Проблема познания в философии. 1. Познание как предмет философского анализа

План

1. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания.

2. Чувственное познание и его формы.

3. Сущность рациональное познания.

4. Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: проблема познания в философии: гносеология или эпистемология. Гносеологический релятивизм как один из истоков агностицизма. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании. Единство образного и знакового в чувственном отражении. Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления, эмоции.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Социально-историческая природа рационального знания, его связь с практикой. Сенсуализм и рационализм о роли чувственного и рационального познания в практической деятельности человека. Единство чувственного и рационального в познании.

Доклады и сообщения

· Сущность восприятия и его роль в процессе познания.

· Сущность представлений и воображения в познании.

· Роль эмоций в познании.

· Познание в юридической практике.

Семинарское занятие 9.2.

Научное познание. Теория истины в философии

План

1. Теория истины в философии: объективная, относительная и абсолютная истина.

2. Критерии истины.

3. Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.

4. Методы научного познания.

Доклады и сообщения

· Стремление к Абсолюту: вопрос о достижимости абсолютной истины.

· Роль относительной истины в процессе познания.

· Практика как основной критерий истины.

· Роль практики в деятельности человека и познание.

· Интуиция и ее роль в деятельности юриста.

· Заблуждение и ложь: критерии и оценки.

· Гипотеза как форма научного познания.

· Роль «включенного» и « невключенного» наблюдения в научном познании.

Основные понятия

Дедукция, догматизм, индукция, интеллектуальная интуиция, синтез, суждение, умозаключение, эмпиризм, эпистемология.

Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].

Раздел 4.

Философская антропология, аксиология и социальная философия

Тема 10. Природа человека и смысл его существования

(антропология)

Цель занятия: изучение философских концепций бытия человека, осмысление биологического и социального в человеке, рассмотрение проблемы личности в философии. На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Философские концепции бытия человека.

2. Биологическое и социальное в человеке.

3. Понятие личности. Этическая концепция И. Канта.

4. Свобода и ответственность личности.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: проблема антропогенеза человека. Понятие «видового амплуа» в философии и его роль в структуре животного мира. Проблема «утерянного звена» в эволюции человека. Современные гипотезы происхождения человека современного вида («Homosapiens). Роль языка в процессе антропосоциогенеза, в формировании сознания и предметно-практической деятельности. Нравственно-социальные запреты как фактор антропогенеза.

При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: биологическое и социальное в человеке. Бинарная природа человека. Социал-дарвинизм, расизм и фрейдизм о биологической природе человека. Марксизм о природе человека. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. Оптимистический и пессимистический взгляды на человеческую жизнь в истории социальной философии. Понятие ценности жизни и её цели. Проблема смысла жизни человека.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: Выдвижение проблемы личности – отражение возрастающего значения человеческого измерения в социальных процессах современной эпохи. Человек как родовое понятие. Индивид как конкретный человек. Личность как инициатор последовательного ряда жизненных событий. Личность в связи с категориями «воля» и «дисциплина». Сущность понятия «самозаконность» в этическом учении И. Канта.

При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: три социальных типа личности: отношения личной зависимости, личность и отношения вещной зависимости, свободная индивидуальность. Свобода и ответственность личности. Необходимость и свобода. Правовые аспекты свободы личности и их философское осмысление и обоснование.

Доклады и сообщения

· Русская философия о смысле жизни человека.

· Современная западная философия о смысле жизни человека.

· «Быть» или «иметь»: Зигмунд Фрейд о смысле жизни.

· Жизнь после жизни: духовный опыт о бессмертии человека.

· Бессмертие: иллюзия или реальность.

· Гармония и дисгармония личности.

· Теория личности в западноевропейской философии.

· Теория личности в русской философии.

· Роль личности в истории.

· Философская категория «свободы» в контексте человеческого бытия.

Основные понятия

Автономия личности, антропогенез, бихевиоризм, гармония и дисгармония, инцест, самозаконность, социогенез, племя, рефлексия, род, экзогамия, эндогамия.

Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].

Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)

Цель занятия: показать, что аксиология, являясьособым философским учением о человеке в его отношении к миру ценностей, направляет жизнь людей и определяет их судьбу. Проблемное поле аксиологии: понимают ли люди, ради чего живут, и что их ждет в будущем? Осознают ли люди всю глубину всемирно-исторического процесса?На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Аксиология как учение о ценностях.

2. Нравственные ценности.

3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

4. Религиозные ценности.

5. Представление о совершенном человеке в различных культурах

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратить внимание на осмысление ценности в повседневном бытии людей: то, что характеризуется особой, предпочитаемой людьми значимостью, овладевающей их чувствами, мыслями и намерениями. Научноепонятие ценности в ее функциональной значимости, а именно:ориентироватьповедение людей,направлятьих внимание на желанные предметы, явления, события. Многоликость ипарадоксальность ценностного мира в глазах людей. Выявить проблемуценностного выбора, природы связи между нормативными устремлениями и личностным желанием. Ограниченность научных методов постижения целостной природы ценностей.

При осмыслении второго вопроса обратить на особое место нравственности в системе ценностей человека: моральное сознание детерминирует все области человеческого бытия, критерии морали применимы в оценке ко всем проявлениям человеческой деятельности.

Раскройте сущность современных этических концепций: 1) Этика ненасилия. 2) Этика благоговения перед жизнью; 3) подлинное и неподлинное существование: бездумная шаблонная жизнь человека-робота, лишенного нравственных ориентиров.

Эстетическая деятельность. Первоначальное тесное переплетение эстетической деятельности с бытовой, обрядовой, культовой сферами (синкретизм первобытного сознания). Приобретение самостоятельной ценности эстетического восприятия в сознании цивилизованного человека по мере освоения предметного мира и осознания себя субъектом деятельности. Творчество: в широком понимании присуще любой форме человеческой деятельности – материально-производственной, организационной, политической, научной, педагогической и др. Творчество в сфере эстетики – средство достижения цели эстетической деятельности (успех). Талант – художественная одаренность, способствующая успеху в творческой деятельности, но не обеспечивающая успех: необходимость усилий, работоспособности.

Доклады и сообщения

· Представление о совершенном человеке в современной западной философии.

· Понятие ценности в русской религиозной философии.

· Жизнь как ценность.

· Ценности материальные и духовные: философский аспект.

· Роль ценностей в осмыслении культуры.

· Проблема многообразия трактовок понятия «ценность».

· Проблемы современной аксиологии.

· Философия и ценностные формы сознания.

Используемая литература:[1; 3; 6; 9; 10; 14; 16; 19; 32; 33; 40; 41; 64-84].

Тема 12. Учение об обществе (Социальная философия)

Цель занятия: выяснение понимания общественной жизни с позиции идеализма и с позиции материализма, взаимоотношения природы и общества, рассмотрение проблемы выделение человека из природной среды, раскрытие сущности экономической, духовной, политической и социальной сфер жизни общества. На основе осмысления темы происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.

Семинарское занятие – 6 часов

Семинар 12.1. Общество как предмет философского изучения

План

1. Общество как предмет философского и научного познания. Социальная философия, ее предмет и основные функции.

2. Взаимосвязь объективного и субъективного, стихийного и планомерного, необходимости и случайности в общественной жизни. Отражение этой взаимосвязи в социальной философии.

3.Понятие социального и его трактовки в различных философских и научных концепциях.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: эволюция философской мысли о взаимоотношениях природы и общества. Человек и природа в античной философии. Общество и природа в средневековой философии: принижение природы. Эпоха Возрождения о природе как источнике красоты, радости и вдохновения. Господство человека над природой в идеях социальной философии Нового времени. Задача разумного баланса в отношениях общества и природы в социальной философии XX века.

При подготовке второго вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: социально-философские концепции о роли природного в жизни общества. Специфические биологические потребности человеческого организма и социальная жизнь. Социальный дарвинизм о роли биологического в существовании социума. Марксистская концепция обиологическом и социальном в человеке. Философская антропология о биологическом и социальном в человеке.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на освещение следующих дидактических единиц: экономическая сфера и основные проявления экономической жизни общества: процесс производства, принцип распределения материальных благ, потребление как основополагающий принцип производства, отношение обмена. Способ производства и его роль в жизни общества. Производительные силы общественного производства. Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Политическая сфера жизни общества. Сущность политической власти. Идея права: право власти и власть права. Социальная справедливость как правовая ценность. Сущность государства. Идея разделения властей и институты власти. Жесткая взаимосвязь экономической и политической сфер жизни общества.

Доклады и сообщения

· Сущность прогностической функции социальной философии.

· Социальная философия в Древнем Мире

· Мыслители эпохи Возрождения об обществе.

· Мыслители Просвещения об обществе

· Роль социальных связей для формирования общественных отношений

Семинар 12.2

Наши рекомендации