 199.

97) "Сергий только подтвердил (по требованию Сов. властей) распоряжение патр. Тихона, сделанное при давлении еп. Илариона <...>. В действительности, митр. Петр (Полянский) был очень милый, добрый, простой и доступный человек, но крайне робкий и боязливый, дрожавший даже при одной мысли попасть в тюрьму и никогда не дерзавший в чем-либо противоречить требованиям Сов. власти. И если он попал в тюрьму, то не за стойкость, а потому что, при всем желании угодить сов. власти так, чтобы его не трогали, сделать этого не сумел".—Прот. В. Виноградов. Письмо И. Шаховскому.//"Вестник РСХД". Париж. 1987. № 150, с. 254; 2 Н.А., п. 3, л. 619-621.

98) Монах Авдий. По мнению еп. Евагрия, сего Авдия не следует путать с иером. Авдием (Овсянниковым). Также еп. Евагрий считал, что именно сей монах Авдий был позже рукоположен в архиереи и умер 1978 г. под Санкт-Петербургом.

99) Иеромонах Нестор. По мнению еп. Евагрия, се есть Оптинский насельник, иеромонах Нестор (Величко), келейник еп. Михея. Казнен в 1937 г.

100) Еп. Руфин подписывался за часть "андреевцев". Имена перечисленных имеются в списке ставленников арх. Андрея 1934 г. Путаница с тремя Вениаминами (Троицким, Фроловым и неизв.) имеет место быть уже давно. О еп. Симоне (Рахманове?) известно, что он род. в 1894 г., пострижен в монашество в Петрограде в 1918 г. еп. Симоном (Шлеевым). Зимой 1923 г. рукоположен в иеродиакона еп. Аввакумом (Боровковым) в Уфе, а в иеромонаха—архиеп. Андреем (Ухтомским). Поставлен в епископы 22 декабря 1926 г. и потом участвовал совместно с еп. Иовом (Гречишкиным) в хиротонии еп. Владимира (фон Штромберга). О Савватии и Варсонофии данных нет. Возможно, фамилия второго еп. Иова—Веселов. Еп. Иринарх значится в ставленниках архиеп. Андрея у митр. М. Лемишевского и значится, как перешедший в григорианство (?) у митр. И. Снычева.—См.: Митр. М. Лемишевский. Цит. соц. Т. 1, с. 251; Снычев И. Цит. соч., с.75.

101) Данных о еп. Севастиане (Крашенинникове) и еп. Захарии нет. Они также значатся в списке ставленников архиеп. Андрея. Еп. Вениамин—ставленник в 1927 г. еп. Иова (Гречишкина) и схиеп. Петра (Ладыгина). Его перепутали с еп. Вениамином (Троицким) в статье: Катакомбы. "Русское возрождение". Нью-Йорк. 1982. № 19, с.182.

102) Иером. Андрей. Еп. Евагрий предполагал, что се есть Борис Яковлевич Эльбсон. Родился в 1895 г. в Москве. После арестов жил в Киржаче. Казнен 27 сентября 1937 г.

103) Схиеп. ИОАНН, в миру Иван (?) Неглядов, родился ок. 1880 г. Быв. военный. В 1917 г. принял монашество с именем Иоанникий в Ново-Афонском монастыре. В 1919 г. рукоположен митр. Антонием (Храповицким) в иеромонаха. В 1919-1925 гг.—настоятель подворий Ново-Афонского монастыря в Туапсе, позже—в Новороссийске. С 1925 г.—епископ Новороссийский. В 1927 г. принял схиму и ушел в Преображенский скит в Сванетии. Умер 20 ноября 1935 г.—2 Н.А., п. 10, л. 240; 3 Н.А., п. 31, л. 18-37.

104) Игумен Феогност. В миру Фердинанд Люцианович Фельми, родился в 1876 г. В 1914 г. принял православие с именем Феодор (от арх. Андрея). В 1920 г. принял монашество. 5 августа 1923 г.—иеромонах. Ушел в Преображенский скит. С 1935 г.—его настоятель. Умер 10 июля 1949 г.—3 Н.А., п. 31, л. 44-62.

105) О еп. ВАРНАВЕ известно, что он особенно проникся антисергианством при общении с арх. Андреем в Кзыл-Орде в 1928 г. Посему публикацию Дамаскина Орловского можно считать фальсификацией.—Иером. Д. Орловский. Цит. соч. Тверь. 1993. Т. 1, с.47-85; 2 Н.А., п. 9, л. 218-258; 3 Н.А., п. 41, л. 1-38; Обвинение в фальсификации см.: заметка ин. Серафимы (Лозинской) и П. Проценко. Правда о Вл. Варнаве (Беляеве).//"Экспресс-Хроника" от 24.07.94.

106) Еп. УАР. Имя неизвестно (возможно, Шамарин или Шмарин), родился ок.1860 г. Посвящен в еп. Липецкаго в 1925 г. еп. Зиновием (Дроздовым) и еще кем-то. Арестован в 1929 г. По некоторым данным казнен в 1931 г.—2 Н.А., п. 7, л. 601-678.

107) Монах Герман. Еп. Евагрий полагал, что се есть будущий еп. Герман (Г.С. князь Тенешев), который принял участие в тайном Чирчикском Соборе 1948 г.

108) По мнению еп. Евагрия, сей еп. СИНЕЗИЙ—епископ с Украины и не одно лицо с еп. Синезием (Зарубиным), который отложился от митр. Сергия только в 1930 г.

109) Еп. ВАРСОНОФИЙ. По всей видимости, один из архиереев на Украине. Еп. Евагрий отвергал мнение, что игумен Варсонофий (Юрченко) мог быть тайным епископом. Сей еп. Варсонофий упоминается среди документов до 1930 г. Потом, видимо, арестован.

110) Еп. АЛЕКСАНДР. Упоминается как еп. Харьковский уже в 1927 г. Еп. Евагрий считал его одним из ставленников в пещерах Киево-Печерской Лавры схиарх. Антония и еп. Дамаскина. В 1936 г. арестован и казнен. Не путать с сергианским Харьковским архиеп. Александром (Петровским) (†1939).—См. Польский М. Цит. соч. Т. 2, стр. 78-83.

111) Иерей Алексий Шишкин. Родился ок. 1885 г. В 1923-1926 гг.—в СЛОН. В 1928 г. принял монашество с именем Иннокентий. Благочинный приходов на Харьковщине, а в конце 1928-1929 гг.—приходов около Ейска. в 1929 г. епископами Алексием, Варлаамом и Иоасафом (Поповым) поставлен в епископа Ейского. В 1938 г. казнен в Ростове-на-Дону.—2 Н.А., п. 10, л. 246-272.

112) Еп. ГЕОРГИЙ. В миру Григорий Николаевич Терехов, родился в 1881 г. Монашество принял в 1907 г. С 1921 г. иеромонах. В апреле 1928 г. поставлен в епископа Нолинскаго архиеп. Виктором и еп. Нектарием. По некоторым данным казнен в 1937 г.—2 Н.А., п. 10, л. 97-101.

113) Интересно, что некоторые лица, например, архиеп. Виктор (Островидов), к августу 1928 г. уже находились в заключении. Повидимому, такой оборот событий предусматривался заранее и, судя по всему, все темы или проекты принимаемых канонов извещались архиереями, кои, в случае их ареста, поручали свою подпись (или несогласие) своему доверенному лицу. Известно, что Собор при окончании сделал несколько Посланий, кои ныне совершенно нечитаемы из-за испорченности водой. Также свои Послания, тотчас по окончании, сделали и отдельные архиереи. Особенно известно такое Послание Братиям архиеп. Андрея Уфимскаго от 18 августа 1928 г.—Его текст опубликован: Зеленогорский М. Цит. соч., с. 240-241.

114) Письмо "ярославской группы" к Сергию от 27 апреля/10 мая 1928 г.; "примирение" от 3/16 мая 1928 г.

115) То, что мало кто доверял сему "примирению" подтверждает даже Cнычев: "Многие из тех, кто хорошо знал настроение митр. Агафангела, с недоверием отнеслись к этому факту и, конечно, своим скептическим отношением к происходящему смущали совесть малодушных" (Цит. соч., с.119). Известно, что поводом к "примирению" послужил приезд в Ярославль Тучкова и его давление на митр. Агафангела. Летом 1928 г. устыживаемая Посланием Архиереев ИПЦ, "ярославская группа" вновь прервала всякое общение с Сергием и осталась в таком состоянии до конца.—См. 2 Н.А., п. 13, л. 659, 728-786.

116) Непримиримость митр. Агафангела в отношении к Сергию недавно подтвердила его племянница А. Преображенская:—"Православная Русь". 1996. № 23. Посему все писания иером. Дамаскина (Орловского) о нем следует считать сфальсифицированными.—Иером. Дамаскин Орловский. Цит. соч. Т. 2, с. 370-400.

117) Вот, что писал митр. Иосиф еп. Димитрию еще до начала "Кочующего" Собора: "<...> чтобы мы управлялись самостоятельно каждый, обращая все взоры и надежды наши к единственно законному Местоблюстителю М. Петру и будущему Поместному Собору всех наших Святителей, а не случайного подбора их отдельными лицами. Этого законного Собора только и должны сейчас добиваться всякие правители и Синоды".—См. Польский М. Цит. соч. Т. 2, с. 5. Если говорить о значении и историческом статусе "Кочующего" Собора, как Поместного, то он вполне сопоставим только со Стоглавым Собором 1551 г.

118) По воспоминаниям многих лиц, хорошо помнивших 30-е годы, строгие каноны "Кочующего" Собора в большинстве случаев клиром игнорировались, что в будущем послужило поводом к недоверию народа к клиру.

119) Кто передавал—неизвестно. Еп. Евагрий, основываясь на словах о. Петра Первушина, полагал, что это был кто-то из окружения Новоселова. Архиеп. Феофану (Быстрову) документы посылались, как старому товарищу Новоселова и антагонисту митр. Антония (Храповицкого).

120) Через французское посольство были присланы: Послание Архиерейского Собора РПЦЗ от 27.08/9.09.1927 г., журнал "Гласник" с текстом Послания сербского патр. Варнавы против Сергия и особое Послание митр. Антония (Храповицкого) к Истинно-Православным Христианам от 28.08/10.09.1928 г. В отношении последнего Снычев ошибается, считая его присланным в июле 1928 г. Также он ошибается, что его усиленно распространяли "непоминающие",—сие не так: оно известно было исключительно узкому кругу архиереев и активистов.—Снычев И. Цит. соч., с. 228.

121) Отдельные документы и парафразы Собора были даны о. Михаилу Польскому при свидании его с о. Павлом Боротинским, о чем сохранилась пометка в так называемых "бумагах о. П. Боротинского".—3 Н.А., п. 30, л. 1039.

122) Сообщил в 1992 г. еп. Евагрию схимонах Епифаний (Чернов), сославшись на некоторых лиц в Америке. Якобы, тексты Собора И. Андреевым также были пересланы проф. И.А. Ильину в 1948 г., что и явилось некоторым поводом к выходу книжки последнего: И.А. Ильин. О советской церкви. Париж. 1948.

18/31 марта 1997 г. Москва + АМВРОСИЙ Епископ Готфский ИПХ

Наши рекомендации