Тема 1. Предмет философии. Структура философского знания

Планы семинаров по философии

Тема 5. Философское понимание материи, движения, пространства и времени

1. Философское понимание материи.

2. Философское понимание движения.

3. Пространство и время. Концепции пространства и времени.

Литература

  1. Аксенов Г.П. О причине времени// Вопросы философии. – 1998. - № 1. – с.42-50.
  2. Ахундов Н.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М.: Мысль, 1982.
  3. Бутаков А.А. основные формы движения и их взаимосвязь в свете современной науки. – М.: Высшая школа, 1994.
  4. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания // Общественные науки и современность. – 2000. - № 1. – с. 90-99.
  5. Кондраков Г.В. Общая теория материи / Кондраков Г.В., Рязанова М.П. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2008. – 591с.
  6. Лолаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии. 1996. - № 1. – С. 51-56.
  7. Марков М.А. О природе материи. – М.: Наука, 1976.
  8. Перминов В.Я. Деятельностное обоснование необходимости времени// Вестник МГУ. – Сер. 7. Философия. – 2005. - № 1. –С. 41-59.
  9. Рассел Б. О восприятии времени // Логос. – 2004. – С.29-44.
  10. Терегулов В.Ш. Слово о пространстве и времени // Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 10, 11.
  11. Терегулов В.Ш. Еще раз о материи и пространстве-времени // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 4. – С.66-88.

Тема 6. Философская антропология. Проблема человека в философии

1. Темачеловека в истории философии. Понятия человек, личность, индивид. Природа и сущность человека.

2. Концепции антропосоциогенеза.

3. Смысл жизни человека, Свобода и ответственность.

Литература

1. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1980. – С.287-311.

2. Григорьян Б.Т. Человек, его положение и призвание в современном мире. – М.: Мысль, 1986. – С. 99-186.

3. Григорьян Б.Т. Человек. – М., 1997.

4. Марков В.Б. Философская антропология: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 42. – С. 92-97, 118-123, 160-168.

6. Моторина А.Е. Философская антропология: учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003.

7. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С.69-186.

9. Человек. Мыслители прошлого настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.

10. Человек. Мыслители прошло о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Республика, 1995.

11. Шведов М.Ш. Человек как незавершенная завершенность // Вопросы философии. – 2004. - № 2.

Тема 7. Проблема сознания в философии(2часа)

1. Представления о Духе и душе в истории философии. Понятие идеального.

2. Материалистическое решение проблемы сознания. Отражение и его формы.

3. Сущность и особенности сознания. Происхождение сознания.

Литература.

1. Аронов Р.А. К проблеме вездесущности сознания // Вопросы философии. – 1995. - № 3.

2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983.

3. Дубровский Д.И. О классических подходах к проблеме сознания: Актуальные аспекты // Философские науки. – 2008. - № 12. – С. 132-140.

4. Кузин А.М. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии. – 1999. - № 8. – С. 167-170.

5. Проблема сознания в современной философии. – М., 1989.

6. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. – М.: ИД «Территория будущего», 2007. 454с.

7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. - № 10.

8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. – С. 11-128.

9. Фромм Э. Душа человека. – М.: 1992.

10. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / Пер. с нем. – М.: ИД «Территория будущего», 2006. – 315с.

Требования к ответам на семинарских занятиях

В связи с все более ухудшающимся качеством знаний по философии, неумением самостоятельно мыслить, обращаю внимание на необходимость серьезного отношения к подготовке к семинарам. Для этого прошу учесть:

1. Доклад (сообщение) по вопросу семинара должно быть продолжительностью не более 7-8 минут и носить аналитический характер. Для этого необходимо выделить основные пункты рассматриваемого вопроса, раскрыть понятия и категории, связанные с темой, проанализировать основные положения вопроса и сделать выводы.

2. Чтение текста по ксерокопии учебника или распечатке из учебника категорически не допускается, прерываю немедленно с выставлением отрицательной оценки. Сплошное чтение текста другого письменного источника без соответствующего анализа проблемных вопросов, предварительной переработки материала, отсутствия выводов приводит к резкому снижению оценки.

Время проведения консультаций во втором семестре – вторник, 15 часов, ауд. № 915. В случае необходимости консультация может быть проведена по договоренности в другое время.

Планы семинаров по философии

Тема 1. Предмет философии. Структура философского знания

1. Предмет философии. Основные проблемы философии.

2. Специфика философского осмысления мира.

3. Функции философии.

Литература

1. Антонов Г.А.Философия как образ жизни // Высшее образование в России. – 2010. – №3. – С.37-45.

2. Ефремова Т.М. О предмете философии // Вестник развития науки и образования. – 2009.- № 2. – С. 46-53.

3.Лебедев С.А. Предмет и природа философского знания// Вестник МГУ. – Сер. 7. Философия. -2002. № 5. – С. 21-52.

4.Лебедев С. А.,Ильин В.В. Метафилософия // Философские науки. -2006. - № 1, 2,3.

5.Ойзерман Т.И.Основные вопросы философии // Вопросы философии. – 2005. - № 11.

6.Спиркин А.Г.Философия. – М.: Гардарики, 2002.

7.Тюгашев Е.А.Феномен философии. Рефлексия дискурса / Под ред. В.П. Фофанова. – Новосибирск: Сибирское научное изд-во, 2008- 412с.

Тема 2. Возникновение философии. Античная философия(4 часа)

Занятие 1.

  1. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии. «Осевое время».
  2. Первые греческие философские школы: милетская, элейская. Гераклит. Натурфилософия и диалектика.
  3. Античный атомизм.

Литература

  1. Алексеев П.В. История философии: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2009.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2003.
  3. Богомолов А.С. Античная философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2006.
  4. Герасимова И.А. Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры: учения о первоначалах // Эпистемология и философия науки. – 2007.- Т. XII. - № 2. – С. 192-102.
  5. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 79-86, 94-104.
  6. Краткая история философии / Под ред. В.Г. Голобокова, - М.: АСТ, 2002. – С. 88-102.
  7. Пелипенко А.А Феномен античности и становление логоцентрической картины мира // Мир психологии. – 2003. - № 4. – С.35-64.
  8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2000. - С.22-42.
  9. Флоренский П. Введение в историю античной философии // Философские науки. – 2003. - № 7,8,!0.
  10. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 2003.

Занятие 2.

1. Социально-этическая философия Сократа.

2. Объективный идеализм Платона.

3. Философия Аристотеля.

Литература

1. Аблеев С.Р. История мировой философии. – М.: АСТ, 2002.

2. Алексеев П. В.. История философии: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2009.

3. Васильев В.А. Платон о благе и добродетели. // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3. – С. 155-169.

4. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 104-133.

5. Краткая история философии / Под ред. В.Г. Голобокова. – М.: АСТ, 2002. – С. 102-137.

6. Миронова М.И. К проблеме нравственного воспитания граждан в диалоге Платона «Государство» // Вестник МГУ. – Сер 7. Философия. – 2000. - №5. – 74-80.

7. Орлов Е.В. Аристотель об основах классификации // Философские науки. – 2006. - № 2- С. 3-31.

8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова.- М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 59-147.

9. Флоренский П. Введение в историю античной философии // Философские науки. – 2004. - № 1,2,3, 4.

10. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высшая школа, 2003.

11. Яковлев А.И. Учение Платона // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4. –С.43-54.

Тема 3. Европейская философия XVII-XIX веков(4 часа)

1. Проблематика европейской философии XVII века. Учение о субстанции.

2. Проблема метода познания в философии Нового времени.

3. Французское Просвещение и французский материализм XVIII века.

Литература

1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М.: Мысль, 1984. – С.83-140.

2. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. – В 2 т. – М.: Мысль, 1972.- Т. 2.

3. Вольтер Ф.М. Философские сочинения. – М.: Наука, 1996.

4. Декарт Р. Соч. – В 2 т. – М.: Мысль, 1989. – Т. 1. _ С. 250-422.

5. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 231-241, 247-252, 255-265.

6. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. - М.: Олимп; АСТ, 1997. С. 21-292, 320-362.

7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М. Высшая школа, 1979.

8. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М,: Высшая школа, 1984. – С. 15-193.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – СПб.: Петрополис, 1994. – Т. 3. – С. 455-560.

10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие / пр. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 310-321., 344-364, 369-376, 392-405, 410-417.

Занятие 2. Немецкая классическая философия

1. Философия И. Канта.

2. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Литература

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973.

2. Быховский В. Людвиг Фейербах. – М.: Мысль, 1967.

3. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб. Питер, 2003. – С.303-313.

4. Кант и кантианцы: критический анализ одной философской традиции / Отв. ред. А.С. Богомолов. – М.: Наука, 1978. – С. 3-154.

5. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. – М.: Олимп; АСТ, 1997. – С. 373-378, 417-428.

6. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке Логики». – М.: Наука, 1984.

7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. – М.: Высшая школа, 1976. – С. 9-176, 247-526.

8. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-XIX вв. – М., 1989.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб.: Петрополис, 1994. – Т. 3. – С. 633-668.

10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2000.- С. 441-470, 494-519.

Тема 4. Современная европейская философия(2часа)

1. Философия позитивизма. Этапы развития позитивистской философии.

2. Философия и психология бессознательного. З.Фрейд, К.Г. Юнг.

3. Экзистенциализм.

Литература

1. Алексеев П.В. История философии: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2009.

2. Буржуазная философия ХХ века / Под ред. Л.И. Митрохина, Т.И. Ойзермана. – М.: Политиздат, 1974. – С.107-135, 182-256.

3. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 107-315, 182-256.

4. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход: Учебное пособие для вузов / Колесников А.С., Корнеев М.Я., Марков В.Б. и др. / Под ред. Корнеева М.Я. – СПб.: Лань, 1997.

5. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. – М.: ИПЛ, 1977. – С. 3-135.

6. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века (истоки и итоги). – М.: Академический проект, 2001.

7. Миголатьев А.А. Ведущие течения современной западной философии // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 1,№.

8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студ. высш. учебн. завед. / Под ред. С.Б. Крамского. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.703-737.

9. Современная буржуазная философия / Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. – М.: Изд-во Московск. Ун-та, 1972. – С. 511-587.

10. Шрамко Я.В. Что такое аналитическая философия? // Эпистемология и философия науки. – 2007. – Т. XI. - № 1. – С. 87-110.

Наши рекомендации