Дальнейшее развитие России

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

Постановка и практическое решение задачи удвоения ВВП, поставленной Президентом РФ, сделали актуальной выработку общегосударственной программы социально-экономического развития страны.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что задача удвоения ВВП требует в первую очередь целенаправленной перестройки важнейших макроэкономических и структурных пропорций российской экономики. И потому так остро ставится вопрос о переходе от сырьевого роста к инновационному типу развития.

Еще один крупный вопрос касается использования преимуществ экономической интеграции с соседними государствами. По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, при развитии экономической интеграции России со странами СНГ среднегодовой темп роста ВВП России может быть выше на 30%. Стремление к межгосударственной интеграции имеется, однако существующее ее качество не удовлетворяет ни Россию, ни ее партнеров по взаимной кооперации. Здесь требуется план развития экономической интеграции России со странами СНГ на основе именно инноваций, высоких технологий и наукоемкой продукции.

Одним из основных факторов для повышения темпов экономического роста является приток инвестиций в страну, причем технологических и промышленных, прямо направленных на увеличение основного капитала промышленных предприятий и комплексов.

В современных условиях в качестве основного механизма повышения инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут функционировать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать.

Государственная система банков развития призвана компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма перелива капитала. Она должна выполнять задачу привлечения инвестиций в приоритетные направления экономического роста, а также обеспечивать поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики.

Для повышения инвестиционной активности и экономического роста нужно также осуществить следующие меры по ликвидации «узких мест» в системе государственного регулирования денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого необходимо отказаться от политики количественного регулирования денежной массы и прейти к регулированию ставки рефинансирования. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы.

Во-вторых, следует прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы.

Необходимо сократить наличную составляющую денежной массы. Это будет содействовать повышению эффективности денежного обращения.

В результате осуществления вышеизложенных мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги в целях поддержания максимальной экономической активности и кредитования экономического роста. Сочетание государственного контроля над эмиссией денег и целевого регулирования денежных потоков обеспечит удержание инфляции и процентных ставок на низком уровне, нормализацию платежного оборота, оздоровление финансового положения производственных предприятий [10, с. 45-46].

Одновременно необходимо кардинально повысить эффективность системы государственных расходов. Требуется отказ от профицита бюджета. Накопленные средства должны быть направлены на поддержку перспективных инвестиционных проектов, расшивающих «узкие места» российской экономики.

Существенное увеличение бюджетных расходов должно сопровождаться эффективной антиинфляционной политикой, пресекающей неизбежные попытки монополистов перераспределить в свою пользу прирост конечного спроса. Она должна включать: кардинальное ужесточение контроля над ценообразованием в естественных монополиях; борьбу с картельными сговорами; расширение доступа предприятий к кредитным ресурсам; стимулирование НТП и роста производства товаров конечного спроса; расширение системы гарантирования банковских вкладов.

Вывод

Таким образом, мы изучили динамику важнейших показателей в различные периоды развития национального хозяйства постсоветской России. За эти годы в экономике наблюдались самые разные тенденции. Существовали как периоды оживления, вызванные такими факторами как верно выбранная стратегия правительства, благоприятная ситуация на мировом рынке и т.п.; так и периоды спада, когда существовавшие прежде факторы роста были исчерпаны, а новые - еще не найдены.

Однако если посмотреть на весь этот период в шестнадцать с лишним лет в целом, можно заметить, как мне кажется, общую тенденцию подъема экономики, ее движения в нужном направлении. Россия смогла преодолеть все, даже самые глубокие кризисы, вывести большинство показателей на траекторию роста.

Тем не менее, существует еще множество проблем, препятствующих более активному развитию экономики. Это и необходимость структурной перестройки, и расширения внешних связей и т.д.

На данном этапе очень важно правильно выбрать приоритеты будущего движения, разработать эффективную политику, которая направит развитие России в нужное русло и будет способствовать дальнейшему росту и процветанию страны.

Наши рекомендации