ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Профессиональная этика

Профессиональная этика

Рабочая учебная программа дисциплины

Для направления подготовки

080200.62 «Менеджмент»

Очная и заочная формы обучения

Составители:

Н.Г. Чевтаева

д.с.н., профессор

О.В. Усова

к.психол.н., доцент

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

  С.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………  
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП (основной образовательной программы) ……………………………………………......  
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…….  
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………  
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………  
5.1. Тематический план……………………………………………………….  
5.2. Содержание дисциплины………………………………………………  
5.3. План практических занятий……………………………………………..  
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОТЧЕТНОСТИ…………………………………  
6.1. Итоговая форма контроля по курсу и требования к ней……………….  
6.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену………………………  
6.3. Темы докладов и рефератов……………………………………………  
6.4. Формы контроля самостоятельной работы студентов…………………  
  7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель дисциплины – способствовать формированию профессиональной этики будущих менеджеров и навыкам организации этической среды в процессе осуществления ими управленческой деятельности.

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Обеспечить условия для ознакомления студентов с основными категориями этического знания.

2. Выявить исторические предпосылки формирования современной профессиональной этики бизнеса и менеджмента.

3. Рассмотреть ценностные ориентации современного бизнеса в России и за рубежом.

4. Знать этические нормы и требования к их соблюдению в процессе осуществления профессиональной деятельности.

5. Овладеть основами делового протокола и этикета.

6. Уметь применять нормы проведения деловых переговоров.

7. Владеть навыками осуществления деловых коммуникаций с целью повышения эффективности деятельности организации

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

(основной образовательной программы)

«Профессиональная этика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Для обеспечения успешности овладения, данный курс предполагает наличие следующих входных компетенций студента:

1. Знание своих прав и обязанностей как гражданина России.

2. Знание базовых ценностей мировой культуры.

3. Готовность опираться на базовые ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии.

4. Понимание ценности культуры, науки, производства.

5. Умение строить межличностные отношения и работать в группе.

6. Готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать свою деятельность.

7. Владение знаниями философских аспектов управленческой деятельности.

8. Умение проявлять толерантность по отношению к различным ценностям и нормам.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Знание и понимание профессиональных этических норм менеджмента (ОК-1).

2. Способность принимать организационно-управленческие решения и нести ответственность за эти решения (ОК -8).

3. Умение вести себя в быту, на службе, общественных местах в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами и правилами (ПК – 25).

4. Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки как направление для личностного развития (ОК-11).

5. Знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ОК -1)

6. Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК -7);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- ценности культуры, науки и производства (ОК-1);

- профессиональные этические нормы в менеджменте (ОК-22);

- генезис и состояние вопросов этики (ОК-2)

- особенности этических проблем в международном бизнесе (ОК-4).

Уметь:

- осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловые совещания (ОК-19);

- придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22);

- предупреждать и разрешать моральные конфликты в коллективе.

Владеть:

- навыками корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

- основами межкультурных отношений в менеджменте, навыками эффективного выполнения своих функций в межкультурной среде (ПК-25).

- навыками восстановления и сохранения душевной гармонии и социально-нравственном самочувствии управленца (ПК – 4).

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетных единицы

Формы обучения Лекции (часы) Практические Занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
Очная
Заочная, баклавариат

Форма промежуточной аттестации: очная форма: экзамен – 3 семестр, заочная форма (баклавариат) – экзамен 3 семестр.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

(для очной формы обучения)

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия Текущая Промежуточная
Введение. Профессиональная этика: введение в предмет  
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной этики
Тема 1.1 Категории этического знания.
Тема 1.2 Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории современности
Тема 1.3 Ценности современного менеджмента: этика и бизнес  
Тема 1.4 Моральные проблемы международного бизнеса
Раздел 2. Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект
Тема 2.1. Этические нормы и этика руководителя
Тема 2.2. Морально-этические нормы рекламы
Тема 2.3 Организационные формы создания этической среды организации
Раздел 3.Этикет и деловой протокол
Тема 3.1. Деловой этикет деятельности менеджера
Тема 3.2. Этика и этикет переговоров
Тема 3.3. Национальный этикет
           
Итого по дисциплине:

Тематический план

(для заочной 3.5 годичной формы обучения)

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме
Лекции Практические занятия Текущая Промежуточная
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной этики
Тема 1.1 Категории этического знания.
Тема 1.2 Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории современности  
*Тема 1.3 Ценности современного менеджмента: этика и бизнес
Тема 1.4 Моральные проблемы международного бизнеса  
Раздел 2. Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект
*Тема 2.1. Этические нормы и этика руководителя
Тема 2.2. Морально-этические нормы рекламы
Тема 2.3 Организационные формы создания этической среды организации
Раздел 3.Этикет и деловой протокол
*Тема 3.1. Деловой этикет деятельности менеджера
*Тема 3.2. Этика и этикет переговоров
*Тема 3.3. Национальный этикет
           
Итого по дисциплине:

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Профессиональная этика: введение в предмет (0,05 д.е) Объект, предмет, цель и задачи курса. Понятия этических категорий.
Теоретические основы профессиональной этики (1,35 д.е.)  
1.1 Категории этического знания Природа и сущность этики. Этапы развития античной этики (предэтика, античное просвещение и высокая классика). Этика Средних веков и Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм). Этика в трудах А. Шоппенгаура, Ф. Ницше, З. Фрейда, Э. Фромма. Метаэтика (Дж. Мур). Социология морали (М. Вебер). Особенности экзистенциализма (А. Камю, Морсель, Ж-П Сартр, М Хайдеггер). Прикладная этика. Специфика морали как регулятора поведения. Гуманистическая и авторитарная этика. Внешние и внутренние источники формирования нравственных норм. Понятие авторитета в этике (рациональный и иррациональный авторитет). Стереотипы поведения (подходы авторитарной и гуманистической этики)  
1.2 Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории и современности Ценности классической буржуазной морали. Критерий добродетели – человек, заслуживающий кредита. Принцип «время – деньги» как этическая основа культуры управления.  
1.3 Ценности современного менеджмента: этика и бизнес Эволюция этических подходов к хозяйственной деятельности. «Homo oeconomicus». Этика и экономика: взаимная эвристика и анализ ограничений.
1.4 Моральные проблемы международного бизнеса Доверие как фактор конкурентоспособности организации. Бренд-менеджмент. Моральная ответственность, добродетель и образ мыслей.
Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект (1,3 д.е.)
2.1 Этические нормы взаимодействия рук и подчиненного, этика руководителя Мотивы и закономерности развития моральных отношений руководства и подчинения. Нормативная этика.
2.2 Морально-этические нормы рекламы Семинар Экология рекламы. Психотехники рекламной деятельности. Этика и нормы рекламы.
2.3 Организационные формы создания этической среды организации Кодексы, комиссии, уставы, философия фирмы. Этические вопросы при проведении аттестации и отбора персонала.
Этикет и деловой протокол (1,3 д.е.)
3.1 Деловой этикет деятельности менеджера Бизнес-презентация. Визитные карточки (разновидности и способы применения). Dress-code – сущность понятия. Dress-code официальных мероприятий. Еда и бизнес.
3.2 Этикет переговоров Время и форма переговоров. Официальные и неофициальные переговоры. Организация официальных приемов.
3.3 Национальные особенности делового протокола Особенности национального этикета стран Запада и Востока. Международные стандарты этики делового сотрудничества. Национальные особенности организации пространства.

План практических занятий

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практического или семинарского занятия
  1. Теоретические основы профессиональной этики
1.1. Генезис природы и сущность этики (семинар)
1.2. Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории и современности (семинар)
1.3 Ценности современного менеджмента: этика и бизнес (семинар)
1.4 Моральные проблемы международного бизнеса (семинар)
1.4 Ориентация на успех как угроза для личности: возможности выхода. (АФ-1)
  2. Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект
2.1. Этические нормы руководителя (АФ-2)
2.1. Влияние руководителя на подчиненного. Основные способы и приемы (АФ-3)
2.2. Семинар Экология рекламы. Этика и нормы рекламы (АФ-4)
2.2. Практикум Психотехники рекламной деятельности.
2.3. Этическая регуляция поведения в организации (семинар)
2.3 Источники авторитета руководителя: природные и социальные предпосылки (практикум)
  3. Этикет и деловой протокол
3.1. Деловой этикет деятельности менеджера (практикум)
3. 1. Дресс-код: содержание и особенности (практикум)
3.2. Этикет встреч и приемов (практикум)
3.2. Этикет и поведение в ресторане (практикум)
3.3 Национальный этикет (исследовательская работа)

Примечание: курсивом - обозначены темы для изучения на заочном обучении.

Наши рекомендации