Тем же, кто всегда поглощён мыслями обо Мне и всячески поклоняется Мне с безраздельной преданностью, Я Сам даю всё необходимое и сохраняю то, что у них есть. 1 страница

Глава девятая

Раджа-Гухья-Йога

Самое сокровенное знание

Текст 1

é[q>aGavaNauvac

wd& Tau Tae GauùTaMa& Pa[v+YaaMYaNaSaUYave )

jaNa& ivjaNaSaihTa& YaJjaTva Maae+YaSae_éu>aaTa( )) 1 ))

iрb-бхагавfн увfча

идаv ту те гухйатамаv / правакшйfмй анасeйаве

джufнаv виджufна-сахитаv / йадж джufтвf мокшйасе ’iубхfт

iрb-бхагавfн увfча – всемогущий Господь сказал; правакшйfми – Я открою; те – тебе; анасeйаве – свободному от зависти; идам – эту; гухйатамам – самую сокровенную; джufнам виджufна-сахитам ту – науку вместе с её осознанием (отмеченным признаками безраздельной и чистой преданности); джufтвf – зная; йат – которую; мокшйасе – ты избавишься; аiубхfт – от всего неблагоприятного (то есть вырвешься из мучительного круговорота самсары).

Шри Бхагаван сказал: О Арджуна, поскольку ты независтлив, Я поведаю тебе о самом сокровенном знании, которое несёт в себе признаки шуддха-бхакти и позволяет непосредственно осознать Меня. Это знание спасёт тебя от полного страданий мирского бытия.

Бхаванувада

Девятая глава повествует об айшварье Шри Бхагавана. Бхакты Господа стремятся знать об айшварье, ибо такое знание позволяет им с любовью служить Бхагавану. В этой главе ясно говорится о превосходстве шуддха-бхакти над другими методами духовной практики.

Пути кармы, гьяны и йоги менее совершенны, чем бхакти. Бхакти бывает двух видов: прадхани-бхута и кевала. О них говорилось в седьмой и восьмой главах. Из этих двух видов наибольшим могуществом обладает кевала-бхакти, которое, в отличие от гьяны, не зависит от чистоты сердца. Это само по себе говорит о превосходстве кевала-бхакти над другими методами духовной практики. Чтобы заниматься кевала-бхакти, необходимо знать об айшварье Бхагавана, подробности которой и раскрываются здесь, в девятой главе. Средние восемь глав (с шестой по тринадцатую) являются сутью "Бхагавад-гиты" и всех ведических писаний, а девятая и десятая главы – это суть средних глав "Гиты". Сейчас, начав со слов идаv ту, и в следующих двух шлоках Шри Бхагаван прославляет тему, на которую Он собирается говорить: "Знание, позволяющее обрести спасение, о котором говорилось во второй и третьей главах, именуется сокровенным (гухьям). В седьмой и восьмой главах описывалась бхагават-таттва, знать которую необходимо любому, кто хочет прийти ко Мне. Такое знание (знание бхакти-таттвы) называют более сокровенным (гухьятара). Теперь же, в этой главе, я поведаю о гьяне, что несёт в себе признаки шуддха-бхакти и называется самым сокровенным знанием (гухьятамой)".

Здесь под словом гьяна следует подразумевать только бхакти. Оно не имеет отношения к обычной гьяне, описанной в первых шести главах. В следующем стихе под гьяной тоже подразумевается только бхакти, потому что там в качестве определения гьяны использовано слово авйайам, "вечная". Такое определение указывает на духовную природу предмета и не может применяться по отношению к гьяне, о которой говорилось раньше и которая обладает свойствами не ниргуны (гунатиты), а только благости. Точно так же в третьем стихе этой главы — аiраддадхfнfx пурушf дхармасйfсйа парантапа — слово дхарма означает только бхакти.

Здесь, в первой шлоке, слово анасeйаве указывает на то, что Бхагаван адресует Свои наставления только людям, свободным от зависти, и никому другому. Слова вигьяна-сахитам означают: "Я дам тебе наставления, с помощью которых ты непосредственно осознаешь Меня. Это избавит тебя от всего дурного в жизни, что мешает идти путём бхакти. Обладая таким знанием, ты не встретишь на своём пути препятствий".

Пракашика-вритти

В седьмой и восьмой главах Шри Кришна описал прадхани-бхута-бхакти и кевала-бхакти, а также разницу между ними. В этой главе Он объясняет, в чём превосходство кевала-бхакти. Кевала-бхакти не зависит от чистоты сердца. Бхакти-деви может милостиво войти в сердце даже самого низкого человека, одержимого всеми пороками (анартхами), и превратить его в наичистейшего, возвышенного маха-бхагавату, которого будет почитать весь мир. Бхакти-деви сама по себе очень могущественна.

Духовное знание, о котором говорилось во второй и третьей главе, помогает обрести мокшу и называется гухьей,сокровенным. Знание о бхагават-таттве, описанное в седьмой и восьмой главе, порождает бхакти и именуется гухьятарой, более сокровенным. А в этой главе Шри Бхагаван описывает науку о кевала-бхакти, и называют её гухьятамой,самой сокровенной наукой. Только обладая такой гухьятама-гьяной, человек может избавиться от неблагоприятного влияния этого мира. "Гухьятама-гьяна связана с шуддха-бхакти и потому является парама-вигьяна-майей; она дарует способность непосредственно осознать Меня". Вигьяна здесь означает глубокое постижение гьяны, связанной с Бхагаваном. Бхагаван сказал Брахме:

джufнаv парама-гухйаv ме / йад виджufна-саманвитам

сарахасйаv тад-аyгаv ча / гhхftа гадитаv майf

"Знание обо Мне едино (неделимо), абсолютно и в высшей степени сокровенно. И хотя оно едино, в нём есть четыре вечных раздела: гьяна (Моя сварупа), вигьяна (осознание Меня), рахасья (према-бхакти ко Мне) и тад-анга-прадхана (садхана-бхакти, или методы достижения Меня). Джива не способна постичь эти виды знания с помощью своего ограниченного разума. Такое возможно лишь по Моей милости. Гьяна – это Моя сварупа, а вигьяна – отношения со Мной, основанные на бхакти. Джива – Моя рахасья, а прадхана – Моя гьяна-анга (всё, что сопутствует Моей сварупе). Вечное единство и вечное различие между этими четырьмя видами знания суть проявление Моей ачинтья-шакти" (Бхаг., 2.9.31).

То же самое говорил Бхагаван и Уддхаве:

атхаитат парамаv гухйаv / ihtвато йаду-нандана

су-гопйам апи вакшйfми / тваv ме бхhтйаx сухhт сакхf

"О Яду-нандана (Уддхава), услышь же об этом самом сокровенном знании. Хотя оно очень сокровенно, Я поведаю тебе о нём, ибо ты – Мой слуга и добрый друг" (Бхаг., 11.11.49).

В "Шримад-Бхагаватам" (1.1.8) Шри Шаунака и другие риши просят Шрилу Суту Госвами раскрыть им сокровенные истины, которые он осознал:

веттхаv тваv саумйа тат сарваv

таттватас тад-ануграхfт

брeйуx снигдхасйа iишйасйа

гураво гухйам апй ута

"Учители, представители гуру-варги, открывают эти величайшие тайны только добросердечным ученикам". Так и здесь, в "Гите", Бхагаван Шри Кришна раскрывает гухьятама-гьяну Арджуне, зная, что он свободен от зависти и злобы и обладает добрым и мягким нравом. Только такого ученика истинный таттва-гья-гуру может посвятить в тайны самого сокровенного знания (гухьятама-гьяны).

Подобное наставление даётся и в "Шветашватара Упанишад" (6.22-23):

ведfнте парамаv гухйаv пурfкалпе прачодитам

нfпраifнтfйа дfтавйаv нfпутрfйа шишйfйа вf пунаx

йасйа деве парf бхактир йатхf деве татхf гурау

тасйаите катхитf хй артхfx пракfiанте махfтманаx

"Бхагавад-упасана-таттва, или наука о поклонении Бхагавану, – это суть Веданты; она в высшей степени сокровенна. В древности Шри Бхагаван, удовлетворённый поклонением Шветашватары Риши, озарил его сердце светом этой науки. Отсюда следует, что, хотя она предназначена только для шуддха-бхакт, её можно раскрыть разумному ученику или сыну, если он – бхакта Бхагавана. В науку эту нельзя посвящать никого другого, даже из любви к нему".

Все сокровенные истины, что содержатся в шрути, полностью проявляются в сердце того садхаки, того махатмы, который обладает пара-бхакти к Бхагавану и к своему Гурудеву. В связи с этим следует поразмыслить над текстами 54-58 из восемнадцатой главы "Бхагавад-гиты".

Текст 2

raJaivÛa raJaGauù& Paiv}aiMadMautaMaMa( )

Pa[TYa+aavGaMa& DaMYa| SauSau%& k-TauRMaVYaYaMa( )) 2 ))

рfджа-видйf рfджа-гухйаv / павитрам идам уттамам

пратйакшfвагамаv дхармйаv / су-сукхаv картум авйайам

идам – это (знание); рfджа-видйf – царь всего знания; рfджа-гухйам – царь всех самых сокровенных истин; уттамам павитрам – самое чистое знание; пратйакша-авагамам – (его) познают непосредственно; дхармйам – (оно) ведёт к добродетели; картум су-сукхам – (его) постижение радостно и беспрепятственно; авйайам – (оно) нетленно.

Эта гьяна – царь всего знания и величайшая из тайн. Она в высшей степени чиста, и, поскольку она дарует непосредственное осознание природы души, её величают совершенством дхармы. Путь этой гьяны исполнен радости и приносит трансцендентные, непреходящие плоды.

Бхаванувада

Это знание – царь всех наук. Существует много методов обучения и поклонения, но их раджей, царём, является только бхакти. Бхакти – величайшая из тайн. Иначе говоря, бхакти само по себе очень сокровенно. Среди множества видов знания этот вид гьяны (бхакти) вместе с вигьяной (глубоким осознанием такой гьяны) предстаёт царём всех наук, и при этом он в высшей степени сокровенен. С помощью бхакти (гьяны вместе с вигьяной) можно искупить любые грехи. Это говорит об особой чистоте бхакти. По своей очищающей силе бхакти превосходит твам-падартха-гьяну, знание о своём "я". Шрипад Мадхусудана Сарасвати говорит, что бхакти в мгновение ока может уничтожить все виды проявленных и непроявленных грехов, которые накоплены живым существом за тысячи жизней, а также оно уничтожает и саму причину греха, невежество. Вот почему очищающую силу бхакти называют самой великой. Слова пратйакша авагамам указывают на то, что можно осознать непосредственно.

В "Шримад-Бхагаватам" (11.2.42) сказано:

бхактиx пареifнубхаво вирактир

анйатра чаиша трика эка-кfлаx

прападйамfнасйа йатхfiнатаx сйус

тушnиx пушnиx кшуд-апfйо ’ну-гхfсам

"Принимая пищу, человек с каждым съеденным кусочком ощущает удовлетворение; по мере того как его желудок становится полон, человек насыщается, и, постепенно избавляясь от голода, он чувствует облегчение. При этом все три ощущения он испытывает сразу. Точно так же, занимаясь бхаджаной, посвящённой Шри Хари, человек одновременно обретает прему, осознаёт Парамешвару и утрачивает интерес к объектам чувств". Согласно этому утверждению из Песни одиннадцатой, человек осознаёт Бхагавана настолько, насколько интенсивна его бхаджана. Эта гьяна (бхакти) является дхармьям: она не противоречит правилам дхармы (то есть, не безбожна). Занимаясь только бхакти, человек может достичь совершенства в исполнении долга (дхармы), даже если он не выполняет ни одной другой религиозной обязанности. В "Шримад-Бхагаватам" (4.31.14) Деварши Нарада говорит: "Поливая корень дерева, человек насыщает водой его ствол, ветви и листья, и точно так же, поклоняясь Бхагавану Ачьюте, он естественным образом выражает почтение и всем остальным".

Слова картуv су-сукхам означают, что, в отличие от путей кармы, гьяны и прочего, на пути бхакти человеку не нужно подвергать своё тело, ум или речь слишком суровым испытаниям. Путь бхакти, состоящий из шраваны, киртаны и так далее, подразумевает лишь использование таких органов чувств, как уши и язык. Поскольку бхакти находится за пределами влияния трёх гун (ниргуна), оно, в отличие от кармы или гьяны, обладает нетленной природой.

Пракашика-вритти

В девятой главе описывается неподвластное гунам природы кевала-бхакти. Знание в виде кевала-бхакти – драгоценнейшая жемчужина видьи. В высшей степени сокровенное, оно обладает самой большой очищающей силой и может восприниматься непосредственно. Оно наделяет всем, что можно обрести на пути дхармы, дарит радость и приносит непреходящие плоды.

Здесь слово видйf означает "поклонение" (упасана), и кевала-бхакти – лучший из видов поклонения. Вот почему его называют раджа-видьей. А поскольку оно сокровенней самого сокровенного, его ещё именуют раджа-гухьей.

Павитрам идам уттамам. Такие методы покаяния, как дана (раздача милостыни), ягья (принесение жертв) и тапасья (чандраяна-врата и др.), не могут избавить человека от всех грехов. Более того, даже если человек, совершив покаяние через тапасью и брахмачарью, спасся однажды от последствий своих грехов, склонность к греху может проявиться в нём снова. Однако, как сказано в "Шримад-Бхагаватам" и других шастрах, занимаясь кевала-бхакти, человек навсегда избавляется от греха. Очищающая сила этого метода настолько велика, что все грехи искореняются просто благодаря побочным плодам кевала-бхакти. Иными словами, у человека пропадает само желание совершать грех. Такое невозможно на пути праяшчитты (покаяния), брахмачарьи или тапасьи. Это подтверждается в "Шримад-Бхагаватам" (6.1.15): кечит кевалайf бхактйf вfсудева-парfйаtfx — "Только с помощью кевала-бхакти можно с корнем вырвать все грехи". И дальше, в следующем стихе той же главы "Бхагаватам" сказано: на татхf хй агхавfн рfджан пeйета тапа-fдибхиx — "Избавиться от всех грехов можно лишь, служа истинному представителю Шри Кришны. Иного способа не существует".

В "Шри Бхакти-расамрита-синдху" первым свойством кевала-бхакти названа клеша-гхни, способность уничтожать грех (папу), семя греха (папа-биджу), невежество (авидью), пожинаемые плоды кармы (прарабдха-карму) и ещё несозревшие её плоды (апрарабдха-карму).

апрfрабдхаv-пхалаv пfпаv / кenаv бbджаv пхалонмукхам

краменаива пралbйате / вишtу-бхакти-ратfтманfм

(Падма Пурана)

Кевала-бхакти не только избавляет дживу от грубых и тонких телесных обозначений, но очищает и удовлетворяет саму атму: йайfтмf супрасbдати (Бхаг., 1.2.6). Как сказано в стихе fтмfрfмfi ча мунайо (Бхаг., 1.7.10), бхакти пленяет блаженством, которое приносит человеку служение Кришне. Это блаженство привлекает даже тех, кто стал атмарамой (удовлетворённым в себе) и аптакамой (свободным от желаний). Соприкоснувшись с бхакти, они забывают об этих своих качествах.

Пратйакша анубхава-сварeпа. Подобно тому, как голодный человек с каждым кусочком съеденной пищи одновременно чувствует всё большее удовлетворение, сытость и свободу от голода, в сердце садхака-бхакты, который пребывает ещё на уровне садхана-даши (регулируемой практики), постепенно рождается према, непосредственное восприятие Бхагавана и безразличие к чувственным удовольствиям.

бхактиx пареifнубхаво вирактир

анйатра чаиша трика эка-кfлаx

прападйамfнасйа йатхfiнатаx сйус

тушnиx пушnиx кшуд-апfйо ’ну-гхfсам

(Бхаг., 11.2.42)

Методы кармы, гьяны, йоги и прочего не способны дать садхаке такое же непосредственное осознание Истины, как на пути бхакти. В "Брахма-сутре" говорится: пракfiаi ча кармаtй абхйfсfт — "Бхакти настолько могущественна, что даёт себя почувствовать даже в самом начале пути".

Сарва-дхарма-пхала-прада. Занимаясь бхакти, человек сполна получает плоды всех видов дхармы и, кроме того, обретает бхагават-прему, что является высшей целью, провозглашаемой в Ведах, Упанишадах и других шрути. Как сказано в стихе сарва-дхармfн паритйаджйа мfм экаv iараtаv враджа (Бг., 18.66), человек, оставив все виды дхармы — варнашрама-дхарму, карму, гьяну, йогу и прочие методы, которым следуют ради удовлетворения тела и ума, — а также встав на путь кевала-бхакти, подразумевающий безраздельное поклонение Шри Кришне, легко и непринуждённо обретает плоды всех перечисленных методов. В "Шримад-Бхагаватам" (1.2.13) говорится: саvсиддхир харитошаtам — "Доставить удовольствие Господу Шри Хари есть высшее совершенство жизни". А в стихе 11.20.33 сказано: сарваv мад-бхакти-йогена мад-бхакто лабхате ’uджасf — "Занимаясь чистым преданным служением Мне, бхакта без всякого труда обретает такие благословения, как мукти, возможность жить на Сварге или в Моей духовной обители”.

Хотя различные действия, связанные с выполнением тех или иных обязанностей в рамках дхармы, не входят в практику кевала-бхакти, истинная дхарма дживы — служение гуру и прочее — всегда присутствует на этом пути. Подтверждение тому есть в шрути в таких мантрах, как fчfрйавfн пурушо веда. Такое же утверждение делает в “Шримад-Бхагаватам” (4.31.14) и Деварши Нарада:

йатхf тарор мeла-нишечанена

тhпйанти тат-скандха-бхуджопаifкхfx

прftопахfрfч ча йатхендрийftfv

татхаива сарвfрхаtам ачйутеджйf

"Поливая лишь корень дерева, мы насыщаем водой его ствол, ветви, листья и цветы, а съедая пищу, поддерживаем в теле прану (жизненный воздух) и органы чувств. Точно так же, поклоняясь лишь Бхагавану, человек выражает почтение всем остальным".

Сукха-садхья (су-сукхама). В садхане кевала-бхакти нет таких трудностей, как на пути гьяны, йоги и прочего. Кевала-бхакти приносит только радость. Поэтому его называют сукха-садхьей, то есть на стадии садхьи (обретения плодов садханы) каждое действие исполнено радости. Чтобы совершать садхану на пути бхакти, достаточно использовать такие органы чувств, как язык и уши, и с их помощью петь сладостные святые имена Кришны и слушать о Его играх; кроме того, можно предлагать Кришне листья туласи и немного воды. Махараджа Прахлада, наставляя сыновей демонов, тоже говорит: на хй ачйутаv прbtайато бахв-fйfсаx — "Не нужно больших усилий, чтобы доставить удовольствие Бхагавану Шри Кришне, Ачьюте" (Бхаг., 7.6.19).

Разъясняя эти слова Махараджи Прахлады, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: "Содержать семью в счастье и достатке намного труднее, чем удовлетворить Господа Шри Хари. В образе Антарьями Он неизменно пребывает в сердце каждого, поэтому отыскать Его совсем не трудно. Доставить Ему удовольствие можно всегда, везде и при любых обстоятельствах. Для этого достаточно служить Ему в уме (совершать манаси-севу), совершать шравану и киртану, или даже просто хотеть Ему служить. Так что путь бхакти совсем не требует тяжкого труда". Практикуя бхакти, человек начинает чувствовать радость уже на стадии садханы.

таv сукхfрfдхйам hджубхир / ананйа-iараtаир нhбхиx

"Шри Кришну легко может удовлетворить тот, кто предан Ему всей душой и бесхитростен" (Бхаг., 3.19.36). Кроме того, в "Гаутамия-тантре" говорится:

туласb-дала-мfтреtа / джаласйа чулукена вf

викhbtbте свам fтмfнаv / бхактебхйо бхакта-ватсалаx

"Бхакта-ватсала Бхагаван всецело отдаёт Себя преданному, который с любовью подносит Ему листок туласи и пригоршню воды".

Акшайа-пхала-прада (авйайам). Пути кармы, гьяны и йоги невечны. После того как человек достигает их цели, они становятся для него бесполезны и он их оставляет. Но бхакти существует и на стадии садханы, и на стадии сиддхи, ибо по самой своей природе бхакти – не только садхана, но и высшая цель, садхья. Бхакти не прекращается даже на уровне освобождения; более того, только на этом уровне оно становится чистым и совершенным. Вот почему бхакти называют вечным и неизменным.

Текст 3

Aé[ÕDaaNaa" Pauåza DaMaRSYaaSYa ParNTaPa )

APa[aPYa Maa& iNavTaRNTae Ma*TYauSa&SaarvTMaRiNa )) 3 ))

аiраддадхfнfx пурушf / дхармасйfсйа парантапа

апрfпйа мfv нивартанте / мhтйу-саvсfра-вартмани

парантапа – о покоритель врагов; пурушfx – люди; аiраддадхfнfx – лишённые веры; (в) асйа – этот; дхармасйа – путь преданного служения; апрfпйа – не достигнув; мfм – Меня; нивартанте – возвращаются; вартмани – на путь; саvсfра – материального бытия; мhтйу – и смерти.

О Парантапа, те, кто не верит в эту дхарму, в путь преданного служения Мне, никогда Меня не достигнут. Их удел – странствовать по пути материального бытия, снова и снова сталкиваясь со смертью.

Бхаванувада

Арджуна мог усомниться: "Если эта дхарма такая простая, почему люди продолжают жить мирской жизнью?" В ответ Шри Бхагаван произносит эту шлоку, что начинается словом аiраддадхfнfx. Слово асйа указывает на дхарму в форме бхакти, преданного служения. Ашраддадхана-пуруша – это люди, которые не верят в преданное служение Бхагавану.

"Превосходство бхакти над другими видами дхармы провозглашается в шастрах, но лишённые веры люди считают эти высказывания шастр преувеличением. Они отвергают бхакти-дхарму, потому что разум их по природе безбожен. Даже если, отвергнув бхакти, человек попытается достичь Меня с помощью какого-то необычайно сурового метода, он всё равно ничего не добьётся, а будет лишь скитаться по пути материального бытия и непрестанно сталкиваться со смертью".

Пракашика-вритти

Есть люди, которые, даже услышав о величии бхакти, как оно описано в этих стихах, и узнав об особенностях этого пути, всё равно считают его славу преувеличенной и не развивают веру в бхакти. Такие неверующие, люди, которые отвергают бхагавад-бхакти, вынуждены снова и снова рождаться в материальном мире. Шраддха, или вера, является основой бхакти. Только с помощью бхакти можно достичь Бхагавана, милостивого к Своим преданным (бхакта-ватсала). Это подтверждается в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 22.64): iраддхfвfн джана хайа бхакти-адхикfрb —"Только тот, кто обладает верой, достоин заниматься бхакти". Кроме того, там говорится:

брахмftlа бхрамите кона бхfгйавfн джbва

гуру-кhшtа-прасfде пfйа бхакти-латf-бbджа

"Из всех джив, что странствуют по вселенной, только самые счастливые обретают по милости Шри Гурудева семя бхакти-латы" (Ч-ч., Мадхья, 19.151).

Шри Гурудев пробуждает в сердце дживы желание служить Шри Кришне. Это желание называют кришна-сева-васаной, и благодаря ему человек обретает парамартхика-шраддху, трансцендентную веру, из которой развивается бхакти. Несчастные люди, лишённые такой веры, отвергают этот путь бхакти, хотя о нём говорится во всех шастрах. Они пытаются достичь Бхагавана с помощью других методов —благочестивых поступков, гьяны, йоги и тапасьи, —однако все их усилия пропадают даром. В "Шримад-Бхагаватам" (11.12.9) сказано:

йаv на йогена сfyкхйена / дfна-врата-тапо-’дхвараиx

вйfкхйf-свfдхйfйа-саннйfсаиx / прfпнуйfд йатнавfн апи

"Даже если человек с великим усердием занимается мистической йогой, предаётся философским размышлениям, раздаёт милостыню, хранит суровые обеты, совершает покаяние, проводит ягьи, обучает других ведическим мантрам, изучает Веды сам или живёт в отречении, он всё равно не сможет прийти ко Мне".

Помимо этого Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своём комментарии к стиху 10.87.33 из "Шримад-Бхагаватам" пишет: "Те, кто оставляет служение лотосным стопам Шри Гурудева, главного помощника на пути бхакти, и вместо этого пытается обуздать свой ум с помощью йоги и прочих методов, лелеют в сердце пустую надежду. Они низвергаются в океан мирского бытия, где их ждёт множество препятствий и бед". Об этом Верховный Господь подробно говорит и в "Бхагавад-гите" (в шлоках 3.31 и 12.20).

Текст 4

MaYaa TaTaiMad& Sav| JaGadVYa¢-MaUiTaRNaa )

MaTSQaaiNa SavR>aUTaaiNa Na cah& TaeZvviSQaTa" )) 4 ))

майf татам идаv сарваv / джагад авйакта-мeртинf

мат-стхfни сарва-бхeтfни / на чfхаv тешв авастхитаx

идам – этот; сарвам – весь; джагат – проявленный материальный мир; татам – пронизан; майf – Мной; авйакта-мeртинf – в Моём непроявленном (для чувств) образе; сарва-бхeтани – все живые существа; мат-стхfни – пребывают во Мне; ча – а; ахам – Я; на авастхитаx – не пребываю; тешу – в них.

Недоступный материальным чувствам, Я пронизываю всю эту вселенную. Все живые существа и составляющие материи пребывают во Мне, но Я в них не нахожусь.

Бхаванувада

Верховный Господь говорит: "Только те бхакты, что служат Мне в настроении дасьи, стремятся знать о Моём могуществе". Желая поведать о нём, Бхагаван произносит этот и следующие шесть стихов. "Я – источник этого мира, и Я пронизываю его в Моей сварупе (форме), которая недоступна восприятию чувств. Так все движущиеся и неподвижные существа пребывают во Мне —изначальной причине всего сущего, Абсолютной Личности. Но, поскольку Я не соприкасаюсь с материальным миром, Меня нет в сотворённых существах. Я обладаю иной природой, нежели глина, которая есть во всём, что из неё изготовлено (например, в глиняных горшках)".

Пракашика-вритти

Паринама. Если в молоко добавить кислоту, оно превратится в творог. Это называется паринамой, преобразованием. В данном случае паринамой является творог – продукт, получающийся при свёртывании молока.

Виварта. Когда один предмет принимают за другой, это называется вивартой. Так, верёвку можно принять за змею, а устрицу – за серебро.

Суть наставления, которое даёт здесь Шри Кришна, такова: "Эту вселенную нельзя считать Моим преобразованием (паринамой) или иллюзией (вивартой). Я – реально существующая Абсолютная Светозарная Истина. Дживы и эта вселенная тоже существуют реально. Они – преобразование (паринама) Моей энергии (шакти). Вечные по природе дживы рождены из Моей татастха-шакти, а материальный мир – из бахиранга-шакти. Хотя материальный мир реален, он существует лишь некоторое время и потом разрушается. Поскольку дживы и материальная вселенная являются преобразованием Моей энергии, которая неотлична от Меня Самого, они одновременно и едины со Мной, и отличны от Меня. Эта истина непостижима (ачинтья); осознать её можно только с помощью шастр, а не обыденного разума. Когда мы сталкиваемся с одновременным единством и отличием, отличие выступает на первый план. Вот почему Я называю Себя обладающей сознанием Абсолютной Личностью, которая отличается и от джив, и от материальной вселенной".

Текст 5

Na c MaTSQaaiNa >aUTaaiNa PaXYa Mae YaaeGaMaEìrMa( )

>aUTa>a*à c >aUTaSQaae MaMaaTMaa >aUTa>aavNa" )) 5 ))

на ча мат-стхfни бхeтfни / паiйа ме йогам аиiварам

бхeта-бхhн на ча бхeта-стхо / мамfтмf бхeта-бхfванаx

ча – и; бхeтfни – живые существа и материальные стихии; на – не; мат-стхfни – расположены во Мне; паiйа – узри; ме – Моё; йогам – мистическое; аиiварам – совершенство; мама – Моё; fтмf – "я"; бхeта-бхhт – опора; бхeта-бхfванаx – и хранитель всех живых существ и материальных стихий; ча – тем не менее; на бхeта-стхаx – Меня нет в этих существах и стихиях.

Наши рекомендации