Социальные институты и их функции.

Институт ( лат. institutio) – установление, устройство). Социальный институт – 1. Совокупность норм, регулирующих определённую сферу общества; 2. Специальные учреждения, приспособительные устройства общества, созданные для удовлетворения его важнейших потребностей.

Имеется пять фундаментальных социальных потребностей. Их удовлетворяют главные социальные институты:

1.В воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

2.В безопасности и порядке (государство и др. политические институты).

3.В добывании средств к существованию (экономика, производство).

4.В передаче знаний, социализации индивидов (институты образования и воспитания).

5.В решении смысложизненных проблем (религия, искусство).

Деятельность социальных институтов регулируется сводом норм (например, нормы семейного и брачного поведения) –законов, коллективных привычек, традиций, обычаев.

Институционализация – это закрепление практики общественных отношений, которые складываются в ходе развития общества, в виде законов или социальных норм, образцов и стереотипов поведения, приведение их в систему. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, обеспечивает состояние равновесия общества в целом. Общество – это совокупность институционализированных форм поведения.

Социальные институты – постоянно развивающиеся системы. Например, институт семьи и брака прошёл следующие стадии развития: промискуитет, групповой брак, полигамия, моногамия. На смену расширенной (патриархальной) семье пришла нуклеарная, в которой только два поколения – родители и дети. Исторически менялись роли мужа, жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей.

Каждый социальный институт включает в себя: определённую сферу деятельности; групппу лиц, уполномоченных на выполнение тех или иных функций; юридические и социальные нормы, материальные средства.

Внутри главных социальных институтов скрываются неглавные – это частные социальные практики или обычаи. Неглавные социальные институты выполняют специализированные задачи, обслуживают нефундаментальные потребности.

Таким образом, каждый социальный институт – это гигантская социальная система, охватывающая совокупность социальных норм, организаций, статусов и ролей, которые опираются на персонал, аппарат управления и социальные практики, т.е. особые процедуры.

Вопросы для самопроверки:

1.Охарактеризуйте сущность экономики как части социальной системы.

2.Покажите особую значимость в обществе политических институтов.

3.Какова в обществе роль культурных институтов.

4. Охарактеризуйте роль социальных институтов.

5.Постарайтесь выразить динамику взаимодействия элементов социальной системы в виде логической схемы.

Тема 6(3): Типология обществ.

Учебные цели:

Знать понятия: тип общества; традиционное общество; современное общество.

Анализировать и интерпретировать: типологию обществ и особенности их функционирования.

Вопросы:

1 Социальная эволюция.

2.Различие нормативных систем как основной критерий типологизации обществ.

3.Традиционное и современное общество как основные социальные типы. Особенности функционирования различных типов общества.

Социальная эволюция.

Социальная эволюция – совокупность изменений в обществе.

Что является источником социальной эволюции? Каковы факторы социальной динамики?

Ш.Монтескье, В.Вернадский, Л.Гумилёв основным фактором считали изменение природных основ социальной жизни;

К.Маркс – изменение экономики, орудий труда, организации производства, социальные конфликты;

Г.Гегель, О.Конт, П.Сорокин – изменения в культуре и духовных ценностях.

Другие мыслители к основным факторам социальной динамики относили характер религиозных воззрений, демографические факторы, космические события, менталитет.

В каком направлении идёт социальная эволюция и есть ли это направление?

Социальный прогресс – увеличение жизнеспособности социальной системы; социальный регресс – упрощение, сужение возможностей социальных систем.

Что преобладает? Прогресс и локален и глобален, регресс – только локален. Выделяют два вида социального прогресса:

1) постепенный (реформы: экономические, политические, социальные);

2) радикальный (революции, скачкообразные переходы; они бывают кратковременные и длительные; могут охватывать одну страну или всё человечество, например, неолитическая революция – 10-8 тыс.лет назад, промышленная революция – 18-19 вв., современная НТР – с сер. 20в.).

Что ожидает человечество в будущем? Насколько история определяет настоящее и будущее? Есть ли в истории какие-нибудь законы, которые можно узнать, чтобы управлять социальной эволюцией?

Эти и другие вопросы исследует социальная философия в союзе с другими социально-гуманитарными науками.

Современную концепцию социальной периодизации истории принято называть концепцией постиндустриального общества (Д.Белл, О.Тоффлер, З.Бжезинский). В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии: 1) традиционного (аграрного) общества; 2)индустриального (промышленного) общества; 3) постиндустриального общества.

Стадиально – поступательный подход к проблеме периодизации истории заключается во взгляде на историю как на единый процесс поступательного восходящего движения (дикость – варварство – цивилизация; пять общественно-экономических формаций; прогрессивное развитие, пять всемирно-исторических эпох; концепция постиндустриального общества). Все народы идут к единой цели, например, к торжеству разума и свободы (К.Маркс). Это линейная схема.

Цивилизационный подход к проблеме периодизации истории исходит из того, что в человеческой истории выделяется ряд цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную, совершенно самостоятельную историю (египетская, китайская, еврейская, греческая, римская, западноевропейская, восточноевропейская и др.). Каждый такой «организм» проживает определённый срок ( ок.1000 лет) и умирает. Никакой единой истории человечества, таким образом, нет. Это циклическая схема мировой истории.

На современном этапе исторического развития можно выделить следующие типы цивилизаций: западную (западноевропейская и североамериканская), восточноевропейскую, восточную ( мусульманская, индийская, китайская, японская, арабская), латиноамериканскую..

Всемирная история часто представляется как история взаимоотношений двух типов цивилизационного развития – западного и восточного.

Восточный(традиционный) тип цивилизационного развития характеризуется:

- экстенсивной экономикой и технологией;

- неразделённостью собственности и административной власти;

- подчинением общества государству. личности – коллективу;

- почти полное отсутствием социальной мобильности;

- тенденцией к деспотии;

Западный(техногенный) тип цивилизационного развития характеризуется:

- интенсивной экономикой и технологией;

- прогрессом в производстве и управлении на основе науки и техники;

- усилением социальной мобильности;

- автономностью личности;

- тенденцией к формированию гражданского общества, созданию правового государства.

Примечание: 1) термин «цивилизация» употребляется в нескольких значениях:

1.Земная цивилизация, в отличие от предполагаемых внеземных цивилизаций;

2.Общемировая цивилизация, как результат глобализации – современного процесса сближения культур и цивилизаций;

3.Стадия в развитии (дикость- варварство – цивилизация);

4.Локальная цивилизация – культурно-историческая общность.

Наши рекомендации