Русской литературы рубежа Х1Х-ХХ вв
Проблема периодизации литературного процесса
1. Литература 1890-х - начала 1900-х гг.: вызревание новых тенденций в политической, культурной, литературной жизни России. От декадентства к символизму. Новые имена в прозе и поэзии: М.Горький, Ив.Бунин, А.И.Куприн, В.Вересаев. Кристаллизация символистских творческих концепций: Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, Вяч. Иванов др. Первые выступления в печати А.Белого, А.Блока. Трансформация образа Вечной Женственности. Неоромантические тенденции в культуре: разлад мечты и реальности, поляризация образности, идеи индивидуализма и соборности в художественной практике писателей, мифологическое и мистериальное в поэзии, прозе, драматургии.
.2. Литература 1904 - начало 1910 гг. Время “катастроф” в русской жизни и надежд на возможность осуществления если не рая земного, то установления более справедливого порядка жизни. Время развития, укрепления и осознания завершения “кружковой” жизни символизма при упрочении характерных стилевых черт в прозе и поэзии не только символистов. Усиление пушкинского крыла символизма, выход из него акмеизма. Возникновение эго- и кубофутуризма. Проза Горького этого периода. Проза реалистов. Проза писателей “модернистского” направления. Тип героя в прозе. Лирический герой в поэзии. Идея жизнестроительства в творчестве символистов и футуристов - и пролетарской литературе.
3. Литература начала 1910-х - 1917 гг. Зависимость происходящего в русской жизни и литературе. Высочайший подъем во всех материальных сферах и “критическая” инерция, некая амнезия по отношению к жизни у интеллигенции. Проза И.Шмелева, Б.Зайцева, М. Арцибашева, А.М.Ремизова, Н.Гумилева.
Восток и Запад в прозе и поэзии от начала до конца эпохи.
Человек - Герой - Артист - Лицедей в понимании искусства рубежного времени.
Легион и Соборность в литературе рубежного времени.
Поляризация писательских позиций в отношении к Первой мировой войне. 1914 г. - граница в жизни России до войны и революции - и после них. Этот период не заканчивается в 1917 г. Лишь начало 1920-х указывает на вызревание новых художественных тенденций.
М.Горький (А.М.Пешков) (1868-1936)
Жизненная школа, литературное образование. Ф.Ницше в формировании стиля писателя. Неоромантическое в стиле раннего Горького: конфликт Любви и Свободы, Любви и Смерти, конфликт мещанского и Человеческого. Герой в произведениях Горького: альтруистическое и индивидуалистическое. Особенности композиции в романтических и реалистических рассказах. “Жизнестроительность” в прозе Горького. Роль диалога с Ф.Ницше. Художественный синтез в произведениях. Внутрилитературный синтез (проза, поэзия, поэма).
Периодизация дореволюционного творчества Горького.
Христианский миф в масштабной прозе от “Фомы Гордеева” к роману “Трое”, роману “Мать” и “Исповедь”: ответы на животрепещущие вопросы времени, полемика с Толстым и Достоевским.
Драматургия Горького до Октября. “Мещане”, “На дне”, “Дачники”, “Дети солнца”, “Варвары”. Особенности построения. Ремарка как произведение в произведении. Конфликт “жизненный” и философский. Афористичность речевых характеристик. Драма Чехова и Горького, Л.Андреева и Горького.
Место Горького-драматурга в театральной жизни начала ХХ в.
Горький - сатирик в “Русских сказках”, в повестях “Окуровского цикла”.
Зиждительный пафос рассказов цикла “По Руси” и “Сказок об Италии”.
Особенности стиля автобиографических произведений.
Критика и публицистика дореволюционного Горького. Критика и литературоведение о творчестве М.Горького.
И.А.Бунин (1870-1953)
Происхождение и образование в первых поэтических опытах. Роль художественных открытий А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета в формировании почерка поэта. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Сюжет и деталь в поэзии и прозе. Роль Л.Толстого, А.П.Чехова в становлении Бунина-художника. Участие в деятельности издательств идейно различных направлений. Черты стиля эпохи в творчестве. Пушкинская премия (1901). Избрание почетным членом Академии наук (1909).
Проблематика и стиль в рассказах и повестях. “Все о любви”. Судьба русского человека, России и судьбы человечества и мирозданья. Микрокосм и макрокосм русской жизни: любовь - распря, дом - сиротство. Генетическое родство дворянства и крестьянства. Проблема Восток - Запад в судьбе русского человека, в судьбе человечества, в судьбе России. Проблема веры и любви и человеческого “самозванства”. Божественный промысел и дьявольское искушение. Путь русского художника в автобиографическом романе. Мотивировка фамилии главного героя. Реалистическое и символическое. Поэтическое и импрессионистическое в прозе. Описание бунта в “Деревне”, “летописание” революционных событий в “Окаянных днях”. Литературоведение и критика о творчестве Бунина.
Л.Н.Андреев (1871 - 1919)
Путь в литературу. Университет и занятия живописью. Роль философских штудий в формировании Андреева прозаика и драматурга. Школа А.Шопенгауэра и Ф.Ницше в размышлениях писателя о судьбе человека и человечества. Роль Ф.М.Достоевского в идейно-художественных исканиях. Горький и Андреев.
Периодизация творчества Л.Андреева.
Черты стиля эпохи в творчестве. Роль христианской символики, ветхозаветных притч, православного календаря, стилизации житийного канона, летописного слога. Символика имени и фамилии в сюжете повести “Жизнь Василия Фивейского” Апокалиптичность изображаемого времени. Трагическая предопределенность судеб героев. Деталь, сюжет, символ в художественном тексте. Стилизация живописного в прозе. Гойя и Андреев. ”Красный смех”. Особенности формирования образа мира и героя. Андреев и немецкие экспрессионисты. Черты экспрессионизма в произведениях. Человек и его предназначение. Человек как самоценное и самодостаточное явление в мире. Рок и человек. Дом и человек. Бунт и человек. Реализм и мера абстрагирования в стиле писателя.
Драма Л.Андреева. “Письма о театре” и художественная практика. Чеховское в “новой драме”. Ибсен и Метерлинк как учителя Андреева. Художественный синтез в драме “Жизнь Человека”. Роль цветового, музыкального, пластического в разрешении философского конфликта. Многоаспектность решения жизненных проблем в драматических произведениях с различными жанровыми доминантами. (“Дни нашей жизни” - “Анатема”, др.).
Литературоведение и критика о творческом наследии писателя.
А.И.Куприн (1870 - 1938)
Военное образование, путь в литературу, первые прозаические публикации. Куприн как рассказчик, как мастер сюжетосложения.
“Зерно сюжета”, лейтмотивы, сюжет в повести “Молох”, “Олеся”, “Поединок”, “Гамбринус”, “Штабс-капитан Рыбников”, “Суламифь”, “Гранатовый браслет”, др. Вариации социально-нравственного конфликта: цивилизация и нравственность, Природа и цивилизация, материальный комфорт и духовная полнота жизни. Принцип “зеркального отражения” при создании системы персонажей. Традиции Л.Толстого в решении ряда философских проблем. Куприн и Горький.
Периодизация творчества Куприна.
Черты стиля эпохи в прозе. Миф и сказка в содержании повестей, их заглавиях. Стилизация книг Ветхого завета в содержании “Суламифи”. Музыка, песня, молитва в содержании рассказов и повестей. Символическое в реалистическом творчестве Куприна. Реалистическое и натуралистическое. Природа, естество, животное начало в человеке. Повесть “Яма”. Смысл заглавия. Автобиографическая проза послеоктябрьского периода: проблематика и стиль.
Литературоведение и критика о творчестве писателя.
А.С.Серафимович (Попов) (1863 - 1949)
Детство на Дону и знакомство с русской классикой как источники индивидуального стиля писателя. Впечатления архангельской ссылки в литературных сюжетах. Серафимович как писатель пейзажист. Символическое, притча в содержании рассказов и повестей. Маленький человек наедине со своей неподъемной бедой. Социально-нравственный конфликт и его художественное решение в прозе. Символическое в названии повести “Пески”. Функция безымянности главных героев.
Периодизация творчества писателя.
Черты стиля эпохи в рассказах, повестях, романе “Город в степи”. Диалог эпиграфа с сюжетом романа. Натуралистическое и символическое в содержании романа. Приемы концентрации содержания. Портрет и пейзаж.
Литературоведение и критика о творчестве Серафимовича.
А.Н.Толстой (1883 - 1945)
Детство на Волге, раннее знакомство с русской классикой как начальное литературное образование. Поэтический дебют. Книга стихов “Лирика”. Искания символизма в первой стихотворной книге. “За синими реками”. “Сорочьи сказки” как продолжение размышлений над фольклором, мифом, обрядом. Первая прозаическая книга “Повести и рассказы”. Роль переименований произведений при переиздании. Традиции русской классики в повестях. Стилизация и пародия в “Мишуке Налымове” и “Приключениях Растегина”. Быт и уклад русской жизни в содержании произведений. Тема оскудевающего дворянства в повестях, трансформированных в пьесы.
Черты стиля эпохи в дооктябрьском творчестве А.Толстого.
Литературоведение и критика об А.Н.Толстом.
А.М.Ремизов (1877 -1957)
Московская купеческая среда и формирование личности художника. Работа над книгой “История хлопчатобумажной промышленности в России”. Увлечения политикой. “Революционная” деятельность в Пензе.
Вологодский период жизни и творчества. Повесть “Неуемный бубен”, рассказ “Чертик”. Строй русской речи в сказе, песне и его стилизация в произведениях Ремизова. Роман “Пруд”.
Черты стиля эпохи в прозе писателя. Книга “Посолонь”. Фольклорное как содержание лирической прозы. Миф, апокриф, притча, средневековая мистерия, сон как элементы художественного мира писателя. “Крестовые сестры”. Рефрен как способ концентрации ассоциативно привлекаемого содержания. “Плетение словес” в стиле Ремизова. Деталь и символ в повести. Особенности портретирования древнерусского слова в “Слове о погибели Русской Земли”.
Периодизация творчества писателя. Устное слово допетровской Руси в послеоктябрьском творчестве Ремизова. Книга преданий, апокрифов “Лимонарь, сиречь: Луг духовный”. Книга воспоминаний “Иверень”, воспоминания “Подстриженными глазами”. Устный рассказ в стиле воспоминаний. Сказки “Докука и балагурье”, книга “Звенигород окликанный”. Роль Ремизова в литературе рубежа веков, в развитии литературы 20-30-х гг.
Литературоведение и критика о творчестве А.М.Ремизова.
Б.К.Зайцев(1881 - 1972)
Литературное ученичество у Тургенева и Чехова. Поиск собственного пути в 900-е гг. Стиль рассказа “Волки”. Деталь и сюжет в произведении. Поэтическое и импрессионистическое в новеллистике. Пьеса “Усадьба Ланиных” в театре Вахтангова. Московский литературный кружок, книгоиздательство писателей в Москве в литературной судьбе Б.Зайцева. Дружба и творческий диалог с И.А.Буниным. Черты стиля эпохи в названии и содержании романа “Голубая звезда”. Символическое в фамилии главного героя и его портрете.
Периодизация творчества писателя. Проблема жанра “Преподобного Сергия Радонежского”. История России, русского человека, православной веры через призму Россия - Запад. Стиль художественных биографий Чехова, Л.Андреева, Ив. Бунина. Своеобразие перевода “Ада” Данте. Традиции русской литературы в творческом почерке писателя и “свой голос”. Литературоведение и критика о творчестве Зайцева.
И.С.Шмелев (1873 - 1950)
Путь И. Шмелева в литературу. Годы учебы. Москва, Замоскворечье, духовный и культурный быт русского купечества в его художественных произведениях. Проблематика и стиль первых публикаций. “У мельницы”. “На скалах Валаама.”. Возвращение к Валааму в эмигрантском творчестве (“Старый Валаам”). Впечатления жизни в уездных городах Московской и Владимирской губерний и отражение этих впечатлений в творчестве. “Гражданин Уклейкин”, “В норе”, “Под небом”. Знакомство с Горьким. Публикации в издательстве “Знание”. Повесть “Человек из ресторана”. Смысл заглавия. Конфликт. Слог. Сюжет и деталь в сборниках “Карусель”, “Суровые дни”, “Лик сокрытый”.
Периодизация творчества И.Шмелева. “Неупиваемая чаша” в творчестве писателя. Портрет, икона, дневник, летопись, православный календарь в содержании повести. Черты стиля эпохи в “Неупиваемой чаше”, в романе “Лето Господне”, “Богомолье”. Поэтизация быта и уклада. Способы художественного обобщения в повести “Солнце мертвых”. Эпическое и лирическое в творчестве. Традиции русской классики в творчестве писателя и его место в истории русской литературы.
В.В.Вересаев(Смидович)(1867 -1945)
Семейное воспитание и образование. Первые стихотворные опыты. Универститетское образование. Профессия врача в становлении гражданской и нравственной позиции писателя. Судьбы интеллигенции в повестях и рассказах писателя. “Без дороги”, “Поветрие”, “На повороте”. Дневник и внутренний монолог в раскрытии пути героя. Наука и жизнь о судьбе человека. “Лизар”. Диалог с Горьким (“Два конца” - “Супруги Орловы”). Документ и художественная правда в “Записках врача”. Проблематика и особенности композиции. Идейно-нравственное содержание. Полифонизм книги. Роль повествователя. Участие в русско-японской войне. Особенности стиля в “Рассказах о войне”. Традиции Л.Толстого в произведениях данной проблематики. Роль Толстого в формировании Вересаева-писателя и гражданина. Размышления о судьбе художника и роли искусства в произведениях разных жанров. “На эстраде”, “Состязание”, “Легенда”.
Активное участие в культурной жизни Советской России. Писательская деятельность после Октября. Автобиографические произведения о детстве и юности. Романы “В тупике”, “Сестры”, “Невыдуманные рассказы о прошлом”. Художественные биографии Пушкина, Гоголя, Толстого. Литературоведение и критика о творчестве писателя.