Но остается все ж, самим собой.
В результате подвижнической деятельности, научного подвига натурфилософов Возрождения было сформировано новое воззрение на природу, существенно отличающееся от средневекового религиозного мировоззрения (см. Схему 9).
Утопизм. Возрожденческий культ человека-творца вызвал к жизни модели идеального устройства общества и веру в возможность осуществления в будущем этих идеалов. Слово “утопия” (дословно значит “нигдея”, т.е. место, которого нет), вошло в общественное сознание Европы после выхода в 1516 году в свет книги Томаса Мора (1468-1535), которую он назвал: “Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”. Английский гуманист нарисовал идеальное общество, где нет частной (и даже личной) собственности, все принадлежит всем, где все трудятся (не более шести часов в день), а паразитов нет, нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы “делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей”. Подобные идеи были высказаны итальянцем Томмазо Кампанеллой (1568-1639) в его знаменитой книге “Город Солнца”, написанной в тюремных застенках. Городом Солнца управляет “– священник, именующийся на их языке “Солнце”, на нашем же мы назвали бы его Метафизиком. ...При нем состоят три соправителя Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.
В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира. Ведению мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответствующие должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Число подчиненных уму должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астролог, также Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга, под названием “Мудрость”, где удивительно сжаты и доступно изложены все науки... Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство... В ведении того же правителя находится воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и вообще все, относящееся к пище, одежде и половым сношениям[59].
Философы-гуманисты эпохи Возрождения заложили фундамент, на котором выросли в XVII-XVIII вв. Новое европейское мировоззрение и наука.
Прочтите одно из сочинений философов эпохи Возрождения и напишите свои раздумья над проблемами, которые отражены в тексте.
Проверьте себя. Отгадайте кроссворд «Ренессанс». Термины, отгаданные в кроссворде, запишите в свой словарь.
СХЕМА КРОССВОРДА!
СХЕМА КРОССВОРДА.
По горизонтали:
1. Философ эпохи Возрождения. Другое имя Николай Кребс.
2. Эпоха, суть которой в обращении к культурному наследию античности.
3. Основная черта философии эпохи Возрождения.
4. В утопии Т. Кампанеллы соправитель – Мудрость.
5. В Городе Солнца Т.Кампанеллы правитель – Солнце - ……
6. Отождествление Бога и Природы - мировоззренческий принцип.
7. Известное сочинение Мишеля Эйкема де Монтеня
8. Деятель эпохи Возрождения, теоретик архитектуры, математик, философ, педагог.
9. Автор книги «Утопия».
10. Процесс освобождения духовной культуры от безраздельного влияния церкви.
По вертикали:
1. Принцип строения солнечной системы, открытый Н.Коперником.
2. Один из основных принципов философии эпохи Возрождения.
3. Автор утопии «Город Солнца».
4. автор сочинения «Опыты».
5. В городе Солнца один из соправителей – Любовь.
6. Моральное качество. Слово есть в названии одного из сочинений Пико делла Мирандола Джованни.
7. В городе Солнца один из соправителей – Мощь.
8. автор известного высказывания: «И все-таки она (Земля) вертится!». Польский философ, астроном.
9. Итальянский философ, автор идеи множественности миров во вселенной.
10. Немецкий врач, алхимик, практически обосновывающий идеи пантеизма.
11. Философ, политический деятель, автор известного труда «Государь».
12. Известное сочинение Томаса Мора.