Тема 2 Генезис философии, структура философского знания, жанровое своеобразие философского дискурса
ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЛОСОФИИ
Методические указания
для студентов дневного обучения всех направлений вуза
Новокузнецк
УДК 1я7
П 784
Рецензент:
Кандидат философских наук, профессор,
заведующий кафедрой социальной работы,
педагогики и психологии
Соколова В.Ф.
П 78 Планы семинарских занятий по философии: Метод указ./ Сост.: С.В. Ковыршина; под ред. Л.Б.Подгорных: СибГИУ.- Новокузнецк, 2013. – 42 с.
Изложены планы семинарских занятий по философии, темы докладов, методические рекомендации для создания презентаций, обновленный список литературы.
Предназначены для студентов дневного обучения всех направлений вуза.
Содержание
Введение………………………………………………………………….4
1 Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» (бакалавриат)……………………………………………………………..6
2 Рекомендуемые учебники, учебные пособия, хрестоматии, словари по философии…………………………………………………………….7
3 Учебно – тематический план семинаров на III семестр……………..9
4 Планы учебных занятий…………………………………………… 10
4.1 Занятие 1 ………………………………………………………….. 10
4.2 Занятие 2 тема 1 Мировоззренческая сущность философии…….10
4.3 Занятие 3 тема 2 Генезис философии, структура философского знания, жанровое своеобразие философского дискурса…………… 12
4.4 Занятие 4 тема 3 Исторические типы философствования……… 13
4.5 Занятие 5 тема 3 Исторические типы философствования………. 13
4.6 Занятие 6 Контрольная точка………………………………………16
4.7 занятие 7 тема 4 Проблемы философской онтологии……………16
4.8 занятие 8 тема 5 Бытие человека как философская проблема… 19
4.9 занятие 9 тема 6 Личность. Свобода. Ответственность…………. 20
4.10 занятие 10 Контрольная точка……………………………………23
4.11 занятие 11 тема 7 Философские проблемы познания………….. 24
4.12 занятие 12 тема 8 Проблемное поле философии науки…………26
4.13 занятие 13 тема 9 Проблемное поле философии техники………28
4.14 занятие 14 тема 10 Общество: сущность, структура, генезис…..30
4.15 занятие 15 тема 11 Проблемы философии истории……………..33
4.16 занятие 16 тема 12 Философское осмысление глобальных проблем современности………………………………………………...35
5 Рекомендации по созданию презентации…………………………...37
Введение
Предлагаемое методическое издание «Планы семинарских занятий по философии» предназначено для студентов 2 курса дневного отделения всех направлений вуза. В нем представлены планы семинарских занятий, обновленный список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям.
В процессе изучения дисциплины «Философия» студент должен овладеть следующими компетенциями:
общекультурная:
· владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
· уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
· быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
· уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
· использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
· быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
· быть готовым к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, толерантность к другой культуре, нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК-11);
профессиональная:
· быть способным использовать количественные и качественные методы в решении задач учебного процесса (ПК-5);
· уметь обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные философские и научные проблемы (ПК-9);
· обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы доклада, сообщения, научного исследования (ПК-10);
· представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-12).
Каждая тема семинарского занятия, в том числе водное и контрольные точки, предлагает разные формы освоения материала: беседы, дискуссии, деловые игры, case – study (анализ конкретных, практических ситуаций), проведение круглого стола. Предложенные формы, представляющие собой интерактивные методы обучения, позволяют активизировать творческий потенциал студентов.
Планы семинаров составлены с опорой на лекционный курс, дополняя и развивая проблемы, обозначенные преподавателем на лекции.
Данное пособие можно применять как при подготовке к семинарским занятиям, так и во время аудиторной работы.
1 Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
(бакалавриат)
Дидактические единицы
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рационачьности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
2 Рекомендуемые учебники, учебные пособия, хрестоматии, словари по философии:
1. Борисова Е.М. Философия [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Е.М. Борисова, Н.И. Джохадзе // Электронный читальный зал - Библиотех : электронно-библиотечная система. – М., [200-]. – .М. : ЕАОИ, 2011. – 414 с.
2. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс] : курс лекций. Аудиокнига MP3 / В.Э. Вечканов. – Электронные данные. – М. : КноРус, 2010. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM)
3. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях : учебное пособие для вузов / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб. : Питер, 2010. – 303 с. : ил. – (Учебное пособие).
4. История философии : учебник для вузов / под ред. А.С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 650 с. – (Учебник для вузов).
5. История философии : учебник для вузов / А.В. Белов, Г.В. Драч, В.Н. Дубровин [и др.] ; под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 7-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 731 с. – (Высшее образование).
6. Канке В.А. Современная философия : учебник / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2011. – 329 с. – (Университетский учебник).
7. Кармин А.С. Философия : учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 558 с. : ил. – (Учебник для вузов).
8. Липский Б.И. Философия : учебник для вузов / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М. : Юрайт, 2011. – 495 с. – (Основы наук)
9. Никитич Л.А. История и философия науки [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Л.А. Никитич. – Электронные данные. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM). – (Учебная литература для высшего и среднего профессионального образования).
10. Подольская Е.А. Философия. Кредитно-модульный курс / Е.А. Подольская. – М. : Дашков и К, 2010. – 380 с. : ил.
11. Рабочая тетрадь по философии : уч. пособие / Сост. Т.Л. Готьятова, С.В. Ковыршина, Л.Б. Подгорных СибГИУ. – Новокузнецк, 2013. – 191 с.
12. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс) : учебник для вузов / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – 2-е изд. – М. : Дашков и К , 2010. – 431 с.
13. Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях : учебное пособие для вузов / В.А. Светлов. – СПб. : Питер, 2010. – 248 с. : ил. – (Учебное пособие).
14. Философия : учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь [и др.] ; под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 735 с. – (Золотой фонд российских учебников).
15. Философия : учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. Ч. 1 : Учебник / Ф.Д. Демидов, К.Х. Делокаров, О.А. Митрошенков [и др.] ; под ред. Ф.Д. Демидова ; Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 431 с. : ил. – (Учебники Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации-бакалавриат).
16. Философия науки : учебное пособие для вузов / А.М. Старостин, В.И. Стрюковский, В.К. Белолипецкий [и др.] ; под ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. – М. : Дашков и К , 2010. – 367 с.
17. Хрусталев Ю.М. Философия : учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. – М. : Академия, 2011. – 320 с. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат.
3 Учебно – тематический план семинаров по философии на III семестр
Неделя | Тема | Часы /интеракт. |
Вводное занятие | 1/1 | |
Мировоззренческая сущность философии и проблема её самоопределения | ||
Генезис философии, структура философского знания, жанровое своеобразие философского дискурса | ||
Исторические типы философствования | 1/1 | |
Исторические типы философствования | 1/1 | |
КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА | ||
Проблемы философской онтологии | 1/1 | |
Бытие человека как философская проблема | 1/1 | |
Личность. Свобода. Ответственность. | 1/1 | |
КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА | ||
Философские проблемы познания | 1/1 | |
Проблемное поле философии науки | ||
Проблемное поле философии техники | ||
Общество: сущность, структура, генезис | 1/1 | |
Проблемы философии истории | 1/1 | |
Философское осмысление глобальных проблем современности | 1/1 | |
17-18 | Презентации по теме: «Философские проблемы профессиональной деятельности» |
Планы семинарских занятий
Вводное занятие
Цель:1) уяснение студентами основных требований к изучению философии;
2) знакомство с основными методами и приемами изучения философии, с источниковой и учебно – методической базой;
3) формирование основ философской культуры будущих специалистов.
Дискуссия: Кто такой философ?
Игра: Древо Вселенной
Литература:
1. Планы семинарских занятий по философии: Метод указ./ Сост.: С.В. Ковыршина; под ред. Л.Б.Подгорных: СибГИУ.- Новокузнецк, 2013.
2. Рабочая тетрадь по философии : уч. пособие / Сост. Т.Л. Готьятова, С.В. Ковыршина, Л.Б. Подгорных СибГИУ. – Новокузнецк, 2013. – 191с.
4.2 Тема 1 Мировоззренческая сущность философии и проблема её самоопределения
Цель: 1) формирование мировоззренческой культуры будущих специалистов;
2) раскрытие содержания основных философских и мировоззренческих проблем;
3) достижение участниками семинара понимания сущности и границ философии как основы мировоззрения
План:
1. Феномен мировоззрения в обществе. Структура мировоззрения и его исторические типы.
2. Мировоззрение и философия.
3. Проблема единого определения философии и границ философского знания.
Ключевые понятия: мировоззрение, мироощущение, миропонимание, жизненные цели и идеалы, убеждения, синкретизм, сциентизм, тоталитаризм, технократизм, миф, вера, знание, субъективная реальность, объективная реальность, ценности, идеология, философствование, рефлексия.
Доклады:
1. Роль мифологии в современном мире.
2. Особенности религиозного типа мировоззрения на современном этапе.
3. Философское мировоззрение в системе духовного и практического освоения мира.
4. Научное мировоззрение: особенности возникновения и связь с картиной мира.
Вопросы для обсуждения:
1. Как проявляется философско - мировоззренческая ориентация исследователя?
2. В чем находят свое воплощение обыденные и обывательские взгляды на философию?
Литература:
1. Александров В.И. Миросозерцание и миропонимание в структуре мировоззрения // Философия и общество. – 2011. - № 2. – С. 138 – 155.
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – 623 с.
3. Канке В.А. Современная философия : учебник / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2011. – С. 276 – 279.
4. Ковшов Е.М. К вопросу о научном мирвоззрении // Вестник российского философского общества. – 2009. - № 2. – с. 144 – 147.
5. Кротков Е.А. Множественность мировоззрений – территория конфликтов? // Чеовек. – 2012. - № 1. – С. 105 – 116.
6. Кувакин И.В. Философия и реальность // ВМУ. Сер. 7. Философия. – 2010. - № 4. – С. 83 – 97.
7. Липский Б.И. Философия : учебник для вузов / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М. : Юрайт, 2011. – С. 12 – 24.
8. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс) : учебник для вузов / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – 2-е изд. – М. : Дашков и К , 2010. – С. 7 – 15.
9. Философия : учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь [и др.] ; под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 13 – 34.
10. Философия : учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. Ч. 1 : Учебник / Ф.Д. Демидов, К.Х. Делокаров, О.А. Митрошенков [и др.] ; под ред. Ф.Д. Демидова ; Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М. : ИНФРА-М, 2010. – С. 19 – 39.
11. Чубов П.Ф. Миросозерцание. Как вырабатывать мировоззрение // Человек. – 2010. - № 6. – с. 75 – 90.
Тема 2 Генезис философии, структура философского знания, жанровое своеобразие философского дискурса
Цель:1) формирование историко – философской культуры будущих специалистов;
2) уяснение студентами истории возникновения философии, особенностей структуры философии и её основных жанровых форм.
План:
1. Многообразие концепций по проблемам возникновения и происхождения философии.
2. Структура философского знания и особенности разделов философии. Категориальный язык философии.
3. Уникальность и специфика жанров философского дискурса. Пограничные жанры.
Ключевые понятия: генезис, парафилософия, профилософия, протофилософия, греческое чудо, осевое время, категория, метафизика, диалектика, язык философии, онтология, гносеология, антропология, аксиология, социальная философия, дискурс, жанр, текст, речь, апология, афоризм, исповедь, эссе, трактат, диалог.
Доклады:
1. Особенности возникновения Западной философии.
2. Проблемы развития Восточной философии.
3. Этапы становления Отечественной философии.
Литература:
1. 20 лекций по философии: учебное пособие. - Екатер., 2002, лекция 2, «Происхождение философии». - с. 14-51.
2. Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М., 1987.- 176 с.
3. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии / Ф.Х. Кессиди, 2-е изд., испр., доп. – Спб.: Алетейя, 2003. – 260 с. – (Античная библиотека).
4. Липский Б.И. Начала философии // Философские науки. – 2010. - № 6. – С. 137 – 146.
5. Липский Б.И. Философское отношение к миру // Философские науки. – 2010. - № 7. – С. 119 - 136.
6. Липский Б.И. Философия : учебник для вузов / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М. : Юрайт, 2011. – С. 17 - 20.
7. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс) : учебник для вузов / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – 2-е изд. – М. : Дашков и К , 2010. – С. 15 – 105, 139 – 161.
8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. шк., 2001. – с. 3 – 33.
9. Философия : учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь [и др.] ; под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 35 - 82.
10. Философия : учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. Ч. 1 : Учебник / Ф.Д. Демидов, К.Х. Делокаров, О.А. Митрошенков [и др.] ; под ред. Ф.Д. Демидова ; Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М. : ИНФРА-М, 2010. – С. 39 – 51.