Дальнейшее развитие самопознания

Современное состояние самопознания в учебных программах по экзистенциальному анализу, несмотря на позитивные отзывы участников, остается в известном смысле не удовлетворительным и требует дальнейшего развития. Главный момент критики – отсутствие проверки и систематической оценки его эффективности. До сих пор еще не производился систематический сбор и оценка устных и письменных результатов и их предъявление обучающей команде для совместной рефлексии. Следовало бы ввести регулируемый контроль над качеством самопознания в форме критической “обратной связи” для тренеров, а также расширить эмпирические исследования воздействия самопознания как учебного курса на личность проходящего обучение и те его способности, которые требуются профессией психотерапевта.

Остается не решенным вопрос о критической рефлексии методов самопознания. Разумеется, в общих чертах известно, с помощью каких психологических средств оно осуществляется (интроспекция, внешняя оценка, эмпатия, выражение мнения, рефлексия и т.д.), однако серьезная теоретическая рефлексия либо эмпирические исследования по этой проблеме отсутствуют. Поэтому разного рода неясностей в отношении методических средств, способах их применения, видах сочетания между собой и пр., еще предостаточно.

Несмотря на то, что феноменологический метод занимает в экзистенциальном анализе центральное место, до сих пор не прояснено соотношение между тремя подходами в самопознании – феноменологическим, основанным на теории и диалектическим. Следовало бы разработать критерии применения каждого из этих методов и установить различия в характере их воздействия на личность обучающегося. Пока же выбор предоставлен только интуиции и опыту преподавателя.

Не существует окончательной ясности и по поводу того, отличается ли принципиально самопознание от терапии, и в чем состоит это различие. Сам этот вопрос возвращает нас к дискуссии о понятии терапии (и в связи с этим парадигмы заболевания), что лишь осложняет дело. Является ли самопознание на самом деле психотерапией, если будущие специалисты ведут беседы с терапевтом, получая образование, а не вследствие переживаемого ими страдания? Или же его цель – процесс познания на метауровне, смысл которого в том, чтобы собрать опыт о себе самом, сделать его осознанным, оценить его и т.д.? И делается это, главным образом, с педагогической интенцией – обеспечить дальнейшее автономное развитие и созревание личности, при котором, конечно, могут иметь место сугубо терапевтические задачи (проработка травм или изменение стереотипов поведения).

Чем бы ни завершилась дискуссия, самопознание остается вызовом, который ставит больше вопросов перед теми, кто проводит обучение, чем перед теми, кто его проходит.

Перевод c немецкого: О.Ларченко

Научная редакция: В.Шумский

ЛИТЕРАТУРА

Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью. МПЖ,, №1(28), 2001, с. 5-23.

Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен. МПЖ, № 2 (33), 2002a, с.34-58.

Лэнгле А. Стоит ли полагаться на свои чувства? Педология / Новый век, № 3 (12), 2002b, с.5-12.

Blankenburg W. (1971). Verlust der naturlichen Selbstverstandlichkeit. Ein Beitrag zur Psychopathologie symptomarmer Schizophrenien [Потеряестественнoгосамопонимания. O психопатологии малопрогредиентной шизофрении]. Enke, Stuttgart.

Blankenburg W. (1979). Phanomenologische Epoche und Psychopathologie [Феноменологическое epoche ипсихопатология]. In: Sprondel W, Grathoff R.(Hrsg) Alfried Schutz und die Idee des Alltags in den Sozoalwissenschaften [АльфредШютциидеяповседневностивсоциальныхнауках]. Enke, Stuttgart 125-129.

Buber М. (1973). DasdialogischePrinzip [Диалогический принцип]. Schneider, Heidelberg. Bulletin der GLE (1991) 8/2:3-4.

Condrau G. (1989). Daseinanalyse. Philosophisch-antropologische Grundlagen Die Bedeutung der Sprache. [Дазайнанализ. Философско-антропологичекие основы. Значение языка]. Huber, Bern.

Curriculum zur logotherapeutisch qalifizierten Fachkraft. [Куррикулум специалистов с логотерапевтической квалификацией]. Suddeutsche Institut fur Logotherapie GmbH [Южнонемецкий Институт логотерапии], Geschwister Scholl-Platz 8, Furstenfeldbruck.

Drexsler H. (1992). Erfahrungen mit existenzanalytischen Selbstrerfahrungsgruppen. [Опыт групп экзистенциально аналитического самопознания]. Bulletin der GLE 9/1:7-11.

Espinosa N. (1992). Selbsterfahrung als “Erfahrung”. [Самопознание как “познание”]. Bulletin der GLE 9/3:10-11.

Firus Ch. (1992). Die Notwendigkeit von Selbsterfahrung. [Необходимость самопознания]. Bulletin der GLE 9/2:7-8.

Frankl V.E. (1959). Grundri? der Existenzanalyse und Logotherapie. [Обзор экзистенциально анализа и логотерапии]. In :Frankl VE, v Gebasattel VE, Schultz JH (Hrsg) Handbuch der Neurosenlehre. [Справочник по теории неврозов и психотерапии], Bd III. Urban & Schwarzenberg, Munchen, 663-736.

Frankl V.E. (1979). Der unbewu?te Gott. Psychotherapie und Religion. [Бессознательный Бог. Психотерапия и религия]. Kosel, Munchen.

Frankl V.E. (1982a). ArztlicheSeelsorge. [Врачебная забота о душе. В русском переводе: “Доктор и душа”].Grundlagen der Logotherapie und Religion. [Основы логотерапии и религия]. Deuticke, Wien.

Frankl V.E. (1982b). Der Wille zum Sinn. Ausgewahlte Vortrage uber Logotherapie. [Воля к смыслу. Избранные доклады о логотерапии. В русском переводе “Человек в поисках смысла”]. Huber, Bern.

Frankl V.E. (1983). Theorie und Therapie der Neurosen. [Теория и терапия неврозов]. Rheinhardt, Munchen.

Frankl V.E. (1984). Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie. [Страдающий человек. Антропологические основы психотерапии]. Huber, Bern.

Frankl V.E. (1985). Das Leiden am sinnlosen Leben. [Страдание от жизни, лишенной смысла]. Herder, Freiburg.

Frankl V.E. (1987). Logotherapie und Existenzanalyse. Texte aus funf Jahrzehnten. [Логотерапия и экзистенциальный анализ. Тексты пяти десятилетий]. Piper, Munchen.

Heidegger M. (1979). Sein und Zeit. [Бытие и время]. Nimeyer, Tubingen.

Jaspers K. (1952). Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit. [Разум и контрразум в наше время]. Piper, Munchen.

Jaspers K. (1974). Existenzphilosophie. [Экзистенциальная философия]. De Gruyter, Berlin.

Jaspers K. (1984). Chiffren der Transzendenz. [Шифры трансценденции]. Piper, Munchen.

Kierkegaard S. (1950). Entweder-Oder. [Или-или]. Teil II. In: Hirsch E. et al (Hrsg) Gesammelte Werke. Diederich, Dusseldorf.

Kolbe Ch. (1992). Selbsterfahrung aus existenzanalytischer Sicht. [Самопознание c экзистенциальнo-аналитической точки зрения]. Bull. der GLE 9/3:111-12.

Kriz J. (1992). Zum Stellenwert von Selbsterfahrung und Eigentherapie fur Therapeuten aus der Sicht der personenzentrierten Systemtherapie. [О значении самопознания и самотерапии для терапевтов с точки зрения персон-центрированной системной терапии]. Bull. der GLE 9/2:3-6.

Кurz W. (1992). Suche nach dem Sinn. Einfuhrende Bemerkungen zu einem fundamentalen Thema menschlicher Existenz. [Поиск смысла. Вводные замечания к фундаментальной теме человеческой экзистенции] In: Logotherpie und Existenzanalyse. Z. der Deutschen Gesellschaft fur Logotherapie und Existenzanalyse [Логотерапия и экзистенциальный анализ. Журн. по экзистенц. анализу и логотерапии]. e.V. 1:331.

Laireiter А.R. (1996). Selbsterfahrung in der Ausbildung in Psychotherapie – Schwerpunkt Verhaltenstherapie. [Самопознание в обучении психотерапии – поведенческая терапия]. Psychologie in der Medizin. 7/1: 3-14.

Lange А. (1994). Nicht-schulenspezifische Faktoren und die Pflicht zur Lehrtherapie. Eine kritische Auseinandersetzung. [Факторы, не обусловленные школой, и долг в отношении учебной терапии. Критика]. Psychologische Rundschau 45: 148-156.

Langle A. (Hrsg) (1988). Entscheidung zum Sein.[Решениебыть].Piper, Munch..

Langle A. (Hrsg) (1989a). Selbstbild und Weltbild. Phanomenologie und Methode der Sinnwahrnehmung. [Картина самости и взгляд на мир. Феноменология и метод восприятия смысла]. Tagungsbericht der GLE, Wien.

Langle A. (1989b). Die Bedeutung der Personlichkeit und der Selbsterfahrung des Psychotherapeuten und der Selbsterfahrung des Psychotherapeuten fur den Therapieverlauf – aus der Sicht der Existenzanalyse. [Значение личности и самопознания психотерапевта для процесса терапии с точки зрения экзистенциального анализа]. Bull. der GLE 6/1:3-5.

Langle A. (1992). Selbsterfahrung im Kontext existenzanalytischer und logotherapeutischer Ausbildung. [Самопознание в контексте экзистенциально аналитического и логотерапевтического образования]. Bull. der GLE 9/1:3-7.

Langle A. (1993). PersonaleExistenzanalyse. [Персональный экзистенциальный анализ]. In: Langle A. (Hrsg). Wertbegegnung. Phanomene und methodische Zugange. [Встреча с ценностью. Феномены и методические подходы]. Tagungsbericht der GLE, Wien, 133-160.

Lleras F. (1992). Selbsterfahrung als Vollzug von Existenzvestandnis. [Самопознание как осуществление понимания экзистенции]. Bull. der GLE 9/3:3-9.

Lleras F. (1996). Das fruhgestorte Verhalten zur eigenen Existenz. [Рано нарушенное поведение по отношению к собственной экзистенции]. Existenzanalyse 13/2:23-29.

Lukas E. (1981). Auch dein Leiden hat Sinn. Logotherapeutischer Trost in der Krise. [И твои страдания имеют смысл. Логотерапевтическое утешение в период кризиса]. Herder, Freiburg.

Lukas E. (1990). Jahresbericht Suddeutsches Institut fur Logotherapie GmbH [ЕжегодникЮжнонемецкогоИнституталоготерапии ], Furstenfeldbruck.

Lukas E. (1991). Spannendes Leben. Ein Logotherapiebuch. [Увлекательная жизнь. Книга по логотерапии]. Quintessenz, Munchen.

Lukas E. (1992). Jahresbericht Suddeutsches Institut fur Logotherapie GmbH [ЕжегодникЮжнонемецкогоИнституталоготерапии ], Furstenfeldbruck.

Lukas E. (1993a). Logotherapeutische Ausbildung und Selbsterfahrung – ein Gegensatz? [Логотерапевтическое образование и самопознание – является ли это противоречием?]. Jour.des V.-Frankl-Instit. 1/1:8-20.

Lukas E. (1993b). Geborgensein – worin? Logotherapeutische Leitlinien zur Ruckgewinnung des Urvertrauens. [Защищенность – в чем? Основные логотерапевтические пути обретения доверия]. Herder, Freiburg.

Lukas E. (1994). Jahresbericht Suddeutsches Institut fur Logotherapie GmbH [ЕжегодникЮжнонемецкогоИнституталоготерапии], Fursten-feldbruck.

Pannenberg W. (1986). Der Mensch als Person. [Человек как Person]. In: Heimann H., Gaertner H. (Hrsg). Das Verhaltnis der Psychiatrie zu ihren Nachbardisziplinen. [Соотношение психотерапии и пограничных дисциплин]. Springer, Heidelberg – Berlin – New-York – Tokyo.

Pieringer W. (1993). Zum Methodenstreit in der Psychotherapie. [К методическому спору в психотерапии] In: Langle A. (Hrsg). Wertbegegnung. Phanomene und methodische Zugange. [Встреча с ценностью. Феномены и методические подходы]. GLE, Wien,119-132.

Pieringer W. (1994). Die Methoden der Psychotherapie jenseits des Schulenstreits. […За пределом спора школ]. Psychoter. Forum 2:121-127.

Popa W. (1992). Existenzielles Bild-Erleben. [Экзистенциальное переживание картины]. Bull. der GLE 9/2:8-10.

Scheler M. (1954). Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. [Формализм в этике и материальная этика ценности]. Francke, Bern.

Scheler M. (1975). Die Stellung des Menschen im Kosmos. [Положение человека в космосе]. Francke, Bern.

Schneider C. (1992). Das Selbst – Versuch einer Begriffsentwirrung. [Самость – попытка разобраться в понятии]. Bull. der GLE 9/1:11-12.

Sedlak F. (1992). Logotherapeutische Selbsterfahrung. Befreiung zur Verantwortung. [Логотерапевтическое самопознание. Освобождение для ответственности). In: Logotherpie und Existenzanalyse. Z. der Deutschen Gesellschaft fur Logotherapie und Existenzanalyse [Логотерапияиэкзистенциальныйанализ. Журнал по экзистенциальному анализу и логотерапии]. e.V. 1:42-60.

Tellenbach H. (1987). Psychiatrie als geistige Medizin. [Психиатрия как духовная медицина]. VaW, Munchen.

Vetter H. (1989). Die phanomenologische Haltung. In: Langle A (Hrsg). Selbstbild und Weltsicht. Phanomenologie und Methode der Sinnwahrnehmung. [Картина самости и взгляд на мир. Феноменология и метод восприятия смысла]. Tagungsbericht der GLE, Wien, 14-22.

Weizsacker V. (1949). Begegnungen und Entscheidungen. [Встречи и решения]. Koehler, Stuttgart.

Wicki B. (1991). Die Existenzanalyse von Viktor E.Frankl als Beitrag zu einer antropologisch fundierten Padagogik. [Экзистенциальный анализ В.Франкла как вклад в антропологическую педагогику]. Haupt, Bern.


* Статья опубликована в журнале PSYCHOTHERAPIEFORUM (1996) 4: 194-202.

** Альфрид Лэнгле (Австрия) – доктор медицины и философии, психотерапевт, председатель международного Общества логотерапии и экзистенциального анализа в Вене (GLE), вице-президент Международной федерации психотерапии (IFP). С октября 1999 года А.Лэнгле вместе с коллегами из GLE ведет в Москве обучающую программу подготовки психотерапевтов экзистенциально-аналитического направления. В настоящее время при участии А.Лэнгле и GLE в Москве основан российско-австрийский Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии.

* Термину “Person” (не путать с понятием “personа”, что означает “внешняя роль, личина, маска”) трудно найти точный аналог в русском языке. Поэтому мы оставляем его без перевода. Согласно антропологической модели, принятой в экзистенциальном анализе и логотерапии, человек рассматривается в трех измерениях – соматическом (телесное), психическом (влечения, эмоции, черты характера и др.) и духовном. Немецкое “Person”, как и “personale”, соответствует духовному измерению человека. Более подробно об этом понятии см. Лэнгле, 2001, 2002а (Прим. ред.).

* Концепция данного вида “самопознания” более подробно описана в книгах Е.Лукас “Увлекательная жизнь” и “Защищенность – в чем?” (Lukas, 1991; 1993b).

* Начиная с 50-х годов, Франкл говорил только о “логотерапии” несмотря на то, что ранее он использовал для теории логотерапии понятие “экзистенциальный анализ”. Начиная с 60-х годов и вплоть до начала формирования GLE, он отдавал предпочтение термину “логотеория”, сравнительно с термином “экзистенциальный анализ”. Последнее понятие почти не применялось. После его возрождения Франкл снова стал говорить об “экзистенциальном анализе и логотерапии” (Прим. авт.).

* Термин “fakultatives” здесь означает возможность как таковую; возможность, пока еще не воплощенную в реальность. Будет ли эта возможность реализована, определяется свободной волей человека (Прим. ред.).

** Используя понятие “совесть”, Франкл был вначале близок именно к такому пониманию экзистенции, однако поскольку он толкует совесть как “орган смысла” (Frankl, 1984, s.15, 58), то аутентичность и способ переживания собственно Person отошли на задний план. Из-за чрезмерного подчеркивания трансценденции в понимании экзистенции, Франкл уделяет мало внимания самосоотнесению, о чем критически пишут Ф.Ллерас и Ч.Фирус (Lleras, 1992, s.3; Firus, 1992) (Прим. авт.).

* Обучение не передает “содержания веры”, а побуждает к лучшему видению, пониманию, оценке и более глубокому познанию собственной экзистенции – для того, чтобы стать “экспертом” экзистенциального образа жизни (Прим. авт.).


Наши рекомендации