Лингвистическая концепция В. Гумбольдта.

«О языке кави на острове Ява» (опубл. в 1836-1840); введение к I тому «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820).

Философские основы концепции – отражение положений КНФ.

Философские взгляды Канта («Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»).

1. Кант: «Вещи в себе» - не зависят от сознания, непознаваемы. Гумбольдт: непознаваемость явлений Я, непознаваема связь Я с «народным духом».

2. Кант: знание – синтез ощущений с понятиями, при условии единства самосознания. Гумбольдт: пытается выяснить, каким образом с помощью априорных форм разума достигается единство отдельных языков и образование языка.

3. Кант: учение о противоречиях (антиномиях) чистого разума. Гумбольдт: установливает диалектическую природу языка, выявляют те противоречия (антиномии), которые выражают его сущность.

Кант: «те, кто может и говорить, и слышать, не всегда поэтому понимают себя или других; именно отсутствием способности обозначения или ее ошибочным применением <...> объясняется то, что люди, говорящие на одном и том же языке, бесконечно далеки друг от друга по понятиям». Это положение Канта легло в основу гумбольдтовской антиномии понимания и непонимания.

Фихте. В рамках субъективного идеализма развивает диалектическое восприятие процесса деятельности.

Шеллинг и Гегель. Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм, основанные на тождестве духа и природы. Гумбольдт: учение о тождестве «духа народа» и ,его языка («язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное»).

Сущность языка.

Язык – беспрерывная деятельность духа, стремящаяся превратить звук в выражение мысли». Понять сущность Я можно только в тесной связи с формированием «народного духа».

Язык – внешнее проявление духа народа. Язык идентичен народному духу. Национальные особенности языка он рассматривает как проявление, реализацию некоего духовного начала, недоступной нашему пониманию абсолютной идеи.

С одной стороны, Гумбольдт рассматривает язык как идеальную вещь, существующую в умах и душах людей, а с другой – склоняется к пониманию языка как социального явления.

Форма существования языка – движение. Язык динамичен, активен.

Системный характер языка.

«О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития»: основная задача языкознания – изучение каждого известного языка в его внутренних связях, в его отношениях, ибо своеобразие природы целого выявляется всегда через отношение его составляющих.

«В языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого».

Знаковая теория языка.

«О сравнительном изучении языков...»: язык – одновременно и отражение, и знак. Слово – знак отдельного понятия, но для того чтобы слово стало словом, оно не просто должно быть облечено в звуковую оболочку, а должно представлять собой двоякое единство — единство звука и понятия.

Различает язык и речь. Все люди говорят как бы одним языком и в то же время у каждого человека свой язык – выдвигает тезис о необходимости изучения живой разговорной речи и речи отдельного индивида.

Внутренняя форма языка – специфический для данного языка способ объединения звукового материала и психического содержания, «духа народа».

Форма языка – совокупность всех языковых элементов как в индивидуальном их употреблении, так и в общественно закрепленном использовании языка. Под формой языка понимается весь язык в целом, включая грамматические способы выражения, фонетику и лексику.

Внешняя форма – это совокупность всего, что говорится.

Внутренняя форма – это посредник между языком и мышлением, «нечто чисто умственное».

Совершенный язык отличается полным синтезом, химическим соединением внутренней и внешней формы.

Соотношение социального и индивидуального в языке. Отмечает в языке два противоположных качества: а) каждый язык способен как бы делиться на бесконечное множество языков отдельных представителей одного и того же народа; б) все множество языков является одним целым.

Это свойство языка отражается на функционировании языка в обществе: «...Язык имеет самостоятельное бытие, и хотя действительную жизнь получает только в употреблении между людьми, но в то же время, в существе своем, он не зависит от отдельных лиц»

АНТИНОМИИ ЯЗЫКА

Наши рекомендации