Тема 4. операции с понятиями
4.1. Укажите вид определения – номинальное или реальное, явное или неявное; выделите родовидовые, генетические, функциональные, остенсивные, аксиоматические определения.
Пример:
«Философская наука, изучающая происхождение и теоретическое обоснование морали, называется этикой».
Определение номинальное, поскольку относится к названию (имени) предмета. Определение явное, поскольку определяемое понятие совпадает по смыслу с определяемой частью. Определение родовидовое, поскольку раскрывает сущность явления с помощью родового термина и видовых признаков.
а) Цилиндр – это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из сторон.
б) Узурпацией именуется насильственный захват власти или присвоение чужих прав или полномочий.
в) Этот знак – – квантор общности; он символизирует выражения «все», «каждый», «всегда» и т.п.
г) Логика – это наука о формах и законах правильного мышления.
д) Треугольник – часть плоскости, ограниченная тремя отрезками пересекающихся прямых.
е) Идиосинкразией называется повышенная чувствительность организма к определенным веществам или воздействиям.
4.2. Выделите из контекстов и определений определяемое понятие, родовое понятие, видовое отличие (составляющие его признаки).
Пример:
«Советские экономисты называли концерном форму монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства».
Определяемое понятие: «концерн».
Родовое понятие: «форма монополистического объединения».
Видовые отличия: «высокий уровень концентрации капитала»;
«высокий уровень концентрации производства»;
«высокий уровень централизации капитала»;
«высокий уровень централизации производства».
а) Если перчатки имеют длинные раструбы, то они называются крагами.
б) Термин эпихейрема относится к сложносокращенному силлогизму, обе посылки которого являются энтимемами.
в) В точном смысле слова ум обозначает исключительно рассудок, состоящий на службе у воли (А. Шопенгауэр).
г) Для афористики характерен лаконизм, то есть предельная точность и сжатость языка, культивировавшаяся в Древней Спарте и вошедшая в пословицу.
д) В философии знание, имеющее доопытное происхождение и характеризующее универсальные принципы бытия и познания, называется врожденным.
4.3. Какие разновидности определений использованы в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера).
Пример:
«Ближайшие родственники – это родители, дети, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, супруги».
Дано определение через разъяснение посредством примера.
а) «Изобретатель Тесла отличался маниакальным стремлением довести любое дело до конца. Ему не понравилось случайно прочитанное произведение Вольтера, однако Тесла заставил себя прочитать все сто томов, составляющих полное собрание сочинений французского просветителя…»
б) По замечанию Энгельса, Гегель – это Аристотель древнего мира.
в) Природные компоненты – это горные породы и рельеф их поверхности, вода, воздух, растительность, животный мир, почва.
г) Студент Иванов не только учится на «хорошо» и «отлично», но и принимает активное участие в общественной жизни факультета. Он был дипломантом областного этапа фестиваля «Весна студенческая», отстаивал честь вуза в соревнованиях по спортивному ориентированию.
д) Выражение «бить баклуши» в русском языке обозначает то же самое, что выражение «ничего не делать».
е) Клевета и ложь не одно и то ж; ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
4.4. Установите правильность следующих определений; укажите, какие правила нарушены.
Пример:
«Квадрат – это четырехугольник с равными сторонами».
Определение дано неправильно, нарушено правило соразмерности, определяющая часть больше по объему, чем определяемое понятие, поскольку в объем понятия с данным определением входит не только квадрат, но и ромб.
а) С точки зрения христианской этики зло не является субстанцией, а представляет собой лишь отсутствие добра.
б) «Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное, общество» (В. Соловьев)
в) Лептон – это элементарная частица.
г) Истина – дочь разума, мать мудрости.
д) Дебют – это первое выступление дебютанта перед публикой.
е) Автомобиль – это транспортная безрельсовая машина, приводимая в движение двигателем внутреннего сгорания.
ж) Душа – это гармония логистикона, дюмоейдеса и эпитюмэкона.
4.5. Дайте определение с помощью родового понятия и видовых отличий следующим понятиям:
Пример:
«Определение».
Определение – это логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия через перечисление входящих в него признаков.
а) Гражданское общество.
б) Мифология.
в) Наречие.
е) Экономика.
ж) Озеро.
4.6. Определите, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких – физическое.
Пример:
«Город делится на улицы, площади, скверы».
Совершено физическое деление понятия, поскольку выделены части предмета, а не его разновидности.
«Города делятся на маленькие и большие».
Совершено логическое деление понятия, поскольку выделены разновидности предмета, а не его части.
а) Автомобили бывают пассажирские, грузовые, специальные и гоночные.
б) Норма права делится на гипотезу, диспозицию и санкцию.
в) Земной шар делится на западное и восточное полушария.
г) Формами обучения в вузе являются дневная, вечерняя и заочная.
д) Рынки делятся на мировые, национальные и местные.
е) Университеты делятся на факультеты и кафедры.
4.7. Определите основания деления.
Пример:
«Треугольники бывают равносторонние, равнобедренные и разносторонние».
Логическое деление совершено по признаку (основанию) количества равных сторон в треугольниках.
а) Понятия делятся на общие, единичные и пустые.
б) Науки делятся на естественные, общественные и гуманитарные.
в) Занятия бывают лекционные, семинарские и практические.
г) Суждения бывают единичные, частные и общие.
д) Государства делятся на унитарные, федерации и конфедерации.
4.8. По приведенным результатам деления определите делимое понятие и основание деления; продолжите деление.
Пример:
«Стол, стул, шкаф, диван».
Делимое понятие – мебель.
Основание деления – функции предметов мебели.
Продолжение деления – кресло.
а) Анемометр, барометр, флюгер, термометр.
б) Союз, частица, междометие.
в) Звезда, комета, планета, астероид.
г) Университет, институт, академия, консерватория.
4.9. Определите, соблюдены ли правила деления. Какие ошибки допущены?
Пример:
«Видами искусства являются литература, музыка, скульптура и портретная живопись».
Правила деления не соблюдаются; нарушено правило соразмерности (не указаны все возможные результаты деления) и правило непрерывности (совершен переход к видовому понятию второго порядка «портретная живопись» вместо ближайшего видового понятия «живопись»).
а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.
б) Двигатели бывают карбюраторные, инжекторные и электрические.
в) Право делится на публичное, частное и уголовное.
г) Климат бывает экваториальный, субтропический и умеренный.
д) Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.
4.10. Постройте классификацию из следующих понятий.
Пример:
«Тумба; мебель; мягкая мебель; кресло; шкаф; корпусная мебель; диван».
мебель
мягкая мебель корпусная мебель
диван кресло шкаф тумба
а) Умышленное преступление; общественно опасное деяние; проступок; дисциплинарный проступок; преступление по неосторожности; административный проступок; преступление.
б) Католичество, махаяна, ислам, мировая религия, хинаяна, христианство, религия, протестантство, национальная религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм, католицизм.
ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ
5.1. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений. Суждения с отношением выразите в форме атрибутивных суждений.
Пример:
«Алексей старше Михаила».
Суждение с отношением; субъекты – «Алексей» и «Михаил»; предикат – «старше». Преобразуем в атрибутивное суждение: «Алексей является тем, кто старше Михаила».
«Обучающие программы по всем дисциплинам существуют на электронных носителях».
Суждение существования; субъект – «обучающие программы на электронных носителях по всем дисциплинам».
«Некоторые политические решения, принятые руководством СССР, были ошибочны».
Атрибутивное суждение; субъект – «политические решения, принятые руководством СССР»; предикат – «ошибочны».
а) Россия – ядерная держава.
б) Философское мировоззрение возникло позднее, чем мифологическое.
в) По данной проблеме существует целый ряд фундаментальных исследований.
г) В России русский язык является государственным.
д) Имеются факторы, ограничивающие доступность образования.
е) Свой дурак дороже чужого умника.
5.2. Приведите данные атрибутивные суждения к канонической форме; найдите квантор, субъект, связку и предикат.
Пример:
«Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы».
Каноническая форма: «Все инвалиды Великой Отечественной войны являются теми, кто имеет право на льготы».
Субъект: «инвалиды Великой Отечественной войны».
Предикат: «те, кто имеет право на льготы».
Связка: «являются».
Квантор: «все».
а) Не все то золото, что блестит.
б) Горбатого могила исправит.
в) Нет худа без добра.
г) Нередко абитуриенты не подтверждают оценки, полученные на вступительных испытаниях.
д) Лбом стены не прошибешь.
е) Как правило, экономический кризис способствует оздоровлению экономики.
5.3. Определите разновидности категорических суждений, установив их структуру. Запишите формулу и буквенное обозначение каждого суждения.
Пример:
«Генералиссимус Суворов – выдающийся полководец».
Структура суждения: S есть P. Данное категорическое суждение является общеутвердительным (суждением типа А).
а) Маршрутное такси не выходит в рейс без технического осмотра.
б) Кашу маслом не испортишь.
в) Бывало, что великие музыканты не имели абсолютного слуха.
г) Лежачего не бьют.
д) Незаконная сделка считается недействительной.
е) Копейка рубль бережет.
5.4. Определите структуру суждений, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Л. Эйлера. Установите распределенность терминов в суждениях.
Пример:
«Никакая поддержка терроризма не может быть оправдана».
Структура суждения: Ни одно S не есть P.
|
|
а) Во всех правовых государствах существует независимая судебная власть.
б) Немногие магазины торгуют по оптовым ценам.
в) Бывают ошибки, которые не дают жизненный опыт.
г) Футболист не должен играть руками.
д) Некоторые студенты не проходят вовремя преддипломную практику.
е) Среди ученых тоже есть спортивные фанаты.
ж) Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года.
5.5. Определите, какое суждение соответствует каждой из предложенных схем.
Пример:
а) Некоторые вина являются полусухими.
б) Иногда водителями троллейбусов работают женщины.
Ответ: А-а, Б-б
|
|
|
|
|
|
|
а) Большинство детских книжек не являются книжками-панорамками.
б) Среди депутатов, выбранных по партийным спискам, немало женщин.
в) Ни в одном ресторане нет самообслуживания.
г) Нередко на Урале бывают снежные зимы.
д) Некоторые актеры не являются талантливыми.
е) Все кражи являются хищениями.
ж) Б.Н. Ельцин – первый президент России.
ТЕМА 6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
6.1. Укажите составные части сложных суждений, определите, каким логическим союзом они соединяются.
Пример:
«Стоило отцу заикнуться о плате, как капитан с яростью принимался сопеть» (Р. Стивенсон)».
Составные части: «Стоило отцу заикнуться о плате», «капитан с яростью принимался сопеть»
Логический союз: импликация («когда…, тогда…»)
а) Любишь кататься, люби и саночки возить.
б) От сумы да от тюрьмы не зарекайся.
в) Либо я получу зачет, либо я не получу зачет.
г) Око за око, зуб за зуб.
д) Поспешишь – людей насмешишь.
е) Терпение и труд все перетрут.
ж) Ни классическая механика, ни специальная теория относительности не были пригодны для описания всех физических процессов.
з) Завтра или выпадет снег, или пойдет дождь.
и) Только когда будет оплачен счет, будет принят следующий заказ.
6.2. Выделите эквивалентные и импликативные (условные) суждения. Определите основание и следствие импликативных суждений.
Пример:
1. «С глаз долой – из сердца вон».
Суждение импликативное: «Если с глаз долой, то из сердца вон».
Основание: «С глаз долой».
Следствие: «Из сердца вон».
2. «Курить – здоровью вредить».
Суждение эквивалентное: «Курить – все равно, что здоровью вредить».
а) Долог день до вечера, если делать нечего.
б) Чем дальше в лес, тем больше дров.
в) С волками жить – по-волчьи выть.
г) Дурака учить, что мертвого лечить.
д) Чему быть, того не миновать.
е) Пришла беда – отворяй ворота.
6.3. Выделите соединительные и разделительные суждения. В разделительных суждениях определите разновидность дизъюнкции.
Пример:
1. «Дружба дружбой, а служба службой».
Суждение соединительное, союз – конъюнкция.
2. «Грибы бывают ядовитые либо неядовитые».
Суждение разделительное, союз – строгая дизъюнкция.
а) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
б) Автомобиль может быть оснащен электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания.
в) «Со щитом или на щите».
г) Хлеб да вода – богатырская еда.
д) Береги платье снову, а честь смолоду.
е) Продукты могут содержать генетически модифицированные ингредиенты, либо не содержать их.
6.4. Проанализируйте структуру суждений, определите разновидности логических союзов, запишите суждения в символической форме.
Пример:
«Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив».
Сложное суждение состоит из трех простых, соединенных логическим союзом «и» (конъюнкцией). Первые два суждения являются отрицательными.
Символическая форма:
а) Или проводим маркетинговые исследования, или сразу приступаем к производству.
б) Экономический спад и снижение уровня жизни – причины социальных конфликтов.
в) Много будешь знать – скоро состаришься.
г) И рад бы в рай, да грехи не пускают.
д) Карьерный рост возможен только тогда, когда исполнительность сочетается с инициативностью.
е) Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
з) Мужик год не пьет, и два не пьет, а как черт прорвет, так и все пропьет.
и) Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит, да хвостом виляет.
6.5. Придумайте сложные суждения, имеющие следующие формулы.
Пример:
« »
В данном суждении должно быть три простых входящих суждения; первые два в совокупности образуют основание импликации, а третье является следствием.
Суждение: «Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».
а) →
б)↔
в)→
г)→
д)↔
е)→
6.6. Произведите отрицание сложного суждения.
Пример:
«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».
Формула:
Отрицание:
Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять.
а) Вечером я пойду в кино или в театр.
б) Если я успешно выполню контрольную работу, я получу хорошую оценку и обрадуюсь.
в) Если завтра выпадет снег или будет сильный ветер, я проведу весь день перед телевизором.
г) Если сломается трамвай и не будет маршрутного такси, то я опоздаю на занятия и не запишу начало лекции.
6.7. Находятся ли в отношении отрицания суждения в приведенных ниже парах?
Пример:
«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять. Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять».
Суждения в данной паре находятся в отношении отрицания, поскольку в результате преобразования формулы первого суждения получается формула второго суждения
Формула первого суждения:
Формула второго суждения:
Отрицание:
а) Судья был гуманным и справедливым. Судья не был ни гуманным, ни справедливым.
б) Я куплю в буфете булочку или пирожок. Я не куплю в буфете ни булочки, не пирожка.
в) Если студент готовится к экзамену и у него хорошая память, то получение положительной оценки обеспечено. Если студент не готовится к экзамену, и у него нет хорошей памяти, то нет гарантии положительной оценки.
6.8. Определите истинность логических формул.
Пример:
« »
a | b | c | ||
И | И | И | И | И |
И | И | Л | И | Л |
И | Л | И | Л | И |
И | Л | Л | Л | И |
Л | И | И | Л | И |
Л | И | Л | Л | И |
Л | Л | И | Л | И |
Л | Л | Л | Л | И |
Формула выполнимая, так как в итоговой колонке имеются и значения «истина», и значения «ложь».
а) →
б) →
в) →
г) →
д)
е) →