Творческие задания на восприятие музыки

«Рисую музыку».

Необходимо прослушать любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности.

Это могут быть произведения западных классиков: Вивальди «Времена года»

К. Сен-Сане «Карнавал животных»

Русских и советских классиков: Н.А. Римский-Корсаков

П.И. Чайковский

Д. Б. Кабалевский

С.С. Прокофьев

И. Мусоргский

Проанализировать с детьми, каким был характер музыки в начале, менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение - так же, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?

Затем предложить ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Ребенок рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция - это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные флейты.

«Определи форму».

Музыкальной формой называется строение, конструкция, соотношение частей внутри музыкального произведения. Основной принцип построения лю­бой музыкальной пьесы или крупного сочинения - повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут повторяться мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведений. Чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушаться в исполняемую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.

Одночастную форму произведения можно изобразить графически –

Если произведение содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме. Графически это может выглядеть следующим образом:

Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале - относим это произведение к трехчастной форме:

Необходимо прослушать с детьми какое-либо произведение и определить, какая из трех схем соответствует этой форме?

«Подбери инструмент».

Исполнить с детьми любую знакомую песенку, положить перед ними несколько музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку и т.д. Предложить украсить песню, сопроводив каждый куплет звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру и содержанию куплета.

«Нарисуй песню».

Попросить передать содержание любимой песни при помощи рисунка, предварительно выяснив, почему она больше всего нравится?

«Какую линию выбрать».

Педагог' предлагает ребенку чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные, под медленную и спокойную мелодию; прямые, изогнутые - под решительную; прерывистые -под легкую, отрывистую звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Музыка для игрушки».

Перед ребенком разложены имеющиеся у него игрушки /тигренок, ежик, кошка, кукла, собака и ..../

Педагог включает грамзапись /можно исполнить на ф-но/. Ориентируясь на характер звучания /нежный, медленный или быстрый, стремительный/, ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.

Исполнительство

Пение.

ПЕСЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА И

МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.

«В школу»

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Закрепить умение детей различать долгие и короткие звуки; отмечать

длительности движением руки. Точно интонировать мелодию.

«Бубенчики».

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Учить различать высокий, средний, низкий звук в пределах квинты. Чисто интонировать, попевая мелодию, на основе мажорного трезвучия. Равивать ладотональный слух. Учить находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего и т.д.

«Цирковые собачки».

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Закреплять умения детей слышать постепенное движение мелодии вверх и вниз. Петь, чисто интонируя, сопровождая пение движением руки вверх, вниз. Учить точно, попадать на первый звук.

«Музыкальное эхо».

Муз. М. Андреевой

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вниз и чистой

кварты вверх, с музыкальным сопровождением и без него.

«Вальс».

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Вырабатывать у детей кантиленность в пении, способствовать развитию дыхания и музыкального слуха. Добиваться легкости звучания, развивать подвижность языка, используя работу со слогом «ля».

«Горошина».

Муз. В. Карасевой

Цель: Продолжать учить детей различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии. Учить петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер песни.

«Дроздок».

Муз. Д. Левкодимова

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании постепенного движения мелодии вниз. Слышать повторяющиеся звуки. Петь не очень скоро, естественным звуком.

«Лиса по лесу ходила».

Муз. Т. Попатенко

Цель: Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на русскую народную

прибаутку. Упражнять в чистом пропевании 6.2 и ч.5.

«Украл котик клубочек».

Муз.р.н.м.

Цель: Учить правильно, произносить гласные о, у, а, петь легко, без крика. Уп­ражнять в чистом интонировании б.З вниз, 6.2 и м.2 вниз, ч.4 вверх. (Песенные упражнения см. «Учите детей петь» для 6-7 лет).

«Пой чисто».

1. Исполнение песен, разучиваемых на занятиях на слог: «ля», «ду - ду». «тили - тили».

2. Исполнение песен по цепочке.

3. Пение по рядам /элемент соревнования/.

4. Пение знакомых песен, транспонируя мелодию на полтона выше, ниже.

Наши рекомендации