Вопрос 11. Сущность глобального индивидуализма. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблема развития современной научной картины мира
Принцип глобального (универсального) эволюционизма: неживое, живое и социальное являются узловыми звеньями эволюции материи на пути от низшего к высшему.
Глобальная эволюция относится ко всей природе. Локальная эволюция - это необратимые качественные изменения в рамках конкретного уровня организации материи. Особенность эволюционных процессов связана с появлением принципиально новых, уникальных структур. Причем каждая из них по сравнению с предыдущей имеет более совершенную организацию. Локальные эволюции есть фрагменты эволюции глобальной, универсальной, мировой. Существование подобного типа эволюционных процессов не только убедительно доказано, но в ряде случаев и теоретически оформлено. Огромный вклад в это внесли как естественные, так и социогуманитарные науки.
1. Усилиями наук исторического цикла, а также философского осмысления истории показано, что в социуме явно просматривается закономерная линия развития от примитивных первобытно-общинных систем до нынешних, высших форм организации человеческой жизнедеятельности. Такой взгляд присущ и формационному, и стадийно-цивилизационному подходу к интерпретации истории. В истории встречается масса попятных движений, социальных кругов, но «крот истории» (К. Маркс) упорно делает свое дело. Одни страны вступили в стадию постиндустриального развития, другие на пути к ней. Что впереди - покажет время.
2. Нет никаких сомнений в том, что направленные эволюционные процессы свойственны биологической форме организации материи. Одна из первых попыток создания эволюционной теории в биологии принадлежит Ж. Ламарку. Но подлинное торжество эволюционных идей в биологии связано с именем Ч. Дарвина. Он впервые создал на научной основе целостную концепцию эволюции органической природы, раскрыл механизмы и движущие силы возникновения на базе примитивных форм живого развитых биологических систем (борьба за существование, естественный отбор, выживание наиболее приспособленных). Некоторые «белые пятна» здесь имелись. Их впоследствии ликвидировала генетика. Укреплению эволюционных взглядов в биологии способствовали работы В.И. Вернадского и др.
3. Неоценимый вклад в создание новых локальных эволюционных теорий внесли космология и астрофизика:
а) теория раздувающейся Вселенной объяснила появление первых элементарных частиц в момент Большого взрыва (точка отсчета образования Вселенной), который произошел приблизительно 15-20 млрд лет тому назад. В течение 0,01 с из т.н. точки «сингулярности», невероятно плотной, горячей праматерии возникли все базовые элементарные частицы;
б) теория расширяющейся Вселенной обосновала разновекторное разбегание возникших частиц и образование в процессе их остывания и конденсации атомов, молекул и т.д.;
в) современная космология попыталась связать начальную и конечные точки глобальной эволюции - Большой взрыв и появление человека.
4. Наличие концепции космической, биологической и социальной эволюции еще не позволяет создать целостную теорию глобальной эволюции. До недавнего времени на «стреле истории» имелось много логических разрывов. Преодоление указанных трудностей стало возможным после создания во второй половине ХХ века общей теории систем (Л. Берталанфи и др.) и особенно, синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин и др.). Предмет синергетики - самоорганизующиеся системы. Синергетика показала, как из этого хаоса, беспорядка в результате диалектического взаимодействия необходимости и случайности появляется новый порядок, причем более высокого уровня.
Можно констатировать, что современная наука обладает необходимыми данными для обоснования универсального характера эволюционных процессов. Глобальную эволюцию в свете современной науки можно представить как переход от простых механических систем к сложным самоорганизующимся, а от них к саморазвивающимся, человекоразмерным. И в переходных ситуациях, и при развитии материи в пределах одного уровня ее организации решающее значение имеют кооперативные, синергийные эффекты.
Глобальный эволюционизм позволяет выработать новую обобщенную научную картину мира. В истории человеческой культуры синтетический образ мироздания постоянно менялся. На заре цивилизации он создавался с помощью мифологии. В Средние века решающую роль играла религия. В Новое время доминировал взгляд на мир как на механическую систему. После возникновения новых фундаментальных наук картина мира претерпевала существенные изменения, нередко радикальные. Появление специальной и общей теории относительности породило релятивистский образ мироздания, квантовой физики - квантово-релятивистский. Однако при всех модернизациях картины мира в ней отсутствовал научно обоснованный, историко-временной стержень.
Глобальный эволюционизм коренным образом изменил ситуацию. Он дал возможность:
· дополнить статический образ мира динамическим, взглянуть на Вселенную как самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему;
· представить динамику мира как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний выбирается наиболее перспективное;
· включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира;
· установить существование единой прогрессивной линии развития от исходной точки сингулярности до возникновения жизни на Земле;
· показать, что настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
· привлечь при поиске генетических истоков человека не только данные биологии (биогенез) и социологии (социогенез), но и современной космологии и астрофизики, рассматривать вид Homo Sapiens как закономерный результат космической эволюции (космогенез).
Глобальный эволюционизм - это не просто базовый принцип построения современной научной картины мира. Он создает особое умонастроение эпохи, порождает чувство восхищения мудростью природы. И тем самым призывает относиться к ней с особой бережливостью и осторожностью, уважать за кропотливую и филигранную работу.