Категории необходимости, случайности, сущности и явления, закона. Виды научных законов

ФИЛОС.СЛОВАРЬ:

  НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ— соотносительные философские категории, конкретизирующие представление о характере зависимости явления, выражающие различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость — вещь, явление, в их всеобщей закономерной связи; — отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; — выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; — способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. — не сводится к неизбежности — одной из стадий ее развития, — Виды необходимости: —— 1) связанная с объективно существующими сторонами и связями природы и общества, —— 2) Связанная с объективно существующими сторонами и связями идальных явлений, —— 3) внутренняя необходимость — вызванная природой самих явлений и процессов, —— 4) внешняя — порожденная привходящими обстоятельствами, —— 5) необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий явлений, —— 6) сложная необходимость — определяет поведение совокупности объектов — выражается статистическими закономерностями, —— 7) простая необходимость — определяет поведение индивидуальных макрообъектов — выражается динамическими (*жесткими, однозначными) закономерностями, —— 8) необходимость, которая может одновременно выражаться как статистическими, так и динамическими закономерностями. Случайность — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; — выражение начального пункта познания объекта; — результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; — способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных, возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; — форма проявления необходимости и дополнение к ней, — имеет свою причинную обусловленность, — Виды случайности: —— 1) внутренняя случайность, —— 2) внешняя случайность, —— 3) объективная случайность, —— 4) субъективная случайность, —— 5) благоприятные и неблагоприятные случайности. Необходимость и случайность не бывают в чистом виде — при определенных условиях тождественны — случайность всегда подчинена неким законам — Мутации: пример необходимого в одном отношении и случайного в другом, — по разному проявляются на различных структурных уровнях материи — в природе бессознательно — в обществе через участие сознания, целей. Необходимость скрывается за случайностью, так же, как сущность скрывается за явлением.   СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. — Сущность— внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, — Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования, — Постижение сущности предмета — задача науки, — В античностисущность понималась как «начало» понимания вещей — а также как источник их генезиса — явление считалось видимым и иллюзорным образом вещей, — В средние века — сущность резко противопоставляется явлению— носитель сущности Бог, а явление сводится к земному неистинному, иллюзорному бытию (ср.: Платон), — В новое время — противопоставление сущности и явления доводится до различения первичных и вторичных качеств. — Кант отрицал возможность познания сущности — явление у него лишь представление, вызванное сущностью (вещью-в-себе), — Гегель — сущность является, а явление есть явление сущности, — Неопозитивизм — отказ от сущности, сведение всего к «чувственным данным», — Феноменология — явление есть самообнаруживающееся бытие, а сущность оказывается идеальным образованием, — Экзистенциализм — замена понятия сущности понятием существования — явление трактуется субъективитски, — Диалектический материализм — сущность и явление суть универсальные объективные характеристики предметного мира — в познании оказываются ступенями познания объекта — явление оказывается формой выражения сущности — сущность раскрывается в явлении — нет полного тождества — явление богаче сущности (за счет случайного) — явление изменчиво, а сущность сохраняется во всех изменениях — сущность изменяется иначе (см.: диалектическое противоречие, революция) — Связь сущности с законом. СУЩЕСТВОВАНИЕ — в диалектическом материализме — синоним понятия бытия, —В истории философии: —— обычно для обозначения внешнего бытия вещей, в отличие от сущности — постигается опытом, а не мышлением, ——Схоластика — дуализм сущности и существования — природное (сотворенное) и Бог — существование вещи не выводимо из ее сущности, а детерминировано творческим волением Бога, —— Кьеркегор — существование это бытие человека — Экзистенциализм. — (***) Содержит нечто специфическое для гуманитарного познания. Традиции в познании ориентированные: — 1) на сущность — субстанциализм, эссенциализм и т.п.; — 2) на явление — феноменологизм; — 3) на существование (экзистенцию) — экзистенциализм, ряд подходов в гуманитарном познании.   ЗАКОН — необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями. — Выражает связь между предметами, составными элементами предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. — Законы функционирования — существенные, необходимые, устойчивые связи между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями (закон всемирного тяготения). — Законы развития — связи сторон противоречия (противоположностей), различных этапов, ступеней смены качества и т.п. — По степени общности: —— Менее общие законы — ограниченная область — изучаются отдельными конкретными науками (законы естественного отбора), —— Более общие — изучаются рядом (несколькими) областями знания (закон сохранения энергии), —— Всеобщие, или универсальные — законы диалектики. — Законы по количественному параметру: —— выражающие строгую количественную зависимость между явлениями — фиксируются математическими формулами, —— не поддающиеся математическому выражении (**в настоящее время, по крайней мере). — По характеру связи причины и следствия: —— статистические, —— динамические. Признак законов: — объективный характер, — в природе действуют как стихийная сила, — законы общества — законы человеческой деятельности — создаются (**?? — лучше — задаются) и реализуются людьми в процессе общественной практики — но они так же объективны, как и природные, Познание законов — основа предвидения, претворения теории в практику, управления как природными, так и социальными процессами.

Наши рекомендации