Vii. творческие задания для самостоятельной

РАБОТЫ

Прежде чем выбрать творческое задание, внимательно прочтите эти пояснения.

Картина мира, в нашем случае, культурологическая, – это система представлений о культурной реальности, её устройстве, типа объектов и их взаимосвязях. В ней есть универсальная, скорее, абстрактная часть, свойственная всему человечеству, и личностная, присущая только вам. Как вы «рисуете» свою картину мира? Схема проста:

Vii. творческие задания для самостоятельной - student2.ru Vii. творческие задания для самостоятельной - student2.ru Vii. творческие задания для самостоятельной - student2.ru

Vii. творческие задания для самостоятельной - student2.ru

Vii. творческие задания для самостоятельной - student2.ru

Vii. творческие задания для самостоятельной - student2.ru Vii. творческие задания для самостоятельной - student2.ru

[Где: Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

Реальность – (от позднелат. realis - действительный) – нечто, существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.

Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Картина мира – в отличие от мировоззрениясовокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Карл Ясперс (1883-1969) – немецкий философ, психиатр, один из крупных теоретиков философии истории, основной представитель религиозного немецкого экзистенциализма). Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую. Говорят также о физической, биологической, философской картинах мира].

Ошибок здесь быть не может, поэтому и бояться их нечего. Все картины «одинаково законны» и также одинаково исторически относительны, изменчивы, взаимодополняемы, зависят от средств и уровня моделирования культурной реальности. Однако они должны быть аргументированы, доказательны, основаны на знании. Объяснения же на уровне: «Я так вижу, потому что так вижу или хочу видеть» не работают. Согласитесь, это все равно, что менеджер пытается продать товар по цене, которая экономически не обоснована, а назначена только потому, что так захотелось.

Последнее соображение, скорее, предположение, которое не бесспорно. Существуют два выражения «как бы» и «на самом деле», которые с одной стороны, справедливо считают словесным хламом, словами-паразитами, с другой, – вот здесь и начинается предположение (моё – Аксёнова О.В.).

Люди, часто употребляющие «на самом деле», склонны расставлять все точки над «i», описывать реальность истинными, по их мнению, конечными высказываниями. Они, как правило, знают или думают, что знают, чего хотят, реально смотрят на мир, уверены, если что-то не ясно, то вполне с помощью здравого смысла, формул, книг и др. можно всё и всегда выяснить.

Приверженцы «как бы» строят свои соображения на неопределённости, даже неуверенности, существование реальности для них вовсе не бесспорно. То есть модель, культурологическая картина мира и реальность переплетены и опираются на позицию: «Я как ты не могу ни утверждать, ни отрицать об этом, как бы, мире». Иными словами, таким людям комфортнее мыслить такими понятиями как «возможные миры» и «виртуальная реальность».

Возможен и третий вариант: помесь «на самом деле» и «как бы».

Итак, возможны любые варианты и формы ответов, но они будут подлинны лишь тогда, когда несут в себе личный смысл. Успехов вам!

1. Представьте себе и изобразите (сделайте) культурологическую «картину мира» сегодняшнего дня. Как это должно выглядеть? Вариантов множество. Если вы хорошо (и не очень – ведь необязательно все прорисовывать, можно обойтись и схематичными изображениями) рисуете, то изобразите на бумаге всё, что считаете нужным, не забывая при этом, ЧТО является ПРЕДМЕТОМ, ОБЪЕКТОМ и спецификой культурологии. То же самое можно показать с помощью коллажа. Если же вам ближе музыкальное восприятие мира, то вполне возможно «изобразить» всё это с помощью различных музыкальных тем и ваших комментариев к ним на МР-3. Если вам не чужды литературные искания, то напишите рецензию, сценарий т.д. на книгу (по согласованию с преподавателем), которую вы считаете заметным явлением в области культуры. То же самое можно сделать, посмотрев спектакль, выставку, музей и др. Не исключается и видеокамера. Возможно, ваш объектив запечатлит такое, что мэтры кинематографа будут отдыхать. А ещё существует танец, мимика, жест и многое другое, с помощью чего вы можете реализовать свои идеи в предложенном задании. Не стоит зарывать талант в землю. Он есть у всех вас, только вы иногда и не подозреваете об этом.

Так что нужно делать?

Правильно! Дерзать.

Вышеперечисленные формы изображения «картин мира» не конечны. Другие, вами найденные варианты и способы приветствуются.

2. Нарисуйте, напишите, снимите и т.д. (см. пункт 1) ту общую модель развития культуры в стране, которую вы считаете оптимальной. Если таковой не видите, то придумайте её.

3. Выберите любую сферу культурной деятельности человека в современной России наиболее вам интересную. Проанализируйте её и внесите, на ваш взгляд, дополнения, изменения. Исходя из собственных корректив, нарисуйте перспективы её развития.

4. Вы отдаёте предпочтение какому-либо архитектурному стилю или нескольким. В соответствии со своими вкусами «постройте» – нарисуйте дом для себя. Опишите использованные стили, их историческое развитие. Обоснуйте свой выбор.

5. Выберите наиболее любопытный для вас жанр живописи любой эпохи. Для этого придется сходить в музей или, в крайнем случае, поискать в Интернете на соответствующих сайтах. Внимательно изучите картину, обратите внимание на название, данное автором, после этого смело становитесь соавтором, то есть: измените название картины в соответствии с реалиями сегодняшнего дня или измените что-то в самой картине в соответствии с этими реалиями, сохраняя старое название. Для последнего можно попытаться условно скопировать картину и внести свои поправки. Задействовать компьютерную графику. Для подтверждения собственного творческого потенциала стоит взять несколько полотен. То же самое можно проделать со скульптурами, но для этого нужно уметь обращаться хотя бы с пластилином. Подсказка: купите «Независимую газету», но только любой четверговый выпуск и всё поймёте.

6. СМИ… Ну очень сложная тема. С одной стороны, куда же мы без них, с другой-… всё остальное, в основном, в негативе. Ну зачем, к примеру, знать, что не «ваша киска обожает "Вискас"», когда вы предпочитаете собак, а дверь, по прозвищу «зверь» вам нужна так же как и памперсы. Но верна также и старая, как мир, установка: реклама – двигатель торговли.

Далее… Как известно, культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество способствует этому процессу.

Исходя из вышеизложенного, ваша задача состоит в том, чтобы создать в любом материализованном варианте (см. пункт 1) такую схему работы СМИ на выбор (газета, радио, телевидение и др.), которая способствовала бы формированию личности как творца и носителя ценностей культуры. Назовём это задание «Зияющие высоты». Как вы думаете, почему?

Как видите вариантов самовыразиться – масса. Но вы можете предложить и свои, только не забывайте о том, что полное самовыражение возможно только при изучении основных понятий, терминов, идей дисциплины.

Наши рекомендации