Проработка вопроса

При процессинге общих областей вопросы и темы используются несколько по-другому, чем при работе с конкретными проблемами.

Когда мы занимаемся конкретной проблемой, использование вопросов и техник в основном сходящееся, сужающееся. Мы работаем над тем, чтобы найти подход к проблеме, выяснить, в чем же дело, как это устроено, какая структура проблемы, для чего она полезна, и так далее. Наша задача в том, чтобы привести именно эту проблему в более оптимальное состояние. Если всплывают другие проблемы, можно их просто игнорировать.

Когда мы работаем над общими областями, мы не имеем в виду какой-то конкретной проблемы. Нам может подойти что угодно из того, что мы обнаружим. Это расходящаяся, расширяющаяся деятельность. Можно использовать вопрос по общей теме просто как введение, чтобы попросить клиента выдать что-то, над чем мы потом сможем поработать. Тогда мы справляемся со всплывшей проблемой любыми подходящими для нее техниками. А затем мы возвращаемся к исходному вопросу и смотрим, можно ли из него извлечь еще какие-то проблемы.

Исходным вопросом может быть, например: "О чем тебе не хотелось бы говорить?". Сейчас у меня есть клиентка, с которой я работаю уже больше 10 сеансов, основываясь на одном этом вопросе. И это не потому что ей было так уж трудно говорить. Когда я в первый раз сформулировал этот вопрос, я имел в виду те проблемы, о которых люди могут стесняться говорить. Но для этой клиентки этот вопрос привел к всевозможным другим вещам. Он привел к темам, насчет которых она подавлена, к её отношениям с родителями, к темам, которые она откладывает на потом, темам, о которых она ничего не знает, и многому другому. Мы тогда использовали повторное переживание происшествий, объединение противоположностей, переосмысление и другие техники для проработки этих областей.

Так что я просто задаю вариант исходного вопроса в начале сеанса, когда ясно, что у клиента нет ничего более неотложного. Это может проходить так:

Ф: "Может быть, есть что-то, о чем тебе не хотелось бы говорить?"

К: "Политика"

Ф: "А почему?"

К: "Ну, я о ней ничего не знаю"

Ф: "Ага, так ты не разговариваешь о том, чего не знаешь?"

К: (смеется) "Ну, я просто не знаю про парламент, выборы и так далее. Меня это смущает."

Ф: "А ты не собираешься это выяснить?"

К: "Ну, я не настолько интересуюсь этим, чтобы пойти в библиотеку и выяснить"

Ф: "О, так ты просто смущаешься, когда люди спрашивают об этом?"

К: (смеется) "Э, я не хочу смущаться. Но я просто ничего не знаю об этом."

Ф: "А ты не можешь спросить?"

К: (думает) "Хм, я не думала об этом. Наверное я просто могу честно сказать, что я ничего не знаю."

Ф: "И тогда люди, может быть, тебе расскажут."

К: "Конечно, конечно, я никогда раньше этого не замечала. Да, в таком случае это не проблема, я просто могу спросить."

Это было простое переосмысление. Но клиент вполне может обобщить его и применить ко всем темам, о которых он раньше не говорил, потому что не разбирался в них. Он может просто честно говорить, что он не знает, и задавать вопросы.

Если вы теперь спросите:

"Может быть, есть что-то еще, о чем тебе не хотелось бы говорить?"

Наверное, всплывет что-то еще. Может быть, для этого потребуется более глубокая техника, а может и нет.

Исходный вопрос—это возможность получить материал. Незачем тратить его зря, используя только один раз. Мы вполне можем с таким же успехом использовать его полностью. То есть мы получаем что-то, проясняем его, и затем мы возвращаемся к первоначальному вопросу, получаем новый материал, проясняем его, и так далее.

Вы можете немного разнообразить вопрос, чтобы получить все нюансы. Например, вышеприведенный вопрос можно еще сформулировать следующим образом:

"О чем ты не можешь разговаривать?"

"О чем ты не говоришь другим?"

"Может быть, есть что-то, что тебе не нравится говорить другим?"

"Может быть, есть что-то, о чем ты стесняешься разговаривать?"

"Может быть, есть что-то, о чем ты не должен разговаривать?"

Еще вы можете обращаться с каждым вариантом как с отдельным процессом. Но обычно лучше просто получить все нюансы одного основного типа вопроса и прояснить их всех вместе. В любом случае важны не слова, а тема и типы активизируемых проблем.

В конечном итоге у клиента будет общее озарение насчет темы, на которую направлен вопрос. Клиенту приятно замечать, что целая тема аккуратно прояснена. Это само по себе подкрепляет и стимулирует его.

Наши рекомендации