ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Профессиональная этика
Профессиональная этика
Рабочая учебная программа дисциплины
Для направления подготовки
080200.62 «Менеджмент»
Очная и заочная формы обучения
Составители:
Н.Г. Чевтаева
д.с.н., профессор
О.В. Усова
к.психол.н., доцент
Екатеринбург
СОДЕРЖАНИЕ
С. | |
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………… | |
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП (основной образовательной программы) ……………………………………………...... | |
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……. | |
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………… | |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………… | |
5.1. Тематический план………………………………………………………. | |
5.2. Содержание дисциплины……………………………………………… | |
5.3. План практических занятий…………………………………………….. | |
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОТЧЕТНОСТИ………………………………… | |
6.1. Итоговая форма контроля по курсу и требования к ней………………. | |
6.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену……………………… | |
6.3. Темы докладов и рефератов…………………………………………… | |
6.4. Формы контроля самостоятельной работы студентов………………… | |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – способствовать формированию профессиональной этики будущих менеджеров и навыкам организации этической среды в процессе осуществления ими управленческой деятельности.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Обеспечить условия для ознакомления студентов с основными категориями этического знания.
2. Выявить исторические предпосылки формирования современной профессиональной этики бизнеса и менеджмента.
3. Рассмотреть ценностные ориентации современного бизнеса в России и за рубежом.
4. Знать этические нормы и требования к их соблюдению в процессе осуществления профессиональной деятельности.
5. Овладеть основами делового протокола и этикета.
6. Уметь применять нормы проведения деловых переговоров.
7. Владеть навыками осуществления деловых коммуникаций с целью повышения эффективности деятельности организации
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
(основной образовательной программы)
«Профессиональная этика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Для обеспечения успешности овладения, данный курс предполагает наличие следующих входных компетенций студента:
1. Знание своих прав и обязанностей как гражданина России.
2. Знание базовых ценностей мировой культуры.
3. Готовность опираться на базовые ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии.
4. Понимание ценности культуры, науки, производства.
5. Умение строить межличностные отношения и работать в группе.
6. Готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать свою деятельность.
7. Владение знаниями философских аспектов управленческой деятельности.
8. Умение проявлять толерантность по отношению к различным ценностям и нормам.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Знание и понимание профессиональных этических норм менеджмента (ОК-1).
2. Способность принимать организационно-управленческие решения и нести ответственность за эти решения (ОК -8).
3. Умение вести себя в быту, на службе, общественных местах в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами и правилами (ПК – 25).
4. Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки как направление для личностного развития (ОК-11).
5. Знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ОК -1)
6. Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК -7);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- ценности культуры, науки и производства (ОК-1);
- профессиональные этические нормы в менеджменте (ОК-22);
- генезис и состояние вопросов этики (ОК-2)
- особенности этических проблем в международном бизнесе (ОК-4).
Уметь:
- осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловые совещания (ОК-19);
- придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22);
- предупреждать и разрешать моральные конфликты в коллективе.
Владеть:
- навыками корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
- основами межкультурных отношений в менеджменте, навыками эффективного выполнения своих функций в межкультурной среде (ПК-25).
- навыками восстановления и сохранения душевной гармонии и социально-нравственном самочувствии управленца (ПК – 4).
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетных единицы
№ | Формы обучения | Лекции (часы) | Практические Занятия (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Всего часов |
Очная | |||||
Заочная, баклавариат |
Форма промежуточной аттестации: очная форма: экзамен – 3 семестр, заочная форма (баклавариат) – экзамен 3 семестр.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план
(для очной формы обучения)
Наименование разделов и тем | Количество часов | Самостоятельная работа | Всего часов по теме | ||
Лекции | Практические занятия | Текущая | Промежуточная | ||
Введение. Профессиональная этика: введение в предмет | |||||
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной этики | |||||
Тема 1.1 Категории этического знания. | |||||
Тема 1.2 Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории современности | |||||
Тема 1.3 Ценности современного менеджмента: этика и бизнес | |||||
Тема 1.4 Моральные проблемы международного бизнеса | |||||
Раздел 2. Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект | |||||
Тема 2.1. Этические нормы и этика руководителя | |||||
Тема 2.2. Морально-этические нормы рекламы | |||||
Тема 2.3 Организационные формы создания этической среды организации | |||||
Раздел 3.Этикет и деловой протокол | |||||
Тема 3.1. Деловой этикет деятельности менеджера | |||||
Тема 3.2. Этика и этикет переговоров | |||||
Тема 3.3. Национальный этикет | |||||
Итого по дисциплине: |
Тематический план
(для заочной 3.5 годичной формы обучения)
Наименование разделов и тем | Количество часов | Самостоятельная работа | Всего часов по теме | ||
Лекции | Практические занятия | Текущая | Промежуточная | ||
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной этики | |||||
Тема 1.1 Категории этического знания. | |||||
Тема 1.2 Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории современности | |||||
*Тема 1.3 Ценности современного менеджмента: этика и бизнес | |||||
Тема 1.4 Моральные проблемы международного бизнеса | |||||
Раздел 2. Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект | |||||
*Тема 2.1. Этические нормы и этика руководителя | |||||
Тема 2.2. Морально-этические нормы рекламы | |||||
Тема 2.3 Организационные формы создания этической среды организации | |||||
Раздел 3.Этикет и деловой протокол | |||||
*Тема 3.1. Деловой этикет деятельности менеджера | |||||
*Тема 3.2. Этика и этикет переговоров | |||||
*Тема 3.3. Национальный этикет | |||||
Итого по дисциплине: |
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Профессиональная этика: введение в предмет | (0,05 д.е) Объект, предмет, цель и задачи курса. Понятия этических категорий. | |
Теоретические основы профессиональной этики | (1,35 д.е.) | |
1.1 | Категории этического знания | Природа и сущность этики. Этапы развития античной этики (предэтика, античное просвещение и высокая классика). Этика Средних веков и Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм). Этика в трудах А. Шоппенгаура, Ф. Ницше, З. Фрейда, Э. Фромма. Метаэтика (Дж. Мур). Социология морали (М. Вебер). Особенности экзистенциализма (А. Камю, Морсель, Ж-П Сартр, М Хайдеггер). Прикладная этика. Специфика морали как регулятора поведения. Гуманистическая и авторитарная этика. Внешние и внутренние источники формирования нравственных норм. Понятие авторитета в этике (рациональный и иррациональный авторитет). Стереотипы поведения (подходы авторитарной и гуманистической этики) |
1.2 | Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории и современности | Ценности классической буржуазной морали. Критерий добродетели – человек, заслуживающий кредита. Принцип «время – деньги» как этическая основа культуры управления. |
1.3 | Ценности современного менеджмента: этика и бизнес | Эволюция этических подходов к хозяйственной деятельности. «Homo oeconomicus». Этика и экономика: взаимная эвристика и анализ ограничений. |
1.4 | Моральные проблемы международного бизнеса | Доверие как фактор конкурентоспособности организации. Бренд-менеджмент. Моральная ответственность, добродетель и образ мыслей. |
Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект | (1,3 д.е.) | |
2.1 | Этические нормы взаимодействия рук и подчиненного, этика руководителя | Мотивы и закономерности развития моральных отношений руководства и подчинения. Нормативная этика. |
2.2 | Морально-этические нормы рекламы | Семинар Экология рекламы. Психотехники рекламной деятельности. Этика и нормы рекламы. |
2.3 | Организационные формы создания этической среды организации | Кодексы, комиссии, уставы, философия фирмы. Этические вопросы при проведении аттестации и отбора персонала. |
Этикет и деловой протокол | (1,3 д.е.) | |
3.1 | Деловой этикет деятельности менеджера | Бизнес-презентация. Визитные карточки (разновидности и способы применения). Dress-code – сущность понятия. Dress-code официальных мероприятий. Еда и бизнес. |
3.2 | Этикет переговоров | Время и форма переговоров. Официальные и неофициальные переговоры. Организация официальных приемов. |
3.3 | Национальные особенности делового протокола | Особенности национального этикета стран Запада и Востока. Международные стандарты этики делового сотрудничества. Национальные особенности организации пространства. |
План практических занятий
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практического или семинарского занятия |
1. | Теоретические основы профессиональной этики | |
| 1.1. | Генезис природы и сущность этики (семинар) |
1.2. | Богатство и нравственность: взаимосвязь в истории и современности (семинар) | |
1.3 | Ценности современного менеджмента: этика и бизнес (семинар) | |
1.4 | Моральные проблемы международного бизнеса (семинар) | |
1.4 | Ориентация на успех как угроза для личности: возможности выхода. (АФ-1) | |
2. | Профессиональная этика менеджера: прикладной аспект | |
2.1. | Этические нормы руководителя (АФ-2) | |
2.1. | Влияние руководителя на подчиненного. Основные способы и приемы (АФ-3) | |
2.2. | Семинар Экология рекламы. Этика и нормы рекламы (АФ-4) | |
2.2. | Практикум Психотехники рекламной деятельности. | |
2.3. | Этическая регуляция поведения в организации (семинар) | |
2.3 | Источники авторитета руководителя: природные и социальные предпосылки (практикум) | |
3. | Этикет и деловой протокол | |
3.1. | Деловой этикет деятельности менеджера (практикум) | |
3. 1. | Дресс-код: содержание и особенности (практикум) | |
3.2. | Этикет встреч и приемов (практикум) | |
3.2. | Этикет и поведение в ресторане (практикум) | |
3.3 | Национальный этикет (исследовательская работа) |
Примечание: курсивом - обозначены темы для изучения на заочном обучении.