Концепция Фон Гумбольдта, ее дальнейшее развитие
Гумбольдт является основоположником общего теоретического языкознания. Был разносторонне развит: языкознание, философия, теория искусства, правоведение. Широк был круг изучаемых им языков: от европейских до американских индийцев.
Лингвистическая концепция Гумбольдта – философия языка, 1ая строго научная теория языка-объекта, которая не имеет себе равных. Многие проблемы, поднятые им, стоят в центре современных дискуссий. Он строит свою теорию, основываясь на сравнительно-исторический метод. В 1820 году выступил в Берлинской АН в качестве лингвиста с докладом на тему «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития». В этом докладе он намечает программу их исследований в сравнении родственных и неродственных языков. Александр Фон Гумбольдт, брат Вильгельма, был географом. Вместе они основали берлинский университет. Главный труд Вильгельма вышел в 1836, был издан его братом «Язык нави на острове Ява».
Введение «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» имеет большое значение. Задача этой работы рассмотреть, как языковые различия и национальные разделения связаны с работой человеческого духа, непрестанно развертывающего с разной степенью силы все новые и новые образования, поскольку оба эти явления способны влиять друг на друга». Гумбольдт полагал, что выявление различными способами одного и того же значения в разных языках поможет проникнуть в тайны языка как средства образования мысли. В связи с этим он резко выступал против понятия языка только как средства общения. Основные проблемы, им поднятые:
1. Вопрос о происхождении и развитии языка. Он считает, что не внешние факторы влияют на изменения языка, а внутренние причины. Языковые способности человека – это не только уникальный дар, но и существенные характеристики. Также он считал неверным, что языки развиваются постепенно из некоторого примитивного состояния, он возникает сразу во всей своей сложности. Язык невозможно придумать, язык это творение природы, но природы человеческого разума. Язык – это не продукт отдельного индивида, он развивается только в обществе и не зависит от индивида. Он имеет самостоятельное бытие. Практически невозможно представить всей классификации языков, однако способность говорить есть общий дар всего человечества, и каждый человек имеет ключ к пониманию других языков. «В языке таким чудесным образом сочетается индивидуальное и всеобщее, что одинаково правильно сказать, что весь род человеческий говорит на одном языке, и что каждый человек обладает своим языком».
2. Язык и мышление. С точки зрения Гумбольдта, мышление всегда связано с языком, «язык есть орган образующей мысли». Язык – это не средство выражения готовой мысли, возникающей неизвестно откуда, а средство образования, формирования мысли. Обозначить понятие звуком, значит соединить 2 вещи, которые никогда не смогут перейти друг друга. Язык – это идеальный объект, существующий в умах и душах людей, а с другой стороны, язык развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытным путем устанавливает, что его слова понятны другим.
3. Сознание народа и язык. Гумбольдт определяет народ как духовную форму человечества, имеющую языковую определенность. Специфика этой духовной формы заключается в языке народа. «Язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом. Он есть как бы внешнее проявление духа народа. Язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык. Трудно представить себе что-то более тождественное». По языку познается характер народа, с другой стороны, духовные особенности народа определяют национальное своеобразие языка. Т.о. язык не только средство для постижения духа народа, но и фактор его создания.Учение о тождестве духа народа и его языка составляет основу концепции Гумбольдта.
Теория подверглась жестокой критике, особенно со стороны материалистов. Дух народа в его концепции – это, по сути, духовная жизнь народа. Ему принадлежит такой термин «промежуточный мир», который создает язык между народом и окружающим миром. «Человек окружает себя миром звуков, чтоб воспринять в себя и переработать мир вещей».
«Каждый язык описывает вокруг народа, к которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». В языке существует исторически закрепленная система знаний, посредством которой происходит преобразование неязыковой действительности в объекты сознания. И этот промежуточный мир сообщает не о том, как называются предметы, а о том, как они нам даны. И слово, как элемент языка, мотивировано пониманием предмета. Отношение к предмету в различных языках преломляется по-разному через свойственное каждому языку семантическое членение.
«Понимание – это всегда в какой-то степени непонимание или недопонимание» - объем знаний о том или ином предмете у каждого индивидуальный, и когда человек слышит слово, у него в голове появляются разные ассоциации, у собеседника они другие. Т.е. полного понимания никогда нельзя достичь.
Гумбольдт одним из первых отметил системный характер языка; «в языке нет ничего единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого». С этим связано постоянное сравнение языка с организмом, организм как единое целое, а не как механический набор элементов. В процессе развития языка, в нем вырабатываются своего рода специализированные языки или подъязыки, предназначенные для различных сфер человеческой деятельности. Это различные формы разговорного языка, с другой стороны, художест. лит-ры, проза, поэзия, язык науки. Особо стоит отметить такое качество Гумбольдта, как антиномичность. Антиномия – это противоречие, которое никогда не может быть исчерпано до конца.
Антиномичные характеристики языка.
1. Антиномия между социальным и индивидуальным.
2. Между состоянием и эволюцией.
3. Между субъективным и объективным.
4. Между системой языка и отдельными актами речи.
Вся лингвистическая концепция конца 19 века развивалась под знаком Гумбольдта. «Идеями Гумбольдта легче было восхищаться, чем подражать им и развивать их». После него начались изменения лингвистической философской мысли.
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ.
А.А. Потебня.
В России XIX века наиболее ярким представителем психологического направления в языкознании был выдающийся русский и украинский ученый Александр Афанасьевич Потебня. Лингвистические взгляды А.А. Потебни складывались под сильным влиянием В. фон Гумбольдта и Х. Штайнталя. Он сближает и вместе с этим разграничивает задачи языкознания и психологии. Для него сравнительный и исторический подходы неразрывно связаны. Сравнительно-историческое языкознание представляет с его точки зрения собой форму протеста против логической грамматики. Язык понимается как деятельность, в процессе которой беспрерывно происходит обновление языка, изначально заложенного в человеке в качестве творческого потенциала. А.А. Потебня утверждает тесную связь языка с мышлением и подчеркивает специфичность языка как формы мысли, но "такой, которая ни в чем, кроме языка, не встречается". Логика квалифицируется как наука гипотетическая и формальная, а психология (а тем самым и языкознание) как наука генетическая. Язык трактуется как средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее. Различаются логические и языковые (грамматические) категории. Подчеркивается, что последних несравненно больше и что языки различаются между собой не только в звуковой форме, но и строем выразившейся в них мысли, своим влиянием на последующее развитие народов. Речь считается одной из сторон большего целого, а именно языка. А.А. Потебне принадлежат утверждения о нераздельности речи и понимания, о принадлежности понятного говорящему не только ему самому. Внимание обращается прежде всего на динамическую сторону языка -- речь, в которой "совершается действительная жизнь слова", только в которой возможно значение слова и вне которой слово мертво. По А.А. Потебне, слово имеет не более одного значения, а именно того, которое реализуется в акте речи. Он не признает действительного существования общих значений слов (как формальных, так и вещественных). При этом он подчеркивает, что слово выражает не всю мысль, принимаемую за его содержание, а только один ее признак, что в слове есть два содержания -- объективное (ближайшее этимологическое содержание слова, заключающее в себе только один признак; народное значение) и субъективное (дальнейшее значение слова, в котором может быть множество признаков; личное значение). Под внутренней формой слова понимается отношение содержания мысли к сознанию, представление человеком его собственной мысли. Слово определяется как звуковое единство с внешней стороны и как единство представления и значения с внутренней стороны. Рекомендуется прослеживать историю употребления слов в процессе исторического развития языка с целью сделать выводы о характере изменений в мышлении данного народа и человечества в целом. Особой заслугой А.А. Потебни является разработка "ономатопоэтической теории языка", в соответствии с которой мыслительно-речевой акт считается индивидуально-психическим творческим актом, признаваемым или отвергаемым при его восприятии и порождающим новую мысль, а не воспроизводящим уже готовую истину. Основным фактором развития языка признается смена поэтического мышления мышлением прозаическим. А.А. Потебня призывает к исследованию языка в связи с историей народа, с обращением к фольклору и художественным ценностям, составляющим достояние национальной культуры. Он постоянно обращается к понятиям народ и народность. Язык выступает как порождение "народного духа" и вместе с тем как источник национальной специфики народа ("народности"). Грамматические категории он трактует как основные категории мышления. Предложение предстает как пространство пересечения грамматических категорий. Его структура уподобляется структуре сформулированной в нем мысли.