ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 1. Заполните таблицу, привлекая фактический и теоретический материал по теме: Основные сферы общественной жизни Деятельность людей и отношения между
1. Заполните таблицу, привлекая фактический и теоретический материал по теме:
Основные сферы общественной жизни | Деятельность людей и отношения между ними | Организации |
Экономическая | ||
Социальная | ||
Политическая | ||
Духовная |
2. Определите основные представления о взаимосвязи общества и природы в различные исторические периоды:
Исторический период | Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом |
Античность | |
Средневековье | |
Новое время | |
Современность |
3. Проведите сравнение различных типов обществ и результаты занесите в таблицу:
Линия сравнения | Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | |||
Основной продукт производства | |||
Характерные черты производства | |||
Характер труда | |||
Занятость населения | |||
Основной вид экспорта | |||
Социальная структура | |||
Продолжительность жизни | |||
Воздействие человека на природу | |||
Взаимодействие с другими странами | |||
Политическая жизнь | |||
Духовная жизнь |
4. «...Нельзя решать экологические проблемы в рамках средств и возможностей, которыми располагает то или иное государство. Подавляющее большинство этих проблем носит международный, глобальный характер и требует согласованных усилий всего мирового сообщества. И если такового не будет, человечество неизбежно ждет экологическая катастрофа. А поскольку человечество по-прежнему раздирают национальные, классовые, религиозные, расовые противоречия и рассчитывать в ближайшее время на их окончательное решение, по-видимому, нет оснований, можно прогнозировать дальнейшее обострение экологического кризиса; мы уже недалеки от той черты, за которой любые действия по предотвращению катастрофы станут тщетными из-за необратимости изменений в среде обитания. Таким образом, у человечества остались не столетия, а десятилетия, а возможно, несколько лет до рокового часа, когда разразится глобальная катастрофа, и не надо никакой ядерной войны, человек истребит себя своей беспечностью и эгоизмом».
Согласны ли вы с этим рассуждением? Каковы, по вашему мнению, пути решения тех противоречий, которые мешают коллективным усилиям мирового сообщества, направленным на борьбу против угрозы экологического кризиса?
5. Один из основателей Римского клуба А. Печчеи считает, что настало время отказаться от «религии прогресса и слепой веры во всемогущество механики». Необходимо обратиться к Востоку, поскольку «метафизические культуры Азии многому могут научить материалистическую западную цивилизацию»).
6. В книге «Культура и этика» А. Швейцер сформулировал основной принцип своего этического учения: благоговение перед жизнью. «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Таким образом, жизнь представляет высшую ценность, она священна». Однако для того, чтобы жить, мы должны добывать себе пищу, уничтожая растения и животных. Очень часто нам приходится строить свое счастье, создавая трудности, а то и делая несчастными других людей. Как выйти из этого противоречия? Или исходный принцип А. Швейцера ложен, или его теория неприменима на практике? Каково ваше мнение?
ЛИТЕРАТУРА
Барулин В.С. Социальная философия: учебник. М.: ФАНР-ПРЕСС, 2000.
Бергер П. Социальное конструирование реальности/ П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум 1995.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - Москва: Академия, 1999.
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М.: Наука, 1993.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – М., 1990.
Ивин А.А. Введение в философию истории. М.: Владос, 1998.
Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М.: РОУ, 1996.
Лукач Д. К онтологии общественного бытия. - М., 1989.
Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т. 13.
Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
Назаретян А. «Столкновение цивилизаций» и «конец истории» // Общественные науки и современность. 1994. № 6.
Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т. 1. – С. 158–230.
Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. № 9.
Печчеи А. Человеческие качества. М.: Политиздат, 1985.
Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993.
Поппер К. «Открытое общество» и его враги. – М., 1992.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1991.
Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.
Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М., 1994.
Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.
Фукуяма Фр. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3.
Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2000.
Хантингтон С. Кто мы? – М., 2004.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.
Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т. 12.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991
МОДУЛЬ XV