Семинар № 7. Советское искусство: художественный идеал и действительность

  1. Эстетические вопросы и категории в марксизме (понятия «народное», «классовое», «партийное», «идеологическое»).
  2. Соотношение понятий партийности, классовости и народности в искусстве.
  3. Общая оценка советской культуры.
  4. «Социалистический реализм» в советской литературе ХХ века: идеологическое и романтическое.
  5. «Романтический реализм» советской живописи 1925-1945 гг.
  6. Советское изобразительное искусство второй половины ХХ века.
  7. Советская архитектура: основные этапы и течения.
  8. История страны в истории кино.
  9. Искусство русского зарубежья: три волны эмиграции.

Семинар № 8. Этапы развития отечественной художественной культуры в ХХ в.

1.Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие.

2.Культурная революция: содержание и результаты.

3.Отечественная культура в период тоталитаризма.

4.Великая Отечественная война в истории отечественного искусства.

5.Послевоенная художественная культура России.

6.Советское искусство в период «оттепели» (1956-1968 гг.).

7. Советское искусство в период «застоя» (1968-1984 гг.).

7. «Перестройка» и отечественные искусство и культура.

8. Художественная культура и искусство в постсоветский период: достижения и проблемы.

Тема 5. Массовая и элитарная культура и искусство: теория и практика. Искусство и медиакультура

Многообразие культурного процесса современности. Традиционные СМИ: история их возникновения и развития. Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура, создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура как культура массового общества (Х. Ортега-и-Гассет). Стандартизированный характер массовой культуры. Распространение, деление культуры, как главная черта массовой культуры. Коммерческий характер массовой культуры. Пассивная роль массовой культуры в культурно-историческом процессе. Массовая культура как тиражирование достижений элитарной культуры. Роль массовой культуры: деструкция личности и сублимация психики человека. Философский анализ массовой культуры: от критики (Франкфурская социологическая школа) до апологетики (постмодернистская философия). Теория периодизации культуры в зависимости от носителя информации (М. Маклюен).

Литература

1.Адорно Т. Эстетическая теория.М., 2010.

2.Гройс Б. Медиум становится посланием.// Неприкосновенный запас, 2003, №6.

3.Зверева В.А. История на ТВ: конструирование прошлого. //Отечественные записки, 2004, № 5.

4.Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2013.

5.Маклюен М. Понимание медиа. – М., 2014.

6. Ортега-и- Гассет Х. Восстание масс.-М., 2012.

7. Руднев В. П. Словарь культуры 20 века. Ключевые понятия и тексты. - М., 2014.

8.Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции.- М., 2012.

Семинар № 9. Массовая культура как универсальная культура

Эпохи глобализации

1.Теория массовой и элитарной культуры. Х.Ортега-и-Гассет как критик массовой культуры и искусства.

2.Массовая культура: от массового индустриального к постиндустриальному и информационному обществу.

3.Искусство в эпоху массовой культуры.

4.Массовая культура как универсальная культура эпохи глобализации.

5.Национальные варианты массовой культуры.

Семинар № 10. Анализ массового искусства: от критики к апологетике

1.Концепции постиндустриального общества: конвергенция массового и элитарного.

2.Постмодернистская концепция культуры: снятие проблемы элитарного и массового.

3.Элитарная и массовая культура как культура книги и экрана.

4.Время массовой культуры как рекреационный механизм.

5.Миф как составляющая современной массовой культуры.

6.Высокая культура и система образования.

Тема 6.Модернизм как первая волна авангардных течений в искусстве. Модернизм и философия ХХ в.

Модернизм как первая волна авангардных направлений в искусстве: фовизм, примитивизм, кубизм, сюрреализм, дадаизм, экзистенциализм, литература «потока сознания», авангардное кино и авангардный театр. Личность художника–модерниста: психологическое и биографическое измерения. Основные черты художественного и эстетического сознания в модернизме. Философия психоанализа и ее влияние на модернизм. Философия и литература экзистенциализма. Авангардизм и нонклассическая эстетика.

Литература

1.Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2006.

2.Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Под редакцией В.В.Бычкова. М., 2011.

3.Сумерки богов /Ф.Ницше, З.Фрейд, Э. Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр, - М., 2011.

4.Сороковикова В.И. Философское осмысление культуры и искусства постмодернизма // Вестник АХИ № 1, 2011.

5.Сороковикова В.И. Театр в эпоху модернизма и постмодернизма. Философия ХХ века и «новый театр» // Вестник АХИ № 2, 2012.

Наши рекомендации