Категории сущности и явления
Начать этот вопрос можно с того, что в своей практической деятельности люди сталкиваются с тем, что все окружающие нас предметы и явления имеют как бы две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя, скрытая от глаз и непосредственно ненаблюдаемая сторона предметов, выступает как сущность, а внешняя, доступная наблюдению,- как явление.
Сущность – это категория диалектики, обозначающая внутреннюю относительно скрытую и устойчивую сторону предметов и процессов, которая определяет их развитие. Как внутреннее связано с внешним, так и сущность связана с явлением. Сущность не может выражаться иначе, как только через явление. Явление есть форма проявления сущности, этовнешняя, менее устойчивая, чем сущность, сторона предметов, процессов в действительности. Явления могут восприниматься органами чувств непосредственно, а также и косвенно, с помощью различных приборов, которые дополняют и усиливают наши органы чувств. Сущность предметов и процессов непосредственно, в созерцании, не воспринимается. Для перехода от понимания явления к пониманию сущности предмета, процесса, события действительности необходима достаточно высокая степень абстракции. Можно иллюстрируя различие в познании сущности и явления, отметить, что при помощи представления человек не может схватить движение со скоростью 300 тыс. км в сек., а мышление его схватывает и должно схватывать.
Следует обратить внимание на то, что сущность и явление никогда не совпадают. Если бы сущность и явление совпадали, то не было бы проблемы взаимоотношения сущности и явления, тогда отпала бы необходимость в науке. После рассмотрения вопроса о несовпадении сущности и явления следует перейти к рассмотрению категорий «кажимости» и «видимости».
Кажимость – это искаженная форма проявления сущности. Кажимость выражает те случаи, когда между сущностью и явлением обнаруживается резкое несовпадение, противоречие. Однако кажимость того или иного предмета, процесса, является проявлением в какой-то степени его сущности «кажущееся – есть сущность в одном её определении, в одной из её сторон, в одном из её моментов». «Кажимость (кажущееся) есть отражение сущности в себе (ней) самой». Кажущееся становится на научную основу только при более полном и глубоком раскрытии сущности с помощью теоретического мышления.
Человек познаёт внутреннюю сущность предметов и процессов через внешние проявления. Тут надо отметить, что явление богаче сущности, ибо оно многообразно и многосторонне охватывает все стороны предмета. Сущность же выражает лишь наиболее важное, устойчивое, закономерное в предмете, процессе. Но сущность богаче явления в том смысле, что она позволяет раскрыть истинную природу вещи, отвлекаясь от всего случайного, второстепенного, несущественного. Сущность и явление подвижны, взаимообусловлены. Хотя явление более подвижно, чем сущность, но и сущность не остаётся неизменной. Рассматривая диалектику сущности и явления необходимо отметить, что эти категории могут переходить друг в друга. В.И. Ленин по этому поводу писал в «Философских тетрадях»: сущность является. Явление существенно» (В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч. т. т. 29, С. 227).
Следует также остановиться на вопросе о роли этих категорий в познании и практической деятельности. В самом деле, если мы познаём явления и через них сущность предметов, процессов, то, следовательно, прослеживаем закономерность. Выявление же закономерностей есть задача любой науки. Если это так, то значение указанных категорий в процессе познания действительно трудно переоценить.
Простейший вид познавательной деятельности – это восприятие внешних сторон предмета при помощи органов чувств. Это значит, что при помощи органов чувств мы познаём явления, не углубляясь в сущность предмета. Познание же сущности, закономерностей в предметах осуществляется через абстрактное мышление. Только абстрактное мышление позволяет отвлечься в предмете от всего случайного, внешнего и выделить устойчивое, повторяющееся, т.е. его сущность. Научное познание не останавливается на раскрытии сущности. Оно идёт дальше, от сущности первого порядка – к сущности второго порядка и т.д.
Диалектика считает неправомерным отрыв явления от сущности. Говоря о практическом значении категорий сущности и явления, необходимо отметить, что познание предметов, процессов, всё более глубокой сущности их проверяется на практике. Теория только тогда считается научной, когда она подтверждается опытом. Познав сущность, люди легче ориентируются в своей практической деятельности, выясняют многие явления, могут предсказать будущее развитие. Для иллюстрации сущности и явления можно привести такойпример:
«…Многолетний опыт сельскохозяйственного использования мелиорируемых земель показал, что урожайность сельскохозяйственных культур на таких землях значительно выше их урожайности на немелиорируемых землях. И главное не в том, что мелиорация земель обеспечивает повышение урожая, а в том, что этот урожай устойчивый и гарантированный. Вариативность урожайности на мелиорируемых землях составляет 15-20%, тогда как на немелиорируемых 35-40%.» (65.С.129). Можно назвать и привести много других примеров диалектики сущности и явления.
Целое и часть
Любой предмет состоит из частей, однако попытки понять особенность того или иного предмета или явления на основе анализа частей и последующего суммирования их свойств потерпели неудачу. Сведение целого к сумме частей не позволяет понять специфику объекта. Диалектика целого и части состоит в том, что в процессе развития предмета как целого происходит его самодифференциация, выделение различных частей. Части и целое выражают одну и ту же природу, одну и ту же сущность. Если различные части прибыли выступают в превращенной форме, скрывающей их истинную природу, то причиной этого является то обстоятельство, что вся прибыль в целом оказывается превращенной формой прибавочной стоимости.
Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому, что они возникают и существуют только вединой системе,т.е. на основе определенного типа соединения; только в этом случае они становятся частями. Следовательно, этот особый принцип связывания частей и соответствующая ему внутренне единая система оказываются различными формами бытия одного и того же предмета: внутренний тип связи обнаруживает себя как сущность, а целое как предметное выражение сущности. Только на основе проникновения в сущность вещи можно понять её специфику, а затем представить во внутренней расчленённости.
Целое не сводится к агрегату частей, но включает в себя принцип их связи, т.е. сущность. Можно определить целое как исходный пункт теоретического анализа именно потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой осуществляется проникновение в сущность вещи. Иллюстрацией этой диалектики служит история мелиораций в России, насчитывающая более 200 лет, воздействие растительных мелиораций на состояние почвы и т.д.
1. Категории диалектики возникают в процессе отражения в сознании человека материального мира и объективны по своему содержанию.
2. Они историчны изменчивы, т.к. являются ступеньками отражения и познания мира, и содержание их постоянно углубляется.
3. Категории, являясь отражением материального мира, находящегося в диалектическом единстве, неразрывно связаны друг с другом, взаимозависимы, взаимообусловлены.
4. Категории диалектики являются методологической основой познания и преобразования действительности.
Категории и законы диалектики проявляют себя на практике, например в водных мелиорациях. Ещё Фалес из Милета (ок. 625-547 г. до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии произвёл буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив всё многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой всё. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифа. Влагаи в самом деле вездесущая стихия: всё происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о “ первосущности “ представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении “всё из воды“ была дана “отставка” олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счёте, мифологическому мышлению и продолжен путь к естественному объяснению природы. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала:жизнь – имманентное свойство материи, сущее – само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевлённое. Фалес полагал, что душа разлита во всём сущем. По Гераклиту всё существующее переходит из одного состояния в другое. “ Всё течёт. В одну и туже реку нельзя войти дважды. В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется ”. Можно сказать, это и есть истоки “мелиоративного” сознания. Вода есть живое, меняющееся, сущее. Ей присущи и в её движении и жизни вод проявляются все категории и законы диалектики: необходимость и случайность, причина и следствие, свобода и необходимость, переход количества в качество, закон отрицания отрицания, борьба и единство противоположностей. Проанализируем, как же это происходит в реалиях жизни вод, мелиорации вод и водных объектов. Прежде, опираясь на определение, данное А.В. Грибановым и В.Н. Шкурой напомним определение. “Основываясь на общем толковании термина «Мелиорации», под мелиорациями вод и водных объектов мы будем понимать вид деятельности, обеспечивающий целенаправленное улучшение или сохранение потребительских свойств или состояния вод и водных объектов.Под потребительскими свойствами вод и водных объектов понимают воды определённого качества и количества, а также водные объекты в состоянии, позволяющем рационально и эффективно использовать их природные ресурсы при обеспечении их устойчивости и сохранности”(152. С.19 – 20).
Философские категории причины и следствия применимы ко всем сферам жизни и деятельности человека. Как отмечает М.М. Мордвинцев, В.Н. Шкура, “ … проводя мелиоративные мероприятия гидромелиораторы должны учитывать, что водные объекты, как объективная природная реальность, функционируют по строго определённым законам сообразно природно-климатическим условиям и места, и времени. Учитывая это, необходимообеспечить экологическую совместимость (причинно-следственные связи – авторск.) мелиоративных воздействий с естественными закономерностями «жизни» водных объектов. Занимаясь мелиорацией рек, должно прежде узнать, что с рекой было, затем оценить то, что с рекой стало и уже потом спрогнозировать возможные сценарии, что с ней может стать (быть)». Всё в мире взаимосвязано, всё имеет определённую причину и следствие, поэтому, «…мелиорации рек в доступных пределах можно провести только хорошо зная ихприроду, общие закономерности их жизни и особенности каждой».