Понятие и показатели качества продукции
Качество, его связи с деятельностью по стандартизации, сертификации и метрологии
Понятие и показатели качества продукции
Проблема обеспечения качества является очень важной для любого промышленного предприятия. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции путем разработки и осуществления системы управления качеством продукции.
Обеспечение качества предусматривает разработку стандартов качества, распределения ответственности за качество и контроль качества работ.
Качество— это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой». Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».
Известный японский ученый Каору Исикава под качеством понимал свойство, реально удовлетворяющее потребителей.
Джуран Джозеф рассматривал понятие качества с двух сторон: с объективной стороны качество — пригодность для использования (соответствие назначению); с субъективной стороны — качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель Должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
ГОСТ 15467—79 трактовал качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В 1986 г. Международной организацией по стандартизации были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как целое, охватывая его полностью, и неотделимо от него. Качество продукции имеет внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты качества — это характеристики, внутренне присущие выпускаемому изделию: срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, дизайн. Внешние компоненты — соответствие изделия вкусам потребителя, конкурентоспособность.
Голландскими учеными Дж. ван Эттингером и Дж. Ситтагом была разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия — наука о способах измерения и квантификации показателей качества.
Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. ван Эттингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество — величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.
Известно, что в современной квалиметрии было стандартизировано 13 свойств 5 групп промышленной продукции. В соответствии с данной классификацией можно выделить следующие показатели качества продукции:
1) функциональная пригодность — показатель характеризует области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления;
2) надежность — показатель, характеризующий способность продукции сохранять свои потребительские свойства. Выделяют следующие показатели надежности:
1. безотказность;
2. долговечность;
3. сохраняемость;
4. ремонтопригодность;
3) эргономичность — показатель, характеризующий продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
4) эстетичность — параметр, характеризующий информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), он моделирует внешнее восприятие продукции и отражает именно такие ее внешние свойства, которые являются для
потребителя наиболее важными. Этот показатель ранжируется по степени значимости для конкретного вида продукции;
5) технологичность — показатель, характеризующий прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции. Данная группа подразделяется на показатели:
1. технологичности в производстве;
2. технологичности при применении;
6) ресурсопотребление;
7) безопасность — показатель, обеспечивающий жизнедеятельность человека при потреблении или использовании продукта;
8) экологичность — показатель, характеризующий уровень вредных воздействий на окружающую среду при производстве продукции;
9) классификационные — показатель, характеризующий принадлежность продукции к определенному классу.
По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством). Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Создание эффективной системы качества невозможно без знания этапов формирования системного подхода к управлению качеством продукции как в отечественной практике, так и за рубежом.