I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Игра «Парашютисты».
2. Запишите ответы.
3 + 6 = 7 – 3 + 1 = 2 + 6 – 1 – 7 =
5 + 2 = 8 – 5 – 0 = 0 + 9 – 5 + 4 =
3. Разложите на полке Δ, □ и ○разными способами:
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы составим таблицу сложения вида = 16.
Задание 1. Рассмотрите рисунки. На каком рисунке изображено число 16? (На рис. 5.)
– Сколько знаков нужно добавить или убрать, чтобы все рисунки изображали число 16?
Рис. 1. 15 + 1 = 16 Рис. 3. 18 – 2 = 16 Рис. 5. 16.
Рис. 2. 17 – 1 = 16 Рис. 4. 15 + 1 = 16 Рис. 6. XX – IV = XVI
Задание 2.
– Имеется два торта. На сколько кусков нужно разрезать каждый торт, чтобы получилось 16 кусков? (На восемь кусков. 16 = 8 + 8.)
Задание 3.
– Маша и Лена раскрасили клетки квадрата красным и синим карандашами. Количество красных клеток у них получилось разным, но и у той, и у другой меньше десяти. Сколько клеток всего на рисунке? (16.)
– Сколько клеток каждого цвета могло у них получиться? (7 и 9, 9 и 7.)
– Нарисуйте ответ в тетради. Сверьте свой рисунок с рисунком товарища.
Запомните: 7 + 9 = 16.
Задание 4. Выпишите суммы чисел, равные 16. А сосед по парте пусть выпишет суммы, равные числу 14.
3 + 13 = 16 8 + 6 = 14
8 + 8 = 16 12 + 2 = 14
12 + 4 = 16 7 + 7 = 14
7 + 9 = 16 11 + 3 = 14
9 + 7 = 16 9 + 5 = 14
– Решите задачи (задание 5).
Решение:
1) 14 – 8 = 6 (п.) – с орехами.
2) 14 + 6 = 20 (п.) – с фруктами.
Решение:
1) 12 + 8 = 20 (шт.) – солнышек.
2) 12 + 20 = 32 (шт.) – звездочек.
Задание 6 (работа в парах).
– Сыграйте с товарищем. Вставляйте числа по очереди.
Задание 7.
– Выполните сложение чисел 1 + 3 + 5 + 7 = 16.
– Рассмотрите рисунок в учебнике. Сколько клеток всего? (16 клеток.) Составьте по рисунку разные суммы так, чтобы получалось 16. 1 + 3 + 5 + 7 = 16 4 + 5 + 7 = 16 и т. д.
Задание 8.
– У двух друзей вместе 16 солдатиков. Если один даст другому одного солдатика, то у них станет солдатиков поровну. Сколько солдатиков у каждого? (16 = 7 + 9.)
– У Коли 12 солдатиков, а у Васи на 4 меньше. Можно ли всех солдатиков разделить на две одинаковые армии?
Решение: 1) 12 – 4 = 8 (с.) – у Васи.
2) 12 + 8 = 20 (с.) – всего.
Ответ: можно всех солдатиков разделить на две одинаковые армии – по 10 солдатиков.
Задание 9.
– Как можно измерить массу?
– Можно ли этими гирями взвесить груз массой 16 кг? (Нельзя.)
– Какие грузы можно взвесить этими гирями?
8 + 4 = 12 (кг) 8 + 1 = 9 (кг) 4 + 2 = 6 (кг)
8 + 4 + 2 = 14 (кг) 8 + 2 = 10 (кг) 4 + 1 = 5 (кг)
8 + 4 + 1 = 13 (кг) 4 + 2 + 1 = 7 (кг) 2 + 1 = 3 (кг)
8 + 4 + 2 + 1 = 15 (кг)
Задание 10. Представьте число 16 как сумму нескольких одинаковых чисел разными способами.
16 = 8 + 8 16 = 4 + 4 + 4 + 4 16 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2
16 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1
– Сколько способов вы придумали?
III. Самостоятельная работа по карточкам.
– Рассмотрите картинку и объясните, какими способами можно сложить 9 и 7. Как удобнее складывать? Сколько получится?
– Выполните сложение. Запишите цифрами ответ.
IV. Итог урока.
– Какие однозначные числа надо сложить, чтобы получить число 16?
Урок 27
Состав числа 17
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умения выполнять сложение однозначных чисел вида = 17; способствовать совершенствованию умений дополнять равенства, решать арифметические задачи разными способами.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 18 с переходом через десяток, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, решать текстовые задачи в 2–3 действия.
Личностные: умеют признавать собственные ошибки; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока