Социальные институты, структуры и функции

Социальные институты - совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия). Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами. Её можно назвать универсальной. Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

Для социальных институтов характерны:

1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия.

2. Разделение труда и профессионализация выполнения функций.

3. Особый тип регламентации.

4. Обязывающая сила социального института органично связана с наличием четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения — норм и мер социального контроля.

5. Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или

иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью.

6. Наличие ресурсов.

39. Социология образования

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.

Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни. Социология образования имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил.

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур

1) теоретико-концептуальное содержание:

основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;

социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

2) технологическая последовательность познавательной деятельности:

теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы; методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;фактический материал: данные диагностики и прогнозирования; проекты и модели социокультурной деятельности.

Социология личности

Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

Социология личности – это специфическая социологическая теория, исследующая широкий круг вопросов касающихся взаимосвязи индивида с обществом, а так же социальными сообществами и группами. Предмет социология личности исследует социальный процесс формирования и развития личности, ее потребности и социализацию.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Социология конфликта

Конфликт – это столкновение противоположных целей, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытие или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Функции социальных конфликтов и их классификация.

- разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.

- коммуникативная связующая.

- способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений.

Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и общество, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики.

Межличностный конфликт – разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей противоположными интересами.

Конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими. Экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества – приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей. Конкуренция – особый тип конфликта, его цель – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Наши рекомендации