Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов.

Тестовый материал.

Тестовый материал включает стимульный и регистрационный бланки.

Инструкция:Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам отводится 15 минут. Вариант правильного ответа необходимо написать в графе регистрационного бланка с соответствующим номером. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, не тратьте много времени на один вопрос. Если Вы затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу. По окончании работы, если останется время, Вы сможете вернуться к вопросам, на которые затруднялись ответить.

Все вопросы, если они у Вас возникли, задайте сейчас. Во время выполнения теста вопросы не принимаются.

Работа начинается по команде «Начали». Через 15 минут, по команде «Стоп» требуется сразу же закончить работу и отложить ручку.

А теперь сосредоточьтесь, положите ручку справа от себя, ждите команду.

Вариант.

Опросник.

1. Какое место занимает желтый цвет в радужном спектре?

1 - первое, 2 - третье, 3 - седьмое, 4 - пятое.

2. «ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ» является противоположным по значению слову:

1 - безразличный, 2 - злой, 3 - размеренный, 4 - подвижный, 5 - грустный.

3. Какое из приведенных слов отлично от других?

1 - надежность, 2 - верность, 3 - награда, 4 - красота, 5 - разум.

4. Ответьте ДА или НЕТ: Промежуток времени между 130 лет до н.э. и 70 лет до н.э. составляет 60 лет.

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 - ощущать, 2 - переживать, 3 - чувствовать, 4 - приметить, 5 - предвкушать.

6. Слово НЕТОРОПЛИВЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 - значительный, 2 - размеренный, 3 - поспешный, 4 - лекгомысленный, 5 – нерастороп ный.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову БОЛЬНИЦА так,

как ШКОЛА к ОБУЧЕНИЮ?

1 - доктор, 2 - ученик, 3 - учреждение, 4 - лечение, 5 - больной.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp.M.G. Sharp. M.O

Filder.E.H Filder.E.H

Soberquit.B.R. Soberquist.B.R.

Woemer. O.S Woemer. O.S

Conner. M.G. Conner. M.G.

9. «ГРОЗНЫЙ» является противоположным по смыслу слову:

1 - грустный, 2 - суровый, 3 - заботливый, 4 - унылый, 5 - мягкий.

10. Продав 5 автомобилей, предприниматель получил прибыль в размере

1000 долларов с каждого автомобиля. За какую сумму была продана партия автомобилей, если закупочная цена партии составила 10000 долларов?

11. Слова ЯВЬ и ЯСТВА имеют:

1 - сходное значение, 2 – противоположное значение, 3 - ни сходное, ни противоположное значение.

12. Два пуда зерна весят 32 кг. Сколько весят 2,5 пуда?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми:

7354256 7354265

69686 69686

5296 5926

61797172 61791172

83238234 83238234

824726 824426

14. ЗВОНКИЙ» является противоположным по смыслу слову:

1 - тихий, 2 - громкий, 3 - пронзительный, 4 - глухой, 5 - резкий.

15. Какое число является наименьшим: 0,1 1/3 1/5 1/9 0,5 4/5

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова:

день сутки ночь да прочь.

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других:

Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru

1 2 3 4 5

18. Бревно надо распилить на 10 частей. Сколько распилов потребуется сделать?

19. СВЕРКАТЬ и СИЯТЬ имеют:

1 - сходное значение, 2 – противоположное значение, 3 - ни сходное ни противоположное значение.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет – П, если неправильно – Н:

шпагу нельзя идею сломать можно истребить.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют схожий смысл:

1. Не красна изба углами, а красна пирогами.

2. Запретный плод сладок.

3. Терпи горе неделю, а царствуй год.

4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

5. По одежке встречают, по уму провожают.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 90 85 86 80 75 «?»

23. Какие месяцы года, следуя друг за другом, имеют одинаковое количество дней?

24. Следует ли из первых двух высказываний третье? Ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. Сократ – гений.

2. Гений и злодейство – вещи несовместные.

3. Сократ был гениальным философом.

25. Скорость движения поезда 80 км/ч. Сколько километров пройдет поезд за 45 мин?

26. Если предположить, что два первых выражения верны, то последнее:

1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Нина старше Вити. Витя моложе Жени. Нина старше Жени.

27. Врач прописал больному 4 укола, по одному через каждые полтора часа. Сколько потребуется времени, чтобы сделать уколы?

28. ОБНАРУЖИВАТЬ, ОБНАРОДОВАТЬ. Эти слова:

1 - сходны по смыслу, 2 – противоположны по смыслу, 3 - ни схоны, ни противоположны по смыслу.

29. Какое время показано на циферблате часов?

Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru

Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru 30. Являются ли приведенные ниже высказывания одинаковыми по смыслу. Ответьте «ДА» или «НЕТ»

Все бабочки имеют крылья. Ни одна бабочка не является бескрылой.

31. Автомобиль стоимостью 3000$ был продан в полтора раза дешевле. За какую сумму был продан автомобиль?

32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась прямоугольная трапеция:

                   
    Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
      Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
        Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
  Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru     Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
 

1 2 3 4 5

33. На костюм требуется 5 1/3 метров ткани. Сколько целых костюмов можно сшить из 70 метров?

34. Значение следующих двух выражений: 1 - подобны, 2 - противоположны, 3 - ни схожи, ни противоположны.

Мерить на свой аршин. Сколько людей столько и мнений.

35. ПРЕКРАЩАТЬ, ВОЗОБНОВЛЯТЬ. Эти слова:

1 – сходны по смыслу, 2 – противоположны по смыслу, 3 - ни сходны, ни противоположны по смыслу.

36. Смысл двух русских фразеологизмов: 1 - схож, 2 - противоположен, 3 - ни схож, ни противоположен.

Без руля и без ветрил. Без царя в голове.

37. Бакалейщик купил ящик с лимонами за 240 рублей. В ящике их было 10 дюжин. Какова закупочная цена одного лимона?

38. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ, ЭКЗОТИЧЕСКИЙ. Эти слова по своему значению:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

39. Поезд движется со скоростью 75 км/ч. Какое расстояние пройдет поезд за 10 минут?

40. Один из членов последовательности не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

0,6 1/2 0,4 0,2 0,2 0,1

41. ИЗОБРАЖАЕМЫЙ, ОТОБРАЖАЕМЫЙ. Эти слова по своему значению являются:

1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными.

42. Сколько гектар составляет участок в 40 тыс. кв. м.?

43. Следующие две фразы по значению:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

Нет дыма без огня. Большое дело не бывает без потерь.

44. Мешок картошки весит 10 кг плюс еще 50% от общего веса. Сколько весит мешок картошки?

45. Завершите числовой ряд:

0,16 0,14 0,11 0,09 0,06 0,04 ?

46. В трех пакетах 100 конфет. В первом и втором пакетах вместе 65 конфет, во втором и третьем – 80 конфет. Сколько конфет в каждом пакете?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Чем дальше в лес, тем больше дров.

2. Лес рубят, щепки летят.

3. Одна голова хорошо, а две лучше.

4. Волков бояться - в лес не ходить.

5. Истина рождается в споре.

48. Значение следующих фраз:

1 - сходно, 2 - противоположно, 3 - ни сходно, ни противоположно.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Если взялся за дело, то доведи его до конца.

49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru

1 2 3 4 5

50. В печатающейся статье 12000 слов. При использовании шрифта меньшего размера на странице умещается 800 слов, большего – 600. Сколько страниц займет статья, если меньшим шрифтом напечатано 6 страниц?

Регистрационный бланк.

№ п/п Ответ № п/п Ответ
1.   26.  
2.   27.  
3.   28.  
4.   29.  
5.   30.  
6.   31.  
7.   32.  
8.   33.  
9.   34.  
10.   35.  
11.   36.  
12.   37.  
13.   38.  
14.   39.  
15.   40.  
16.   41.  
17.   42.  
18.   43.  
19.   44.  
20.   45.  
21.   46.  
22.   47.  
23.   48.  
24.   49.  
25.   50.  

Ключ.

1 – 2; 2 – 1; 3 – 3; 4 – да; 5 – 4; 6 – 3; 7 – 4; 8 – 3; 9 – 5; 10 – 15000; 11 – 3; 12 – 40; 13 – 2; 14 – 4; 15 – 0,1; 16 – Чь; 17 – 5; 18 – 9; 19 – 1; 20 – П; 21 – 1 и 5; 22 – 76; 23 – 7 и 8, 12 и 1; 24 – Нет; 25 – 60; 26 – 3; 27 – 4,5; 28 – 3; 29 – 15.55; 30 – Да; 31 – 2000; 32 – 1,2,3; 33 – 13; 34 – 1; 35 – 2; 36 – 1; 37 – 2; 38 – 3; 39 – 12,5; 40 – 0,3; 41 – 1; 42 – 4; 43 – 3; 44 – 20; 45 – 0,01; 46 – 20,45,35; 47 – 3 и 5; 48 – 1; 49 – 4; 50 – 18.

Медианные нормы теста.

Группа стандартизации, чел. Медианная норма Стандартное отклонение
Начальники отделов, лабораторий (10) 6,9
Служащие министерств и ведомств (23) 5,2
Студенты МГУ, муж. (10) 8,1
Студенты МГУ, жен. (10) 8,8
Студенты (специализация электронное оборудование и программирование) (20) 4,3
Инженеры электросвязи (140) 4,6
Школьники (6 класс) (60) -мальчики (35) -девочки (25) 6,5 9,1 4,4

Нормы для абитуриентов.

Баллы Стэны Категория профессиональной пригодности
1 – 4 IV
5 – 8
9 – 12
13 – 16 III
17 – 20
21 – 23 II
24 – 27
28 – 31 I
32 – 35
36 – 39 и выше

Вариант.

Опросник.

1. Одиннадцатый месяц года - это: 1 - октябрь, 2 - май, 3 - ноябрь, 4 - февраль.

2. «СУРОВЫЙ» является противоположным по значению слову:

1 - резкий, 2 - строгий, 3 - мягкий, 4 - жесткий, 5 - неподатливый.

3. Какое из приведенных слов отлично от других?

1 - определенный, 2 - сомнительный, 3 - уверенный, 4 - доверие, 5 - верный.

4. Ответьте ДА или НЕТ. Сокращение «н.э.» означает «новой эры»?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 - петъ, 2 - звонить. 3 - болтать, 4 - слушать, 5 - говорить.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 - незапятнанный, 2 - непристойный, 3 - неподкупный, 4 - невинный, 5 - классический.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ как ОБОНЯНИЕ к НОС?

1 - сладкий, 2 - язык, 3 - запах, 4 - зубы, 5 – чистый.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными:

Sharp M.C. Sharp M.C.

Fielder E. H. Filder E. N.

Connor M.C. Conner M.G.

Woesner O.W. Woesner O.W.

Soderquist P.E. Soderquist B.E.

9. «ЯСНЫЙ» является противоположным по смыслу слову:

1 - очевидный, 2 - явный, 3 – недвусмысленный, 4 - отчетливый, 5 - тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 - сходное значение, 2 – противоположное значение, 3 - ни сходное, ни противоположное значение.

12. Три лимона стоят 360 рублей. Сколько стоит 1,5 дюжины лимонов?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми:

5296 5296

69636 66986

834426 834426

7354256 7354256

61197172 61197172

83238234 83238324

14. «БЛИЗКИЙ» является противоположным по смыслу слову:

1 - дружеский, 2 - приятельский, 3 – чужой, 4 - родной, 5 - иной.

15. Какое число является наименьшим?

6 0,7 9 36 0,31 5

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова:

есть соль любовь жизни.

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

                   
    Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
  Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru   Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru     Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru   Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru

1 2 3 4 5

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 3 раза больше, чем второй. Сколько рыб поймал второй?

19. ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 - сходное значение, 2 – противоположное значение, 3 - ни сходное ни противоположное значение.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение.

Если оно правильно, то ответом будет - П, если неправильно – Н:

мхом обороты камень набирает заросший.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глазу.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38 «?»

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 - июне, 2 - марте, 3 - мае, 4 - ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное утверждение будет:

1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Все активные люди имеют цель в жизни.

Все активные люди занимают высокие посты.

Некоторые из тех, кто имеет цель в жизни, занимают высокие посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 сек.?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее утверждение:

1 - верно, 2 - неверно, 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2000 рублей. Сколько килограммов фарша можно купить за 800 рублей?

28. РАССТИЛАТЬ, РАСТЯНУТЬ. Эти слова:

1 - схожи по смыслу, 2 - противоположны по смыслу, 3 - ни схожи, ни противоположны по смыслу.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. В качестве ответа укажите номер линии по которой будете производить деление.

 
  Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru

       
  Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru   Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
 

Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru 2

               
  Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru   Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru   Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru   Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru

3 4 5 6

30. Предположим, что два первых утверждения верны. Тогда последнее утверждение будет:

1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша поздоровался с Дашей.

31. Телевизор стоимостью 240 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 и 1/3%. Сколько стоил телевизор во время распродажи?

 
  Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru

32. Три из 5 фигур нужно соединить так, чтобы получилась равнобедренная трапеция:

33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. УВЕЛИЧИВАТЬ, РАСШИРЯТЬ. Эти слова:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц:

1 - схож, 2 - противоположен, 3 - ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. ПРЕТЕНЗИЯ, ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ. Эти слова по своему значению:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 руб., то сколько килограмм можно было бы купить за 50 коп.?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

4 8 8 4 8 8 4 8 6

41. ОТРАЖАЕМЫЙ, ВООБРАЖАЕМЫЙ. Эти слова по смыслу являются:

1 – сходными , 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12 1/2 % случаев. Сколько раз должен выстрелить солдат, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место?

0,4 0,6 0,8 0,9 1,2 1,4

46. Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 450 долларов, К. - 350 долларов, П. - 200 долларов. Если прибыль составляет 240 долларов, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значение следующих фраз:

1 - сходно, 2 - противоположно, 3 - ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь, которыми пренебрегают.

Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru 49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

               
    Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
  Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru   Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
        Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов. - student2.ru
 

1 2 3 4 5

50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего -1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

Ключ.

1 – 3; 2 – 3; 3 – 2; 4 – Да; 5 – 4; 6 – 2; 7 – 4; 8 – 2; 9 – 5; 10 – 40; 11 – 3; 12 – 2160; 13 – 4; 14 – 3; 15 – 0,31; 16 – НИ; 17 – 4; 18 – 9; 19 – 3; 20 – П; 21 – 3 и 5; 22 – 31; 23 – 2; 24 – 1; 25 – 1500; 26 – 1; 27 – 1; 28 – 1; 29 – 5; 30 – 3; 31 – 160; 32 – 1,2,4; 33 – 18; 34 – 3; 35 – 1; 36 – 1; 37 – 480; 38 – 1; 39 – 20; 40 – 8; 41 – 3; 42 – 14; 43 – 3; 44 – 800; 45 – 1; 46 – 28; 47 – 4 и 5; 48 – 1; 49 – 3; 50 – 17.

Серия 1. Способность к обобщению и анализу информации (задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 26, 30, 34, 36, 40, 43, 45, 47, 48);

Серия 2. Пространственное мышление (задания 17, 29, 32, 49);

Серия 3. Устойчивость мыслительной деятельности - наличие или отсутствие эмоциональной деструкции (задания 10, 12, 18, 24, 25, 27, 31, 33, 37, 39, 42, 44, 46, 50);

Серия 4. Гибкость мыслительных процессов (задания 11, 19, 28, 35, 38, 41);

Серия 5. Внимание (задания 8, 13).

Интегральный показатель получается простым суммированием.

Опорные критерии для оценки уровня интеллектуального развития кандидатов.

В таблицах для разных возрастных групп приведены значения общего числа правильно выполненных заданий теста (интегральный показатель).

Наши рекомендации