Исследование сущности услуги как экономической категории

Глава 1. Теоретические и организационные основы повышения качества услуг предприятий транспорта

Исследование сущности услуги как экономической категории

Термин «услуга» в экономической литературе используется в самых различных аспектах, в зависимости от того, какая область экономических знаний оперирует этим понятием. Автор фундаментального научного исследования «Капитал», К. Маркс, характеризовал экономическую категорию «услуга» как особую потребительную стоимость, т.к. другая экономическая категория «труд» ретранслирует «услугу» не в качестве вещи, а в качестве «деятельности».

В соответствии с терминологическим стандартом ИСО 8402 услуга является одним из видов продукции, которая обладает рядом особенностей, что дает основание выделять ее в самостоятельный объект исследования[1].

Согласно ГОСТу Р 50646-2012: «Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребности потребителя»[2]. Солодков М.В. определяет термин услуга в виде складывающихся экономических отношений не по критерию результатов труда, а в связи с процессом труда как деятельности[3].

По мнению Баринова Н.А., услуга – это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, которые проявляются в форме полезного действия товара или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека[4].

Услуги как благо, по мнению Т.Н. Софиной, представляют собой «отношение между людьми, невещественный полезный эффект непосредственных взаимодействий экономических субъектов, т.е. результат материальной деятельности независимо от приобретения этим результатом (эффектом) материально-вещественной формы»[5].

Зарубежная экономическая мысль феномен «услуга» рассматривает преимущественно в маркетинге как базовом элементе рыночной инфраструктуры

Г. Ассэль считает, что под услугой следует понимать «неосязаемые блага, которые приобретаются потребителем, но не связаны с собственностью»[6].

К. Гренроос понимает под услугой комплекс неосязаемых действий, которые в процессе взаимодействия между покупателями и обслуживающим персоналом связаны физическими ресурсами, а также схемами управления предприятием-поставщиком услуг[7].

Особого внимания заслуживает определение услуг Т. Хилла: «изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, с их предварительного согласия»[8].

При этом Т. Хилл подчёркивает, что изменение есть результат деятельности другого участника экономических отношений. В отличие от многих экономистов Т. Хилл пытается охарактеризовать действия, совершаемые при оказании услуги, путем указания на их общую цель.

Переход Российской Федерации на международную методологию учета, отчетности и статистики показал непродуктивность и неправомерность использования понятия «непроизводственная сфера» в качестве синонима сферы услуг. Данное обстоятельство обусловило необходимость пересмотра сложившихся в отечественной науке и практике представлений о роли услуг в развитии общества, в экономике страны, территорий, предприятий (организаций) и учреждений[9].

Как известно, в настоящее время при исследовании экономической сущности услуг широко используются их дифференциация на две крупные и достаточно обобщенные группы: материальные и нематериальные услуги(рис 1.).

Исследование сущности услуги как экономической категории - student2.ru

Рис 1. Обобщенная классификация услуг

Райзберг Б.А. рассматривает сферу услуг как совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению. В сферу услуг принято включать культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь, рекреационные услуги, общественное питание[10].

Однако заметим, что помимо социокультурных услуг, о которых упоминает Б.А. Райзберг, к сфере услуг относятся и консалтинговые, информационные, банковские услуги, услуги органов управления, государственной обороны и т.д. Причем перечень услуг с развитием экономики постоянно расширяется.

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные. Рыночные услуги различаются по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль, т.е. это услуги, предназначенные к реализации или предоставляемые по экономически значимым ценам.

Нерыночные услуги, как правило, оказываются потребителям бесплатно. К ним относятся социально-ориентированные услуги, финансируемые из бюджета или общественными организациями. Если они и оцениваются, то по экономически незначимой цене. Таковой формально считается цена, если она покрывает меньше 50 % затрат на оказание услуг. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.

До конца ХХ в. понятие «транспортная услуга» не применялось при организации и управлении транспортом. Под транспортной услугой понималась непосредственно перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объем погрузки и выгрузки, грузооборот и т. п. Однако такой способ оценки учитывал лишь количественный аспект работы транспорта.

Транспортная услуга, как таковая, относится к сфере материального производства. Не преобразовывая непосредственно сырье и материалы, транспорт создает потребительную стоимость. Транспортная услуга является конечным процессом материального производства и одновременно начальным этапом производственного или конечного потребления.

В настоящее время под услугой понимается непосредственно перемещение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся движенческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление, а именно: упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т. п.

Таким образом, основной вид транспортной услуги - это перевозка грузов, но, как правило, она сопровождается предоставлением целого комплекса дополнительных услуг.

К основным транспортным услугам относятся:

- перевозка грузов, почты;

- погрузочно-разгрузочные операции (погрузка, выгрузка, перегрузка и т. д.);

- хранение грузов;

- подготовка транспортных средств к перевозке грузов;

- предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

- транспортно-экспедиционные и дополнительные операции, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др., по обслуживанию предприятий, организаций, населения;

- перегон новых и отремонтированных перевозочных средств.

В силу того, что транспорт, являясь сферой материального производства, не производит вещественной продукции как таковой, транспортная услуга имеет ряд специфических особенностей:

1. транспортная услуга является продолжением процесса производства в сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга существовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятельность нетранспортных предприятий;

2. услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит, нельзя сформировать запасы услуги;

3. предоставление услуги - это продажа процесса труда, а значит, качество услуги - это качество ее выполнения, т. е. качество труда;

4. потребительная стоимость услуги возникает при строгом соблюдении временных ограничений, направления движения товара и других условий, что сужает возможность ее конкурентной замены;

5. спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от временных и пространственных параметров, транспорт не имеет ресурсов, позволяющих сглаживать неравномерности спроса.

Спрос на услуги конкретного вида транспорта определяется, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степенью их интеграции, уровнем транспортных тарифов, качеством сервиса, предоставляемого потребителям различными видами транс портных предприятий и организаций. Выделяют два основных направления организации транспортных услуг:

1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к конкретным специфическим условиям перевозки товара грузовладельцев;

2) активное формирование потребности, а значит, и спроса на транспортную услугу.

При обеспечении высокого качества транспортных услуг возникает следующая проблемная ситуация. Транспортные предприятия и организации пытаются достичь высокого качества перевозки путем предоставления заказчикам как можно большего количества сопутствующих транспортных услуг. Однако такое комплексное обслуживание с более широким ассортиментом, чем это необходимо потребителю, существенно повышает стоимость транспортной услуги, что может значительно повысить цену перевозимого груза.

Поэтому при выборе того или иного комплекса транспортных услуг следует учитывать целесообразность и выгодность их использования.

Наши рекомендации