Билет 14. Онтологический, герменевтический, коммунологический и лингвистический повороты современной философии. Понятия коммуникации и дискурса. Особенности философского дискурса.

22.12 (лекция 14)

Прежде всего, современная философия характеризуется повышенным вниманием к бытию. В этой связи можно утверждать, что современная философия сформировалась вследствие онтологического поворота философской мысли (онтология — в данном случае, учение о бытие). Современная философия особое внимание уделяет способам достижения бытия человеком. С ее точки зрения, бытие достигается человеком отнюдь не посредством предметного знания. С точки зрения современной философии, бытие достигается в режиме понимания и интерпретации. Отношение я — ты. Бытие по отношению к человеку выступает в качестве некоторого собеседника. Бытие не вещь. В этом плане можно утверждать, что современная философия сформировалась в результате герменевтического поворота философской мысли (герменевтика — это искусство понимания и интерпретации). Анализируя основные феномены внутреннего мира, современная философия особое внимание уделяет общению и языку как стихии. В этом отношении можно говорить, что она сформировалась в результате еще двух поворотов философской мысли: поворота коммунологического (коммунология — учение о коммуникации) и поворота лингвистического (лингвистика - наука о языке). Рассматривая общение и язык как стихию в качестве элементов внутреннего мира человека, современная философия обнаруживает промежуточные звенья между ними (общением и языком) и соответствующими элементами внешнего мира. В первом случае таким посредствующим звеном является коммуникация, а во втором — дискурс.

Слово коммуникация, в данном случае, используется в том его значении, в каком оно вошло в русский язык. А в русский язык оно вошло для обозначения сниженных форм общения, приземленных, для обозначения общения в смысле простого обмена сведениями, информацией. Совершенно очевидно, что проблематика коммуникации имеет прямое отношение к проблематике единства и многообразия. Но вместе с тем, во внешний мир человека коммуникация не попадает. Дело в том, что во внешнем мире единство и многообразие — это противоположность, причем единство доминирует над многообразием. В случае же с коммуникацией, мы имеем дело с своеобразным синтезом единства и многообразия. С другой стороны, очевидно, что коммуникация имеет непосредственное отношение к проблематике общения во внутреннем мире человека. Однако, коммуникация не попадает и во внутренний мир человека. Между коммуникацией и общением во внутреннем мире существует по меньшей мере 2 основных различия: во-первых, коммуникация предполагает обмен безличными, имперсональными сведениями, а общение — это обмен личностно-окрашенными сведениями, обмен частичками души; во-вторых, в случае коммуникации, средствами обмена являются знаки, в случае общения — символы. В рем разница: в ситуации со знаком, связь между означающим и означаемым произвольна, свободна, немотивированна. Это значит, что здесь, в принципе, отсутствует отношение сходства, аналогии, подобия или смежности. Исключение — риторические знаки. В ситуации же с символом, связь между означающим и означаемым является жесткой, необходимой, эта связь мотивированна. Это означает, что присутствует отношение сходства, аналогии, подобия и смежности. Многие философы, стремясь подчеркнуть отличие общения во внутреннем мире человека от простой коммуникации, подчеркивают, что во внутреннем мире имеет место не просто общение, а глубинное общение.

Что такое дискурс? В лингвистике, дискурс в общем и целом определяется так: это упорядоченное в соответствии с определенными принципами последовательность фраз, то есть некая фразовая единственность. По сути дела, дискурс — это любой текст, взятый с точки зрения его организации. Аналогичным образом дело обстоит и в семиотике (семиотика занмается любыми знаками языка), только сам текст трактуется расширителем. Поэтому в ней речь идет о дискурсе не только обычного вербального языка, но и о дискурсе живописи, архитектуры и т. д. Но для философии дискурс значим прежде всего своей способностью учреждать и оформлять миры, в которых пребывает человек. Поэтому здесь его можно определить как языковую активность людей по конституированию мира. Это может быть мир в целом, тогда речь идет о мифологическом, религиозном или философском дискурсе, это могут быть и локальные миры, тогда можно говорить о политическом, экономическом дискурсе и т. д. Очевидно, что проблематика дискурса тесно связана с проблематикой дела слова, однако дискурс во внешний мир человека не попадает. Причина в том, что во внешнем мире дело и слово — это оппозиции, причем, в конечном счете, дело подчиняет себе слово. В дискурсе мы сталкиваемся с принципиальным единством дела и слова, их синтезом. На этом уровне дело, то есть конституирование мира — это всегда словесное дело, а слово — это всегда конституирование мира, то есть деятельность слова. Правда, во внешнем мире мы можем обнаружить предпосылки для дискурсивного синтеза дела и слова. С некоторых пор лингвисты выделяют особый класс высказываний, который они называют дефомативным (высказывание, эквивалентное действию, поступку, на которое оно указывает, и которое меняет ситуацию). Например, я клянусь. Является или не является то или иное высказывание деформативным, определяется социальным статусом произносящего. Итак, предпосылки для дискурса во внешнем мире сущестуют, но на уровне языка как слова деформативы всегда соседствуют с другими видами высказываний, а именно константивами и императивами. Императивы призывают к какому-то действию, константивы - это высказывания, которые фиксируют какую-либо ситуацию. дискур же, если к нему применяется слово-деформатив, всегда деформативен. Но дискурс не попадает и во внутренний мир человеека, потому то во внутреннем мире человека язык хаотичен, уклоняется от организации. Дискурс же всегда упорядочен. Из всех типов дискурса философию прежде всего интересует дискурс философский. Многие философы считают его универсальным. Основными элементами философского дискурса являются категории и экзистенциалы. Категории — наиболее общие понятия предметного знания. Слово экзистенциал происходит от латинского экзистенция (существование). Философы часто под экзистенцией понимают не просто существование, а так называемое подлинное существование, в рамках которого человек открывает в себе бытие. Экзистенциалы — это наиболее общие способы переживания бытия человеком. Экзистенциалы присутсвуют в философии в той мере, в которой она сближается с нравственно-эстетическим, т. е. художественном осмыслением мира.

Наши рекомендации