I. Актуализация знаний. Устный счет. 1. Выполните сравнение, не считая.
1. Выполните сравнение, не считая.
9 + 8 … 8 + 9 9 + 9 … 9 + 7
9 + 6 … 5 + 9 4 + 9 … 9 + 5
2. В теплице росли 2 куста перца, 7 кустов помидоров и 3 куста огурцов. Сколько всего кустов овощей росло в теплице?
3. Сложите фигуру из 13 палочек. Добавьте 2 палочки так, чтобы получилось 5 равных квадратов. Найдите два решения этой задачи. | ||
4. Сложите фигуру из 17 палочек. Уберите 1 палочку так, чтобы получилось 5 равных квадратов. Сколько решенийвысможете найти? | ||
5. Kaк быстрее сосчитать сумму: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = ?
Решение.
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке составим таблицу сложения вида = 18.
Задание 1. Подсчитайте, сколько клеток в двух квадратах. (18.)
– Запишите число 18 в виде суммы одинаковых слагаемых разными способами. (9 + 9 = 18.)
– Решите задачу 2. Ане – год, Ване – полгода. Выразите их возраст в месяцах. (1 год = 12 мес., полгода – 6 мес.)
– Сколько месяцев будет каждому ребёнку через полгода? Запишите равенства (6 мес. + 6 мес. = 12 мес.; 12 мес. + 6 мес. = 18 мес.)
– Решите задачу 3. Ане исполнилось полтора года (то есть 1 год и ещё полгода). Сколько ей месяцев? (18 месяцев.)
– Сколько месяцев ей было 7 месяцев тому назад? (18 мес. – 7 мес. = = 11 мес.)
– Решите задачу 4. Ване полгода и ещё три месяца. Сколько ему месяцев? (9 месяцев.)
– Через сколько месяцев ему будет полтора года? (9 мес. + 9 мес. = = 18 мес.)
Задание 5. Запишите число 18 в виде суммы двух чисел разными способами. (9 + 9 = 18, 10 + 8 = 18, 12 + 6 = 18 и т. д.)
– Можно ли представить число 18 в виде суммы двух различных однозначных чисел? (Нельзя.)
Задание 6 (самостоятельно).
– Какие случаи сложения вы запомнили? Выполните сложение и вычитание чисел.
Задание 7. Рассмотрите схемы. Два велосипедиста едут по шоссе. Каково расстояние между ними?
9 + 9 = 18 (км) 6 + 9 = 15 (км)
15 – 8 = 7 (км) 12 – 5 = 7 (км)
(3 + 6) + 3 = 12 (км) (8 – 4) + 8 = 12 (км)
Задание 8. Запишите такие суммы из трёх чисел, чтобы получилось число 18.
2 + 4 + 12 = 18 3 + 3 + 12 = 18
1 + 5 + 12 = 18 3 + 1 + 14 = 18
0 + 6 + 12 = 18 2 + 2 + 14 = 18
– Решите задачу 9. Яичницу из полутора дюжин яиц разделили на две порции. В первой порции на 2 яйца больше, чем во второй. Сколько яиц в каждой порции?
12 + 6 = 18 (яиц) – всего.
10 + 8 = 18 (яиц).
Задание 10 (работа в парах, игра на состав чисел 12, 15 и 18).
III. Итог урока.
– Какие однозначные числа надо сложить, чтобы получить 18?
Урок 22
Сложение и вычитание с числом 9
Цели деятельности учителя: содействовать развитию умения выполнять сложение вида 9 + и вычитание вида – 9; создать условия для совершенствования умения решать арифметические задачи, определять закономерность в числовом ряду, находить неверные равенства, выполнять сложение и вычитание рациональным способом.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток, дополняя одно из слагаемых до десятка, сложение с числом 9 и вычитание числа 9 из двузначных чисел; определяют последовательность действий при вычислении значения числового выражения; умеют решать текстовые задачи, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: признают собственные ошибки; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях, соотносят модели (рисунки, геометрические фигуры) с числами, демонстрируют на моделях состав чисел; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока