Тема № 1. Точные науки как основа научного познания

1. Возникновение и становление математического знания. Математика как язык науки.

2. Современные проблемы точных наук: строгость и неопределенность, аксиоматическая «неполнота», статус доказательности, математические логики и др.

3. Математические парадоксы, связанные с представлением о материи, пространстве и времени.

Список литературы

Основная

1. Серебряков А.В. Элементарный курс математической логики / А.В. Серебряков. М., 2011.

2. Колмогоров А.И. Математика в ее историческом развитии / А.И. Колмогоров. М., 2007.

3. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа Т.1. / Г.М. Фихтенгольц М., 2005.

4. Дорофеева А.В. Высшая математика. Гуманитарные специальности / А.В. Дорофеева. М., 2003.

5. Пуанкаре А. О науке / А. Пуанкаре. М., 1990.

6. Катречко С.Л. Трансендентальная философия математики // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 2008. № 2.

7. Творцы мировой науки: от античности до ХХ века. М., 2001.

Дополнительная

1. Писаревский Б.М., Харин В.Т. Беседы о математике и математика / Б.М. Писаревский, В.Т. Харин. М., 2004.

2. Ушаков И.А. История науки сквозь призму озарений. Кн. 6, 7, 8./ И.А. Ушаков. М., 2010.

3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В.Ф. Асмус. М., 2010.

4. Панов В.Ф. Математика древняя и юная / В.Ф. Панов. М., 2006.

5. Данциг Т. Числа – язык науки / Т. Данциг. М., 2008.

6. Александрова Н.В. История математических терминов, понятий и значений. Словарь – справочник / Н.В. Александрова. М., 2008.

7. Вилейтнер Г. Хрестоматия по истории математики / Г. Вилейтнер. М., 2010.

8. Перельман Я.Г. Живая математика / Я.Г. Перельман. М., 2007.

Методические указания

При изучении вопросов данной темы следует помнить, что когда начинают говорить о науке, часто упоминают о том, что матерью всех наук является математика. Действительно, возникнув в глубокой древности, математическое знание стало образцом познавательной деятельности, благодаря своей строгости, точности и однозначности. Математика имеет дело с абстрактными объектами, которые нельзя воспринять на уровне чувственности и это позволяет ей обретать независимость от эмпирического познания. Многие философы видели в этом свойстве математики возможность непредвзятого описания истины и говорили о том, что математика оперирует априорными синтетическими суждениями, то есть не зависит от нашего опыта, но при этом дает возможность прироста нового знания.

Занимая такое особое место среди наук, со временем математика становится не просто образцовой наукой, но получает статус языка науки. Она дает возможность различному знанию быть выраженным в форме абстракции и формализации.

Конечно, математика не всегда имела современный вид, она прошла длительную историю своего формирования от простого счета и арифметики до теорий множеств и высшей математики. На этом пути развития возникало множество проблем и вопросов, которые остаются нерешенными до сих пор.

Тема № 2. Философские проблемы естествознания

1. Метафизика и физика: суть разграничений в понимании природы.

2. Структура естествознания. Система понятий и законы естественных наук.

3. Современные концепции естествознания.

Список литературы

Основная

1. Горелов А. А.Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. М., 2011.

2. Концепции современного естествознания / под ред. Л.А. Михайлова. М., 2009.

3. Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания / Н.М. Кожевников. М., 2009.

4. Масликов В.И. УНИВЕРСУМ: эволюция мыслящей материи: монография / В.И. Масликов. Хабаровск, 2008.

5. Головнев А.Ф. Конечная Вселенная. Физико-философская концепция. Кн. 2: Физика Конечной Вселенной. Альтернативная физическая концепция / А.Ф. Головнев. М., 2003.

6. Эйнштейн А. Эволюция физики А. Эйнштейн. М., 2001.

7. Вертьянов С.В. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства / С.В. Вертьянов. М., 2009.

8. Мамонтов С.Г. Биология / С.Г. Мамонтов. М., 2008.

9. Губарев В.В. Наука ли синергетика. //Вопросы философии. 2009. № 10.

10. Александров Ю.В., Тарароев Я.В. О возможности третьей революции в астрономии // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 3.

Дополнительная

1. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики / В. Гейзенберг.

М, 2004.

2. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания / В.И. Вернадский. М., 2000.

3. Аристотель Физика / Аристотель. М., 2010.

4. Принципы историографии естествознания: XX век. М., 2001.

5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

6. Левич А. На пути к пониманию феномена времени. Конструкция времени в естествознании. А. Левич. М., 2009.

7. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии / Ф. Даннеман. М., 2011.

8. Хокинг С. Будущее пространства-времени / С. Хокинг. М., 2009.

9. Хокинг С. Три книги о пространстве и времени / С. Хокинг. М., 2011.

Методические указания

Вопросы данного семинарского занятия помогают студенту освоить основные вопросы, связанные с философской проблематикой естественных наук. Одной из самых древних научных отраслей является естествознание. Ведь человека всегда интересовал вопрос о том, как произошел окружающий мир и на каких закономерностях он действует. Сегодня под естествознанием понимается целая совокупность наук, которые рассматривают разные области природы. Но в момент своего возникновения наука о природе была близка, прежде всего, с философией. Именно философия впервые поставила вопрос о первоначале мира и его характеристиках. Физика и метафизика долгое время развивались вместе, еще Аристотель говорил о них как о теоретическом знании, называя метафизику первой, а физику второй философией.

В процессе накопления знаний происходила и дифференциация естественных наук, появлялась химия, биология, механика, астрономия и другие. Каждая из этих наук имеет особый предмет изучения, принадлежащий той или иной сфере природы.

Сегодня мы имеем широкий спектр естественных наук, изучающих миры космоса, соразмерных человеку величин и микромир элементарных частиц. В конце XIX – начале XX вв. естествознание претерпело кризис, когда начали формироваться новые теории понимания материи, пространства и времени. Это изменило взгляд человека на мир, который он привык описывать категориями классической механики, видя жесткую причинность. Современное естествознание далеко ушло от однозначного детерминизма лапласовского типа, для него стали актуальны понятия неопределенности, нелинейности и неодназначности. Но при этом осталось стремление науки увидеть единую картину целостного мира, создать такую теорию, которая могла бы стать универсальной для описания природы.

Тема № 3. Гуманитарные науки как науки «о духе»

1. Отличия естественных и гуманитарных наук: предмет и метод.

2. Философские проблемы гуманитарного знания.

3. Междисциплинарный подход как стратегия развития гуманитарных наук.

Список литературы

Основная

1. Зеленов Л.А. История и философия науки / Л.А. Зеленов. М., 2008.

2. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. М., 1977.

3. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания) / В.П. Кохановский. М., 2005.

4. Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. М., 2010.

5. Философия науки: общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук / ред.-сост. Л.А. Микешина. М., 2005.

6. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей. М., 2000.

Дополнительная

1. Новолодская Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания: учебное пособие / Т.А. Новолодская, В.Н Садовников. СПб., 2008.

2. Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук / М.Эпштейн. М., 2004.

3. Смит Р. История гуманитарных наук / Р. Смит. М., 2008.

4. Павлов А.В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы / А.В. Павлов. М., 2010.

5. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. т. 3. / Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей. М., 2004.

6. Дильтей В. Введение в науки о духе / В. Дильтей. М., 2007.

7. Классическая философия науки. Хрестоматия / под ред. В. Пржиленского. М., 2007.

8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о духе / Г. Риккерт. М., 1998.

9. Гадамер Г.-Г. Истина и метод / Г.-Г. Гадамер. М., 1988.

Методические указания

При подготовке к данному семинарскому занятию особое внимание следует уделить проблеме противопоставления естественной и гуманитарной культуры (Ч. Сноу). Так как гуманитарное знание обособляется и приобретает критерии научности достаточно поздно, то необоснованно полагается, что оно заимствует у естественных наук принципы доказательности и общую методологию.

В XIX в. выделение особого класса наук, названного гуманитарными, прежде всего, связано выявлением новой предметности знания. В границах его оказывается сфера духа, определенная объективным существованием сознания, которое осуществляется в границах реальности через общественные процессы, культуру, историю, язык. Таким образом, субъект и его проявления в формах мысли, воли, действия становятся центром исследования науки.

Особое значение начинает уделяться специфическим методам гуманитарного знания, которые они вырабатывают самостоятельно. Именно они в центр изучения ставят неповторимый единичный факт, вводят объективную роль ценности. В отличие от объективно-объясняющих устремлений естествознания, сводящих в итоге знание к исчислимости, науки «о духе» опираются на понимание.

Важнейшую роль в оформлении гуманитарного цикла знания сыграли представители философской мысли: В. Дильтей, Г. Риккерт, Г. Зиммель и др., которые как раз и обозначили наиболее острые вопросы его развития: роль субъектно-индивидуального в знании, ценностные критерии культуры, герменевтический метод познания и пр.

В современном мире знания значение и роль гуманитарной составляющей никто уже не ставит под вопрос, хотя борьба «двух культур» не прекращается. Но сегодня она является скорее стимулом для развития, нежели чем конкуренцией за «жизненное пространство» науки.

Наши рекомендации